альфия васильева
Интегрированное занятие для средней группы «Белая березка под моим окном»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное уиреждение
д/сад с. Каменно-Ангарск.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
конспекта НОД
по теме
«Белая березка под моим окном»
Средняя группа
Воспитатель:
Васильева Альфия Чингисовна
с. Каменно-Ангарск
Содержание:
1. Введение …. …. ….3
2. Цель методической разработки …. ….5
3. Цель, задачи педагогического мероприятия….5
4. Конспект НОД ….….7
5. Заключение ….…. 13
Публикация «Интегрированное занятие для средней группы „Белая березка под моим окном“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
5. Список литературы ….14
6. Приложение 1 «Рисунки воспитателя Н. В. Гурьевой «Белая берёза»….15
7. Приложение 2 «Картины русских художников»…. ….16
8. Приложение 3 «Иллюстрация «Лес» …. …. 18
9. Приложение 4 «Иллюстрации «Троица»…19
10. Приложение 5 «Графическая схема изображения модели берёзы»…. …21
11. Приложение 6 «Д/и «Чей листок?»…22
12. Приложение 7 «Иллюстрации «Берёзовая поленница»…. 23
13. Приложение 8 «Изделия из древесины берёзы»…. 24
14. Приложение 9 «Изделия из бересты»…26
15. Приложение 10 «Практическое использование берёзы человеком в лечебных целях»…28
16. Приложение 11 «Банные принадлежности»….30
Введение
Наше общество переживает глубочайший кризис в своем развитии. Идет «борьба добра со злом».
Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи – все это следствие утраты ответственности, сопереживания, соучастия. Отсюда и кризис общественного образования и воспитания.
Издавна отечественная педагогика радела о развитии духовно-нравственной сферы сознания человека, что ставило целью воспитывать человека существом мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, честным, скромным, уважительным, трудолюбивым.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияло на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение, патриотическую и семейную ориентацию, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, культуры русского народа, особенно актуально, так как общество нуждается в образовательных духовно-нравственных моделях.
Но нарушения происходят не только в обществе, но и биосфере. Растительный мир – главный компонент биосферы, поэтому вопрос гуманного отношения к растительному миру является актуальным.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей.
Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
В. А. Сухомлинский утверждал, что природа является сильнейшим средством воздействия, прекрасным методом воспитания.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости развития у детей экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманном отношении к ней.
Дошкольное детство – ответственный период в жизни человека и первый этап в системе экологического образования. В этот период закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностные ориентации в нем, формируется базис его личностной культуры.
Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое движение души ребенка, зависящее от степени наблюдательности, нравственности чувств.
Отсюда наступает важный момент перевода сопереживания к сочувствию и содействию.
Здесь уже встает вопрос практического характера – как учить?
Перевод к содействию, на мой взгляд, надо начинать с наблюдения как с основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе.
Кстати, этот метод целесообразно использовать со средней группы.
Необходимо использовать и другие наглядные методы:
- показ демонстрационного материала;
- рассматривание иллюстраций, предметов, репродукций картин;
- проведение дидактических игр;
- экскурсии;
- моделирование.
Словесный метод используется при:
- чтении литературных произведений;
- беседе с элементами диалога;
- проведении игр (Д. И., П. И., С. Р. И.);
- загадывании загадок;
- чтении с родителями.
Практический метод:
1. Организация продуктивной деятельности.
2. Проведений игр (строительных, подвижных).
3. Проведение экскурсий.
4. Организация досуга с родителями
Аннотация. Используя данную методическую разработку, мы открываем дошкольникам путь к духовно-нравственной стороне познания окружающего мира. Обращаем внимание детей на его богатство, красоту и разнообразие, учим видеть отличие мира созданного руками человека от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам как единственную возможность их сохранения, способствуем развитию творческой личности ребенка.
Главный результат должен включать в себя наиболее полное усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремления его к добру и неприятию им зла.
