Ирина Терешенкова
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Художник-иллюстратор Евгений Михайлович Рачёв»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: закрепить у детей знания о художнике-иллюстраторе Е. М. Рачеве; учить детей рассматривать иллюстрации в книгах, называть сказку, героев, действие, характер, определять настроение героев; учить детей задумывать содержание своей работы, доводить замысел до конца.
Материал: книги с иллюстрациями Е. М. Рачева, сказки для чтения с детьми, иллюстрации Е. М. Рачева, материл для лепки, аппликации, рисования.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, вы любите слушать сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: А чем отличается сказка от рассказа?
Публикация «Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром „Художник-иллюстратор Евгений Михайлович Рачёв“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Художники-иллюстраторы для детей
- Темочки
Дети: У сказок особое начало, свой конец и все события небывалые, сказочные.
Воспитатель: Ребята, а кто оживает в сказках?
Дети: Оживают звери, птицы, вещи, предметы. Они разговаривают; звери одеты в сарафаны, рубашки; обуты в сапоги. У них у каждого свой характер, свои нравы; кто-то добродушный, простоватый, как заяц; кто-то хитрый, как лиса; кто-то ленивый, как волк.
Воспитатель: В сказках звери своим поведением похожи на кого?
Дети: На людей, ведь люди в жизни бывают и добрые, и злые, хитрые и простодушные, веселые и грустные и т. д.
Воспитатель: Давайте, ребята вспомним, как начинаются сказки, которые вы знаете.
Дети:
- В некотором царстве, в некотором государстве….
- Жили-были… Жила-была…
- Давным-давно…
- Давно это было … и т. д.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним концовку сказок, которая может быть.
Дети:
- И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
- И стали они жить поживать, да добра наживать.
- И стали они долго жить и счастливо.
- И стали они жить-поживать по-прежнему.
- И с тех пор стали жить да быть, и теперь живут.
Воспитатель: Слушать сказки интересно.
«Бабушка, расскажи нам сказку», - можно было услышать и сто, и двести, и пятьсот лет назад; бабушка брала в руки веретено или спицы и начинала рассказывать.
Воспитатель: Какие сказки вы любите слушать?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, сказки бывают разные: про волшебников, волшебники могут все – построить серебряный дворец, выпить целое море, дракона победить. Есть про мужиков, про солдат, про сирот и ничего волшебного в них нет. А есть про зверей, давайте вспомним героев сказок?
Дети: В сказках медведь – добродушный; зайцы – трусливые, слабые; лиса – хитрая; волк – страшный; петух – храбрый. В сказках звери умеют разговаривать и живут в домах, и одеваются, как люди.
Воспитатель: Выгнала лиса глупого зайца из избы, и сидит на печи смеется, ребята, из какой это сказки?
Дети: Заюшкина избушка.
Воспитатель: Пошел храбрый петух зайца выручать и кричит.
Дети: Пошла лиса с печи …
Воспитатель: Послушают дети сказку, выйдут во двор, а по двору петух ходит, зерна клюет. Подойдет мальчик к петуху и скажет: «Петух, петух! Я про тебя сказку слышал». Ничего не поймет петух, покосится золотым глазом и прочь уйдет.
Дети: На опушке лису встречу и крикну ей: «Лиса, лиса! А где же твой сарафан?»
А лиса, как рыжая молния меж елок мелькнет, только ее и видели.
Воспитатель: Не носит лиса сарафан и петух человеческих слов не понимает. А как же в сказках?
Дети: А в сказках звери не настоящие, а сказочные и очень похожи на людей и храбрость у них человечья, и хитрость, и жадность тоже.
Воспитатель показывает иллюстрации к сказке «Мужик и медведь»
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем сказку, опираясь на рисунки. Слушают сказку большие и маленькие, смеются все и понимают – не медведя обманул мужик, а барина.
Дети рассказывают сказку.
Воспитатель: Кто в старой деревне хозяином был? Кто не работая, из мужицких натруженных рук урожай забирал?
Дети: Барин!
Воспитатель: Все барина в медведе узнали, вот какие сказки про зверей, и слушать их всем интересно.
Воспитатель показывает подборку книг с картинками.
Воспитатель: Ребята, вы любите читать книги? Нравится вам рассматривать к ним иллюстрации?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Раньше сказки рассказывали бабушки, а теперь книжки и не просто книжки, а книжки с картинками. Послушает ребенок сказку и картинки рассматривает.
- А кто придумывает народные сказки?
Дети: Сказки простые люди придумывали, один другому рассказывали: бабушки – внукам, те своим внукам… Так через века дошли они до нас, сложенные народом давно.
Воспитатель: А кто картинки рисует к сказкам?
Дети: Художники – иллюстраторы.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами рассмотрим иллюстрации, которые нарисовал Евгений Михайлович Рачёв. Показываю иллюстрации.
Воспитатель: Ребята, расскажите, как он изображает животных.
Дети: Вот сидит одетая в сарафан коза, крутит веретено, нитку прядет; а вокруг козы семеро козлят. Коза рассказывает сказку, козлята слушают. Одни козлята улыбаются, другие слушают серьезно и горят, как желтые угольки их глаза. Словно подошел художник к их домику и в окошко заглянул. А ведь домика такого нет и козы в сарафане, и не носят козлята рубашек.
Воспитатель: Молодцы, а как смог Евгений Михайлович создать такой сказочный рисунок?
Дети: Он любил смотреть на животных, по морде козы или собаки видно настроение животных. Животные, как люди и чувствуют, и думают; и глаза их тоже меняются, то веселые, то печальные. Рисовал он веселых и печальных, сердитых и добрых, сытых и голодных животных. Представлял как сказочные коза с козлятами в избушке жили, как за стол садились, что делали по вечерам, как коза улыбаясь сказку говорит, а козлята слушают, затаив дыхание. Вот это все и рисовал Евгений Михайлович Рачев.
Воспитатель: Назовите, какие сказки иллюстрировал Е. М. Рачев.
Дети берут в руки книжки и показывают.
- Кот, серый лоб, козел, да баран.
- Петушок золотой гребешок.
- Маша и медведь.
- Лисичка-сестричка и серый волк.
- Мужик и медведь.
- Волк и семеро козлят.
А так же русские народные потешки.
Рассматриваем вместе иллюстрации, называем героев, дети рассказывают о характере героев, о выразительных средствах картин, затронуть краткое содержание сказок.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами выполним интересную работу. Давайте создадим свои иллюстрации, сделаем работы по аппликации, вылепим фигурки зверей по сказкам, которые иллюстрировал знаменитый художник Евгений Михайлович Рачев.
По окончании работы вместе с детьми рассматриваем рисунки, вылепленные фигурки, украшенные сарафаны, празднично украшенный тулуп медведя. Создать выставку.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Литература:
1. «Дошкольникам о художниках детской книги»
Книга для воспитателей детских садов
Составитель Т. Н. Дронова Москва «Просвещение» 1991г.
2. «Детям о книжной графике» Н. А. Курочкина
Издательство «Акцидент» Санкт- Петербург 1997 г.