Кадрия Ишкильдина
Интегрированное занятие «Оренбургский сувенир»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Способствовать развитию интереса детей к культурному наследию Урала. Воспитывать любовь и уважение к «малой» Родине, к культуре своего народа.
Задачи:
• Дать детям начальное представление об оренбургском пуховом платке и истории пуховязального промысла. Показать и рассказать о традициях вязания платка, о способах украшения и символики узоров.
• Познакомить детей с особенностями элементов узора (геометрический узор, растительный).
Публикация «Интегрированное занятие „Оренбургский сувенир“» размещена в разделах
• Учить использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности.
• Развивать психические процессы (мышление, внимание, память, воображение).
• Продолжать знакомить детей с техникой рисования графики: тушь и острая палочка.
Задание: графическое изображение узора каймы платка.
Обогащение словаря: паутинка, кайма, спицы, веретено, глухотка, ажурный, косорядка, соты.
Область применения, возраст обучающихся:
Интегрированное занятие «Оренбургский сувенир» предназначен для работы с детьми 6-7 лет:
- в дошкольных образовательных группах, функционирующих на базе дошкольных образовательных учреждений;
-в учреждениях дополнительного образования;
Ожидаемый результат:
• Проявление истинной увлечённости к достопримечательностям родного края.
• Умение дошкольников самостоятельно изображать уникальные узоры Оренбургских пуховых платков;
• Формирование у детей позитивного, уважительного отношения к «малой» Родине.
Формы и методы реализации:
-сюрпризный момент;
-наглядный;
-словесный;
-игровой;
-экспериментирование;
-эмоциональная насыщенность;
-практическое задание;
Содержание:
1. Организационная часть. (2 мин.)
2. Знакомство с новым материалом. (15 мин.)
3. Практическая работа. (10 мин.)
4. Подведение итогов. (3 мин.)
Материально- техническое обеспечение:
пуховый платок и паутинки, козий пух, пряжа, спицы, веретено.
Так же костюм уральской казачки, схемы узоров, музыкальное оформление. Черная тушь, палочки для рисования, альбомные листы.
1. Организационная:
Ход занятия:
Дети получают загадку-приглашение:
Легка, воздушная,
Ветерку послушная.
Оренбургский сувенир
Он известен на весь мир.
Не гипюр и не картинка
Это чудо -(паутинка).
Читают, отгадывают загадку и, следуя за клубком, приходят в изостудию.
Педагог в костюме уральской казачки встречает детей:
- Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, рассаживайтесь по удобнее.
А как вы дошли? (за клубочком)
Отгадали загадку? Что это? (паутинка). Молодцы.
2. Знакомство с новым материалом:
- Посмотрите, какой красивый платок украшает мои плечи. За ажурность и легкость называют ее в народе паутинкой. (Слайд 1)
Платки и шали издавна считаются частью народного женского костюма, как повседневного, так и праздничного. Они не только украшают костюм, но и защищают женщину от холода, ветра. Зимой в трескучих морозов согревает пуховый платок, а весной и осенью ажурные как гипюр паутинки украшают плечи. (Показ и демонстрация платков и паутинок).
- Скажите, а знает ли кто-нибудь из вас, из чего связаны такие чудесные платки?
- Правильно, из козьего пуха! Только козы особой породы дают такой пух. «Причина» уникальности пуха кроется в местном климате, а также в особом питании. (Слайд 2)
(показ пуха и пуховой пряжи, любование).
- Просмотрите, какой нежный, легкий, как пушинка, пух. Он очень эластичный, нежный, не пропускает тепло. Потрогайте, погладьте – мягкий, гладкий как шелк. А пушинка к пушинке – нитка растет. Нитка тонкая, ровная. Очень кропотливая работа прядение. Помните «три девицы под окном пряли поздно вечерком…». Допоздна засиживались пряхи за работой. А самыми искусными пряхами всегда считались татарки, у них пряжа получается тонкая, словно паутина бабьим летом.
(Показ прядения)
- Левой рукой тянут пух, правой крутят веретено. Вот так. А с песней и дело спорится.
