Светлана Морозова
Конспект НОД в старшей группе «Ах, зимушка-зима, для чего ты нам нужна?»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности: познавательная, изобразительная, оздоровительная.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: познакомить детей с особенностями и условиями жизни животных, птиц и деревьев зимой.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Ах, зимушка-зима, для чего ты нам нужна?“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
образовательные: продолжать знакомить детей с явлениями природы зимой; познакомить с периодом отдыха растений с поздней осени до весны; обобщать и систематизировать знания детей о птицах, животных и деревьев, об особенностях их поведения в зимний период, обогащать и расширять знания об особенностях зимней природы.
развивающие: развивать познавательный интерес, речь детей, умение поддерживать беседу, мелкую моторику пальцев.
воспитательные: воспитывать заботу и доброе отношение к животным, птицам и растениям; чувство сопереживания к ним и стремление помочь им в трудное время, воспитывать чувство прекрасного к природе и ко всему, что нас окружает.
Словарная работа: "медведь - шатун", надземная часть, ледяной дождь, ледяная корка.
Предварительная работа. повесить на участке кормушки, кормление птиц Рассматривание репродукций с птицами, животными и деревьями зимой. Инсценировка сказки на столе «Заюшкина избушка», загадки о животных, деревьях, птицах.
Планируемые результаты: ребенок интересуется новым, может поддерживать беседу о зимнем времени года; ребенок проявляет любознательность; способен рассуждать и давать адекватные объяснения; выражает эмоции (жалость, грусть) при инсценировки стихотворения; владеет в соответствии с возрастом основными движениями; интересуется изобразительной детской деятельностью (раскрашивание животных в зимнем лесу).
Материалы и оборудование: иллюстрации: животные в спячке, деревья в снегу, деревья после ледяного дождя, птички у кормушки, кормушка для животных, рисунки для раскрашивания, снежинки, шапочка птички-синички, пенек, елочка, лист фанеры, зерно.
1. Вступительная беседа.
Слайд №1
Воспитатель:
Здравствуй, в белом сарафане Здравствуй, русская молодка,
Из серебряной парчи! Раскрасавица-душа,
На тебе горят алмазы, Белоснежная лебедка,
Словно яркие лучи. Здравствуй, матушка-зима!
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- А вы рады зиме? Почему? (рады. Можно кататься на санках, лыжах, коньках. Строить снежные крепости, лепить снеговиков).
- Конечно. А еще от летней жары отдохнуть и зимней красотой полюбоваться. Зимой мороз убивает вирусы и микробы, а снег очищает воздух, поэтому в морозный день так легко дышится.
- Ребята, давайте поиграем.
Динамическая пауза: «Зимние забавы»
Мы бежим с тобой на лыжах (изображают ходьбу на лыжах)
Снег холодный лыжи лижет
А потом – на коньках, (дети изображают бег на коньках)
Но упали мы. Ах! (падают)
А потом снежки лепили (стоят, сжимают воображаемый снег)
А потом снежки катили (катят воображаемый комок)
А потом без сил упали (падают)
И домой мы побежали (бегут по кругу).
-Ребята, вы зиме рады. Скажите, а природе зима нужна? (зима нужна, чтобы природа отдыхала).
-Давайте у природы мудрой спросим:
«Зачем, скажи, тебе нужна зима?
Ответ природы краток: «Передышка
Нужна – для жизни силы накопить».
- Зима нужна, чтобы природа отдыхала. Вот только мы больше времени проводим в теплых помещениях. А растения всю зиму на морозе и холоде. Как они себя чувствуют? Как переживают долгую холодную зиму? И нужна ли она им? Я вам сейчас расскажу.
Слайд №2
Зима для растений - время достаточно трудное. Особенно трудно приходится зимой деревьям и кустарникам. Ведь у них почти вся надземная часть не укрыта снегом и ничем не защищена. И не морозы - главная опасность для деревьев и кустарников! Нет, главная опасность - это высыхание. Ведь движения воды по стволу и веточкам в это время года нет. И если растение будет терять воду, оно просто-напросто засохнет!
Слайд №3
Другая серьезная опасность для деревьев зимой - налипание мокрого снега на ветви. Под его тяжестью ветки и даже стволы деревьев и кустарников гнутся и ломаются. Из наших деревьев легче всего переносит снежные зимы ель. Ее ветви - еловые лапы - наклонены к земле. И много снега на них просто не удерживается. Наклоняясь под его тяжестью, еловая ветка просто стряхивает с себя груз!
Слайд №4
Другая опасность для деревьев зимой – ледяные дожди.
Что такое ледяной дождь? Когда в облаках образуются дождевые капли. Если у поверхности земли погода морозная, то они в полете к земле успевают замерзнуть. Но замерзнуть не полностью - в центре такой градинки немного не замерзшей воды. Падая на твердую поверхность, льдинка разбивается, вода из нее вытекает и тут же замерзает. Образуется ледяная корка и под ее тяжестью ломаются ветки, сгибаются молодые деревья и кустарники. И не все деревья выпрямятся весной. Не все даже выживут! Другие растения страдают от зимы меньше. Кустарники - брусника, черника, низкого роста, поэтому они почти всегда укрыты снегом. А вот почкам деревьев, кустарников и трав зимний отдых необходим. Вот, например, семена клена и лиственницы зимой разлетятся по лесу и прорастут весной только через год.
