Елена Астахова
Интегрированное занятие по воспитанию основ экологической культуры «Мы с природой дружим!»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по теме
«Воспитание основ экологической культуры»
в старшей группе
«Мы с Природой дружим!»
Образовательная область: Познание (Формирование целостной картины мира).
Тема: «Чтоб с природой быть на «Ты», знать мы правила должны»
Возраст детей: 5-5,5 лет, старшая группа
Способ организации детей: подгрупповой.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы;
Публикация «Интегрированное занятие по воспитанию основ экологической культуры „Мы с природой дружим!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
- заучивание стихов о природе;
- дидактические игры экологического содержания, подвижные игры;
- рассматривание картинного материала ;
- изготовление поделок и рисунков для пополнения материалом папок «Жалобная книга Природы», «Наша Красная Книга», «Мой Зеленый Друг».
Материалы:
- дидактические игры «Правила поведения в Природе»; «Помоги Природе!»;
- картина-панно «Природа вокруг нас»;
- разноцветные круги (для светофора, картонный лист синего цвета, салфетки;
- круги белого цвета на которых изображены: правила поведения в природе; ситуации (негативные) поведения в природе; чистый круг белого цвета;
- клей, цветные карандаши, фломастеры, восковые карандаши, краски.
Музыкальное сопровождение:
Любаша (музыка и слова) исполнители группа «Барбарики» песня «Не уроните Шарик»
Композиция «Звуки природы»
Интеграция образовательных областей.
Познание (формирование элементарных математических представлений) :
совершенствовать навыки количественного счета, восприятие формы величины и цвета.
Познание (формирование целостной картины мира) : расширять и уточнять представления детей о правилах поведения в природе, обогащать знания детей о состоянии окружающей среды, о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
Коммуникация: продолжать работу по обогащению природоведческого словаря, упражнять детей в согласовании слов в предложении, совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.
Социализация: закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры.
Художественное творчество: формировать умение строить композицию рисунка, расширять набор материалов, используемых в рисовании, проявлять самостоятельность в выборе композиции цветового решения, развивать творческие способности, мелкую моторику.
Музыка: обогащать музыкальные впечатления.
Здоровье: предупреждать утомление детей во время деятельности
Последующая работа:
- продолжение чтения художественной литературы;
- проведение подвижных и дидактических игр;
- самостоятельная творческая деятельность на тему «Мы Природу любим» изготовление поделок из природного материала, пополнение материалом папки «Экологический светофор».
I. Вводная часть (3 минуты)
Воспитатель : Скажите, ребята, а где мы с вами живем?
Дети: на планете Земля
Воспитатель : А что нас окружает?
Дети: Природа
Воспитатель : Что относится к природе?
Дети: воздух, вода, животные, птицы, насекомые, растения, рыбы, солнце, луна и т. д.
Дети выкладывают на мольберте картинки, изображающие их ответы.
Картина-панно «Природа вокруг нас»
Воспитатель : Как надо относиться к Природе?
Дети: бережно, нежно, ласково, с любовью
Воспитатель : Правильно, и тогда природа тоже будет к вам относиться также.
II. Основная часть (20минут)
Воспитатель : Ребята, я когда сегодня пришла в детский сад мне почтальон принес письмо, Давайте его прочитаем и узнаем от кого оно.
Письмо Лесовичка
«Здравствуйте ребята!
Это я, ваш, друг -, Лесовичок.
Живу я в лесу и часто вижу, как люди плохо обращаются с лесными жителями, растениями, птицами, рыбками.
Знаю и очень рад, что вы любите природу, бережете ее.
Я хочу узнать так ли это на самом деле.
Хорошо ли вы знаете правила поведения в природе!
Выполните мои задания!»
Задание Лесовичка № 1
«Подбери правило»
Дидактическая игра «Правила поведения в Природе»
(На доске выкладываются картинки, на которых изображено плохое обращение с природой. Воспитатель читает стихотворение. Дети должны угадать, о чем идет речь в нем, рассказать, подобрать картинку, с изображением правила поведения, и прикрепить ее внизу)
Воспитатель : Молодцы! Все справились с первым заданием Лесовичка.
Игра «Посчитайте» (сколько правил прикрепили)
Задание Лесовичка № 2
«Собери Правило!»
Дидактическая игра «Помоги Природе»
Детям раздаются картинки с правилами поведения в природе, где не хватает нескольких деталей. Необходимо подобрать недостающие детали, так чтобы, получилось изображение правила поведения в природе. Дети выполняют задание самостоятельно. Каждый рассказывает, что у него получилось.
Воспитатель : Молодцы! Все отлично справились со вторым заданием Лесовичка.
Задание Лесовичка № 3
Чтение стихотворений о природе
Задание Лесовичка № 4
Экспериментирование с водой
Воспитатель (показывает глобус)что это у меня?
Дети: глобус
Воспитатель : какого цвета на нем больше? почему?где мы встречаем воду в природе?
Загадывание загадок с последующим показом ответов на экране
Какая вода там должна быть?
Дети: чистая
Воспитатель : послушайте, что написал нам Лесовичок:
Письмо Лесовичка
«Жил-был водоем, вода в нем была чистая, прозрачная, такая,что можно было увидеть обитателей водоема. А в солнечный день в воде отражались деревья, облака.
Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А, уходя. оставили мусор, бутылки.
Потом к этому озеру приходили еще и еще. Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора все больше и больше. Уже нельзя было увидеть, кто там живет. Как вы думаете –это хорошо или плохо?
Обитателям водоема стало совсем неуютно в грязной воде.