Данная методическая разработка предназначена для проведения ознакомительного педагогического мероприятия с детьми 5-6 лет в соответствии с календарно-тематическим планированием МКДОУ детский сад с. Каменно-Ангарск по теме «Деревья, кустарники. Сибирь-край, в котором я живу». Может представлять интерес для воспитателей дошкольных учреждений и родителей воспитанников.
Цель методической разработки: раскрытие опыта проведения педагогических мероприятий по образовательной области «Познание».
Цель мероприятия: Формирование предпосылок экологического сознания и начал экологической культуры, познавательного интереса к окружающему миру у детей среднего возраста посредством созерцания природы и сопереживания ей. Сохранение духовно- нравственного здоровья детей.
Задачи:
• Образовательные:
- расширить представления детей о самом любимом и почитаемом дереве нашей Родины – березе, о ее значении в жизни человека: хозяйственном, оздоровительном, эстетическом, патриотическом;
- познакомить детей с русско-народным творчеством: стихами, загадками, песнями и сказками о березе;
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни;
- продолжать расширять представления детей о труде взрослых, народных промыслах;
- обогащать сенсорный опыт детей через знакомство с широким кругом предметов и новыми способами их обследования;
- обучать приёмам конструирования из бумаги путём сгибания листа пополам и приклеивания к основной форме;
- совершенствовать умения сравнивать предметы по величине;
- активизировать и обогатить словарный запас на основе знакомства с новыми предметами.
• Развивающие:
- развивать психические процессы: мышление, воображение, умственные способности, память, эмоциональную сферу через познавательную активность;
- развивать мелкую моторику рук через продуктивную деятельность;
- развивать навыки самообслуживания при подготовке к занятию и после его завершения;
- развивать познавательную активность детей через исследовательскую деятельность;
- совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- формировать умение создавать коллективные произведения;
- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
• Воспитательные:
- воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, как украшению нашей земли, как к живому созданию, нуждающемуся в нашей любви и заботе;
- продолжать воспитывать любовь к родному краю;
- расширять представления о правилах поведения в лесу;
- продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми через различные виды деятельности.
Обогащение и активизация словаря: Родина, малая Родина, природа, растения, береза, береста, поленница, дрова, веник, баня, кадушка, деготь, березовый сок, почки, музей, аптечка, уголь, париться, путешествие.
Тип мероприятия: интегрированное.
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы: беседа; художественное слово; загадка; пояснения; показ; поощрение; самостоятельная деятельность детей; игра.
Оборудование и материалы: музыкальный центр, диск с русской народной музыкой, мультимедийная установка, берёзовый веник, горячая вода 600, кадушка, шапка для бани, берёзовые поленья и чурки, модель печки, изделия из бересты и древесины, берёзовый сок, дёготь, мазь вишневского, угольные таблетки, дектярное мыло, сухие берёзовые почки.
Демонстрационный: картины, иллюстрации русских художников о природе, презентация, изделия из бересты, графическая модель березы.
Раздаточный: клей ПВА, кисти, салфетки, простой карандаш, береста, трафарет с листьями деревьев.
Предварительная работа:
Беседы о малой Родине, о русской природе;
Чтение художественной литературы о природе;
Разучивание песен, стихов, отгадывание загадок;
Продуктивная деятельность: рисование;
Обучение моделированию;
Экскурсии в парк, наблюдение за деревьями и кустарниками;
Семейные чтения и выход на природу с родителями.
Изготовление макетов и поделок… …
1. Cюрпризный момент
Стук в дверь, входит курьер и приносит письмо.
(Воспитатель читает). Ребята, это письмо от Сибирячка, он приглашает нас в путешествие по родному краю. Шлёт нам даже карту с маршрутом, по которому мы его отыщем.
-А вы хотите путешествовать?
(ответы детей)
- Молодцы!
2. Основная часть.
Дети рассматривают карту и обнаруживают там схему путешествия и стрелочки, по которым надо следовать к Сибирячку.
Сибирячок: здравствуйте ребята! Вы получили моё письмо? Я приглашаю вас продолжить путешествие по родному краю и узнать много интересного.