Так что для лесных растений зима не только не страшна. Многим из них она просто необходима!
- Как люди могут помочь деревьям зимой? (Сгребать снег к стволам деревьев, стряхивать снег с веток).
- А сейчас давайте прогуляемся в зимний лес. «Прогулка в зимний лес».
Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по группе.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руками.)
Справа – березка в шубке стоит, (Руки отводят в указанную
Слева – елка на нас глядит. сторону и смотрят.)
Снежинки на небе кружатся. (Движения «фонарики» и смотрят вверх.)
На землю красиво ложатся. (Приседают.)
Вот зайка проскакал, (Прыжки.)
От лисы убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет. (Руки на поясе, наклоны в стороны.)
Все мы спрячемся сейчас, (Приседают, прячась.)
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит, (Имитируют сон.)
Так всю зиму и проспит.
В лесу красота и покой, (Разводят руки в стороны.)
А нам пора домой. (Садятся на свои места.)
-А животные рады зиме? (Животным зимой трудно добывать себе еду, прятаться в лесу, искать ночлег)
2. Рассказ воспитателя.
Слайд №5
- Да, ребята, животным тяжело зимой, не хватает еды, холодно. Тяжело им переносить сильные морозы, холодные сырые ветра со снегом и дождем и спасает их пушистая, тёплая шерсть. Одни животные запасают корм, другие животные ложатся в спячку.
А зачем нужна спячка? Зимой многим животным, таким как ежи, суслики, бурундуки и медведи, трудно согреться и найти себе пропитание. Тогда они ищут себе укромное местечко – норку или дупло дерева, где они должны будут провести без еды и воды несколько месяцев.
Но во время спячки мелкие грызуны могут проснуться, попить немного воды, съесть чего-нибудь и опять спят. Медведи же не просыпаются ни разу: им не нужно ни есть, ни пить. Но на самом деле спячка медведей больше напоминает дрему, а не сон. Они всегда настороже: на них могут напасть другие медведи, которые не смогли уснуть и шатаются по лесу в поисках добычи. Поэтому некоторые из них даже спят с открытыми глазами.
Видите, ребята, спячка нужна животным, чтобы пережить зиму. Одни звери переходят на другой корм, а другие - впадают в спячку.
Слайд №6
Поэтому, зимой животным в лесу, когда трудно и голодно, приходят на помощь люди. Они строят большие кормушки, кладут туда сено, насыпают зерно. Как вы думаете, зачем люди это делают? (Чтобы звери не погибли).
-Правильно! Мы должны любить и беречь всех животных!
Рисование «Раскрась картинку».
Посмотрите на картинку с зимним лесом и животными. Раскрасьте картинку.
Дети выполняют задание.
- И все мы радуемся, что зима наступила и все белым-бело. А вот птицам нерадостно. И холодно, и голодно птицам. Кто же может помочь бедняжкам-птицам? (Люди)
-У нас такой обычай:
Чуть выпадет снежок,
Мы вешаем кормушку
Для птичек на сучок.
Слайд №7
-Только мы, люди умеем делать кормушки. Только мы можем развесить их на деревьях и насыпать в них зернышки и хлебные крошки. Можно сделать кормушку и повесить во дворе или в лесу. Можно устроить кормушку у себя на балконе или за окном. Сначала птицы будут бояться подлетать к ней, но потом привыкнут, и вы можете наблюдать, как они весело клюют зернышки в кормушке, которую вы повесили для них. Что можно насыпать в кормушку кроме хлебных крошек? Просо, овес (можно даже геркулесовую крупу, пшеницу, кукурузу. Очень любят птички тыквенные и подсолнечные семечки. Для синичек подвесьте на веревочке кусочек сала. Если птички заметили вашу кормушку, и им понравилось угощение, то они будут прилетать в эту птичью столовую часто. Не забывайте подсыпать им корм почаще, будет очень обидно, если они прилетят, а еды нет. Сделав хотя бы одну кормушку, вы поможете нескольким птицам продержаться в холодные месяцы. Конечно, они не смогут сказать вам "спасибо", ведь они не умеют говорить. Но они все равно будут очень благодарны.
Инсценирование.
- А сейчас ребята вам покажут игру-инсценировку по стихотворению
Н. Грибачева
Ребенок-автор
Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу – ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
Синица
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны!»
Ребенок-автор
И сказал Сережа:
Сережа
«Ладно!
Потерпи недолгий срок…»
Ребенок-автор
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист – зерна,
И пшена две горсти –
Сережа
«Собирайтесь, гости!»
Упражнение “Снежинки”.
-Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели снежинки. Посмотрите, какие они. Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
-Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Воспитатель следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи (3 раза)
Рефлексия
- Ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали?
-Что вы узнали нового?
- А теперь рассмотрим наши работы и выберем самые выразительные. Какие работы самые аккуратные?
Список литературы
1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Е. Н. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Lesnoy-dar. ru