Ребята, а как им можно помочь?»
Дети: надо попробовать очистить воду
Опыт «Фильтрация воды»
Проводится опыт по очистке грязной воды через песочно-бумажно-тканевый фильтр
Воспитатель : Молодцы! И с этим заданием Лесовичка справились на «отлично»!
Пальчиковая игра: «Есть на земле огромный дом»
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б доги не вели
Всегда ты будешь в нем,
Природой родной Земли
Зовется этот Дом!
Воспитатель : Когда вы идете в детский сад и вам нужно перейти дорогу, кто вам помогает сделать это правильно?
Дети: светофор
Воспитатель : Сколько сигналов у светофора?
Дети: три
Воспитатель : Какого цвета?
Дети: красный, желтый, зеленый
Воспитатель : Ребята, а в природе тоже есть свой светофор. Называется он–«Экологический светофор» .
Воспитатель : Сегодня ребята, мы с вами будем делать поделку –«Экологический светофор» .
Я вас приглашаю, в мастерскую для его изготовления.
Воспитатель : Давайте попробуем разобраться: сколько сигналов у «Экологического светофора»?
Дети: три
Воспитатель : Какого цвета?
Дети: красный, желтый, зеленый,
Воспитатель : Какого цвета первый?
Дети: красный
Воспитатель : Что мы можем здесь изобразить?
Дети: правило поведения в Природе
Воспитатель : Какого цвета второй?
Дети: желтый
Воспитатель : Что мы можем здесь изобразить?
Дети: как люди плохо себя ведут в природе
Воспитатель : Какого цвета третий?
Дети: зеленый
Воспитатель : Что мы можем здесь изобразить?
Дети: нарисовать, что нужно сделать, чтобы так не было
Звучит композиция «Звуки природы»
Дети выполняют работу.
Воспитатель : Вы все молодцы, какие у вас получились интересные светофоры.
А что мы с ними сделаем?
Дети: отправим Лесовичку в подарок.
III. Заключительная часть (2 минуты)
Чтение стихотворений
Воспитатель : Ребята, а тут в письме Лесовичка еще, что -то написано, Давайте прочитаем.
Письмо Лесовичка
«Ребята вы все просто молодцы! Я знал, что вы любите природу и справитесь со всеми моими заданиями.
В благодарность я, и все наши лесные друзья, передаем вам гостинцы.»
(орешки)
И запомните детишки!
Если к Природе пришел погулять, свежим воздухом подышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в природе нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки
Ветки дуба не ломай! Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить!
Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим, что нам передал Лесовичок.
Используемая литература:
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте» Москва «Просвещение» 2005 г.
Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина «Сценарий занятий по экологическому воспитанию» Москва «Вако» 2011г.
Т. А. Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах» Москва Творческий центр «Сфера» 2010г.
«Уроки экологии» Демонстрационный материал 2010г.
Л. П. Молодова «Экологические занятия с детьми» Москва 2005 г.
Л. В. Артемова «Окружающий мир в дидактических играх» Москва
Н. О. Никонова, М. И. Талызина «Экологический дневник дошкольника»
.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ:
ЗАДАНИЕ ЛЕСОВИЧКА № 1
Не разоряйте птичья гнёзда
Не разоряйте птичья гнёзда.
Дети запомнить должны
И понять:
Гнезда у птичек
Нельзя разорять!
Если в траве
Увидали яйцо
Или услышали
Крики птенцов,
Не приближайтесь,
Не лезьте туда
И не тревожьте
Ни птиц, ни гнезда.
Не разоряйте муравейники
Муравьи- лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
Не шумите в лесу.
У леса музыка своя…
Её послушайте, друзья!
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и нам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
Не рвите цветы.
Цветы украшают луга и леса…
Но это не только природы краса-
В них пчёлы находят целительный дар,
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять…
Завянут букеты. Погибнут цветы…
И Больше не будет такой красоты!
Не забирайте из леса домой животных
Для ёжиков и белок
Лес- это дом родной.
Они живут там смело
И летом, и зимой:
Поэтому не стоит
Их в город забирать…
Поверь: они в неволе
Не будут есть и спать…
ЗАДАНИЕ ЛЕСОВИЧКА № 3
Стихотворения:
Любуйтесь цветами, не рвите!
Любуйтесь цветами, не рвите,
Для красоты их сохраните.
Вьются пчелы над петуньей синей,
Голубь набирает высоту.
Человек становится красивей,
Если видит рядом красоту!
Дерево. Цветок, трава и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они-
На планете мы останемся одни!
Ни к чему обижать бабочку на ветке
Веселее в лесу от ее расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами,
И, поверьте, жуки вас не тронут сами.
Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай: ни птахи, ни сверчка
Не покупай для бабочки сочка.
Люби цветы,леса, простор полей,
Все, что зовется Родиной твоей!
«НЕ УРОНИТЕ ШАРИК»
Музыка и слова Любаши
А дети играют шарами,
Шары улыбаются им.
И взрослые дяди тоже играют
Шариком Земным.
А дети о чем-то мечтают,
Мечты машут им с высоты.
Вы, взрослые дяди, только, играя,
Не разбейте детские мечты.
Припев:
Не уроните шарик -
Это же наш дом.
Не уроните, не уроните,
А то мы упадем.
Давайте дарить друг другу
Радугу и прибой,
Капли дождя, снегопады, вьюгу,
Песни и любовь.
Растите дети, растите,
Пройдет столько лет, столько зим,
Вы взрослыми дядями станете, дети,
Не играйте шариком Земным!
Припев 3 раза