Дети исполняют русскую народную песню «Прялица» в обработке Мартынова с движением.
- Вот и пряжа готова, но это полдела. Дальше берутся за работу мастерицы – вязальщицы. Это они придумывают и вывязывают вручную узоры. (Слайд 3)
Загадка «Барыня - княгиня весь мир одевает, а сама раздетая? Что это?
(если дети затрудняются ответить, помогаем с отгадкой).
- Правильно, это спицы. Вот на таких стальных спицах вяжется пуховой платок. И получается вот такая вот красота! Очень нежный и мягкий, как лебяжий пух. Положишь руку – тонут. Потрогайте, погладьте!
(предлагает детям). Прижмитесь щекой к платку. Чувствуете, какой он ( ответы детей: теплый, красивый, мягкий, ажурный и т. д.)
- Никто не может сравниться в вязании с уральскими казачками, на мне ребята костюм уральской казачки, они признаны самыми лучшими вязальщицами ажурных платков. Использовали они узоры и мотивы, навеянные родной природой. (Слайд 4)
- Оренбургская область знаменита пуховыми платками и паутинками. Оренбургские пуховые платки славятся на весь мир. Признание и главные награды получали медали на всемирных выставках в Лондоне, Париже, в Брюсселе.
Дети читают стихи: Затуманились зарницы,
Дуют ветры степняки
Вяжут, вяжут пуховницы
Оренбургские платки.
Ах, платочек, мой платочек
Весь в узорах уголочек
Он белее ковыля, распушистые поля.
Распушистый, распушистый
Его знает целый мир,
И в Париже носят тоже
Оренбургский сувенир.
- Каждый хочет приобрести наш Оренбургский платок в подарок. А начнут выбирать – глаза разбегаются от такого количества красивых и разнообразных платков. Не платки, а сказка. Тут и дымчатые, и белые, и серебристые инеем покрытые.
(Показ паутинок девочками-моделями).
-Теплым пуховым платком покрывают голову в зимние морозы. Посмотрите, серединка глухая, квадратная без узоров, а кайма с зубчатым узором. Одним концом обвязывают вокруг шеи, оставляют расправленный угол, чтобы была видна узорчатая кайма. Паутинка вся узорная, ажурная, ее свободно накидывают на плечи. (Показ - демонстрация)
Долгими зимними вечерами вяжут пуховницы и поют:
Выйду, сяду на крылечко,
Звонко песню запою.
Пропущу я сквозь колечко
Паутиночку свою.
- И вправду, паутинку можно пропустить сквозь колечко. Не верите? Давайте, проверим.
(проводим эксперимент с продеванием паутинки сквозь кольцо).
- На посиделках, где вяжут мастерицы, собирались девчата и ребята. Там можно и поиграть, порезвиться.
Игра «Кто быстрее соберется вокруг платков».
3. Практическая работа:
- Я предлагаю вам потрудиться, нарисовать тушью и палочками узорчатую кайму. Кайма с одной стороны ровная, с другой- с зубчиками.
-Мастерицы использовали в вязании разные узоры.
(показ графически исполненных образцов узор)
-Каждый элемент имел свое название. Как бы вы назвали такие орнаменты, на что они похожи?
(«елочка», «кошачья лапка», «змейка», «косорядка», «кустик» и т. д.) педагог выслушивает ответы детей.
-Какие узоры вы запомнили?
Дети работают за столами, где приготовлены шаблоны - полоски для каймы и тушь с заостренными палочками.
4. Подведение итогов:
По окончанию детские работы объединяем в один большой платок.
- Посмотрите, какой большой оренбургский платок у нас получился с узорчатой каймой! Молодцы!
-Прославляли наши оренбургские платки и в стихах, и в песнях. А наши дети исполнят хоровод «Оренбургский платок».
Список литературы:
• Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду»/ изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2014г. ;
• Уханов И. В. «Оренбургский пуховый платок»
• Федорова О. А. «Такие платки вяжут в Оренбурге»,/ изд-во «Димур»;
• Шестакова А. В. «Росток»,/ Челябинск 1996г.