Светлана Сковородникова
Интегрированное занятие «Кора деревьев, для чего она нужна?»
▼ Скачать + Заказать документы
Звучит музыка леса. Дети с Лесовиком входят в зал, держась за руки. Идут в круг, читают стихи «Прогулка в лес» («Деревья, какие они?» Т. А. Шорыгина).
Останавливаются.
Лесовик: - Конечно же, вы меня все узнали. Кто я?
Дети: - Лесовичок.
Лесовик: - Здравствуйте, ребята! Сегодня в лесу у меня много гостей. А лес гостям рад! Но прежде чем вас пропустить, я должен узнать, с добром ли вы пожаловали, помните ли вы правила поведения в лесу? Я буду их называть, а вы выбирать, правильно я говорю или нет.
• Ветки ломать можно, цветы рвать - зелень не жалко, еще вырастет.
Публикация «Интегрированное занятие „Кора деревьев, для чего она нужна?“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кора деревьев. Изучаем кору
- Темочки
• Ветки не ломайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
• Лягушку, ужа, гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было!
• Животные всякие нужны. Каждое из них необходимы природе.
Дети отвечают. Лесовик благодарит за правильные ответы.
Лесовик: - Я вас пропускаю! Проходите на полянку! Рассаживайтесь! У меня для вас припасены подарки. Собрал я их в лукошко. (Вынимает загадку)
• Нам в дождь и зной Поможет друг,
Зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. Дерево.
Лесовик: - Совершенно верно. Это дерево!
- Как вы думаете, дерево - оно живое или нет?
- Почему?
- А как оно дышит? Чем? Что отдает?
Дети: - Кислород.
Лесовик: - Посмотрим в лукошко. Какой там еще подарок?
Лесовик достает, показывает образцы коры от различных деревьев.
Лесовик: - Что это?
- С каких деревьев?
- Для чего деревьям нужна кора?
- От чего она может защищать?
- А кора защищает только ствол дерева?
Дети: - И веточки.
Лесовик: - Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится? Лесовик раздает веточки от березы.
Лесовик: - Давайте «разденем» веточку.
- Какая кора на веточке?
Дети: - Мягкая, тонкая.
Лесовик: - Как ее можно назвать?
Дети: - Кожица.
Лесовик: - Вы сказали, что все дерево покрыто корой : и ствол, и веточки. Только на стволе кора жесткая, толстая, а на ветвях - мягкая, тонкая. Кожица на ветвях - это тоже кора, только молодая.
Но ведь ствол дерева и ветки состоят не только из коры, а что же внутри? Чтобы это узнать, я предлагаю вам превратиться в дерево.
Игра
Дети образуют круг. Самый высокий встает в центр - это сердцевина дерева. Трое берутся за руки вокруг него - это древесина - очень важный слой дерева, по которому от корней к листьям поднимается вода с питательными веществами. Четверо берутся за руки встают спиной к остальным - это кора, она защищает дерево. Остальные дети изображают корни.
Лесовик: -Хотите, чтобы наше дерево начало расти?
Тогда дети, изображающие корни «пьют» воду (сидя сгибают и распрямляют ноги, А древесину - одновременно приседают и поднимаются. Древесина, как насос, поднимает воду от корней к листьям.
Лесовик: - Наше дерево проснулось и ожило после долгой зимы. На нем появились листочки (дети потянулись, пошевелили расправленными пальцами рук).
Дети рассаживаются по местам.
Лесовик: - Как вы думаете, зачем людям нужно знать возраст дерева?
- Как можно определить, что дерево старое?
- А еще возраст определяют по стулу
Дети: - Сколько колец в древесине.
Лесовик: - Какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых?
Дети: - Больные.
Лесовик: - Как определить, что дерево болеет?
- От чего могут болеть деревья?
Лесовик показывает кору изъеденную вредителями.
Лесовик: - Кто лечит деревья?
Дети: - Дятел.
Лесовик: - Как?
- А еще от чего болеют деревья?
Дети: - Кто-то порезал кору, сломал веточку.
Лесовик: - Да, правильно, кто так делает, приносит большой вред деревьям.
Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают березовый сок: сделают надрез, наберут сок и уходят. А сок продолжает течь. Через некоторое время на месте среза образуется красная полоса. В народе говорят:»Береза плачет кровавыми слезами». Чтобы дерево не болело и не погибло, срез нужно замазать землей или глиной. Березовый сок очень полезный, он богат витаминами.
Лесовик: - А теперь закройте глаза и по запаху определите, чем пахнет?
Дети: - Смолой.
Лесовик: - У каких деревьев бывает смола?
- А сок сосны или ели на воздухе затвердевает, и получается смола. Из
смолы делают клей.
Лесовик: - Как вы думаете, кора и спилы, которые я вам показал, сняты с живого или неживого дерева?
Дети: - Со спиленных, приготовленных на дрова.
Лесовик: - Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и за деревьями.
- Кто знает, как называются люди этой профессии?
Дети: - Лесники.
Лесовик: - Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать. Мы с вами говорили, что из древесины строят дома, изготавливают мебель, бумагу.
- Что же можно сделать из коры дерева?
- Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы.
Из коры:
• березы - художественные поделки;
• липы - лапти, мочало, короб;
• пробковый дуб - пробки;
• дуба - лекарственное средство;
• корицы - приправу.
Звучит запись (голос кукушки).
Лесовик: - Пока мы с вами рассматривали выставку в моем лесу что-то случилось. Слышите, как тревожно кукует кукушка.
На мольберте рисунок дерева (ствол и веточки).
Лесовик: - Как вы думаете, что случилось с этим деревом?
Дети: - Погибло.
Лесовик: - Почему это видно?
Дети: - Нет коры и листьев.
Лесовик: - Чем мы можем ему помочь? Давайте сначала «оденем» его.
Гуашью нарисуем кору березы.
Лесовик: - Вот мы и «подлечили» дерево.
- А чем еще можем ему помочь?
Дети: - Листочки приклеить.
Лесовик: - Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зеленый листочек дерева.
Дети называют по демонстрируемым эмблемам - запрещающие, оберегающие знаки.
Лесовик: - Посмотрите, как наше дерево ожило. К нему прилетели птички
Наклеивает силуэты птиц.
Лесовик: - Может быть, они совьют себе гнезда и выведут птенцов. Послушайте, как они радостно поют.
Звучат голоса птиц.
Итог занятия :
Лесовик: - Я очень рад, что вы приходили ко мне в гости в лес. Благодарен за вашу заботу. «Спасибо!» - говорят и деревья, и птицы. А спасенная вами березка угощает вас своим соком.
Лесовик угощает детей березовым соком.