Показ слайдов с картинами русской природы под музыкальное сопровождение (Приложение 1)
«То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной на век любимый,
Где найдешь еще такой,
Где найдешь еще такой!»
Воспитатель:
- Ребята, скажите, что вы увидели сейчас на слайде?
(ответы детей)
- Да, правильно: красивый лес, поля, луга…
- Ребята, а что такое лес?
(ответы детей) А ещё, лес – это главное богатство Сибири.
- Правильно: это деревья, кусты.
- Ребята, а чем отличается дерево от куста? (у дерева один ствол, а у куста много) (ответы детей).
- Сравните дерево и куст по высоте (дерево выше, а куст ниже).
- Дорогие ребята, я хочу вам рассказать об одном дереве, оно самое любимое у нас на Родине.
- Давайте отгадаем загадки, о каком дереве идет речь.
Загадки:
1.«Вы меня узнаете по простой примете, нет дерева белей на свете» (береза.)
2.«Ствол белеет, шапка зеленеет» (береза).
3. «Стоит в белой одежке, свесив сережки» (береза)
Беседа о берёзе.
- Молодцы, ребята! Конечно, это русская березка!
- И с ней белоствольной красавицей мы с вами сегодня познакомимся поближе.
- Художники, очарованные её красотой, писали картины.
Просмотр слайдов с берёзовым лесом. (Приложение №2)
Д. И. «Опиши берёзу по картинке» (Приложение №3 Берёза, ветка берёзы, серёжки)
--берёза – дерево лиственное
-листочки округлой формы, как сердечки
-цветы берёзы это серёжки (какие они)
Д. И. «Чей листок?» (Приложение №4 Лист тополя, рябины, берёзы)
П. И. «листопад». Собери только берёзовые листья.
Д. И. «Угадай время года» А вы умеете, ребята, слушать?
- поэт С. Есенин очень любил берё зку и так писал о ней: (Чтение стихотворения ребёнком)
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом будто серебром
И стоит берёза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне!
Вопросы детям. Какое время года? Как выглядит берёзка?
Беседа о пользе берёзы.
Ребята, берёза не только дарит нам свою красоту, но приносит большую пользу для людей.
- Старые, сухие деревья – березы рубили на дрова, которыми отапливали избы. Дрова люди складывали в поленницы. При сжигании таких дров в избе становилось очень тепло (Приложение5)
- Я для вас тоже приготовила берёзовые полешки. Дрова можно брать руками, не опасаясь занозок (Дети рассматривают, исследуют на ощупь).
Предлагаю поиграть в игру «Сложи поленницу».
П/игра «Сложи поленницу».
- Молодцы, вы умеете не только дружно играть, но и складывать дрова.
Беседа о бане.
Ребята, дровами также отапливают бани. А что такое баня?
Правильно, - это место, где моются и парятся. (Приложение №6)
Давайте наложим дрова из поленницы в печку, чтобы нагреть воду: она нам сейчас пригодится.
Опытно-экспериментальная деятельность.
- А сей час ребята я вам что-то покажу. Угадайте, что это? (показать березовый веник).
- Молодцы, угадали! Это веник. Такие веники заготавливают из молодых березовых веток летом вначале июля, сушат в тени и затем парятся в бане!
Веником шлепают все тело, особенно спину и ноги. Это очень полезный массаж, при этом исходит запах свежих березовых листьев. Париться березовыми вениками в бане – это русский обычай.
Вопрос детям:
Давайте ребята рассмотрим наш веник. Дети обследуют веник. Ребята, веник какой? Сухой, царапает, таким веником приятно ли будет париться в бане?
Конечно нет!
- Давайте проведем опыт и запарим сухой веник горячей водой.
- А где же нам взять её?
Начало опыта: Запариваем сухой веник, закрываем крышкой (температура воды – 60 гр.). Пока наш веничек запаривается, мы с вами разомнёмся.
Физкультминутка: 2 раза
«Этот веничек для нас
Сделает такой массаж.
Начинаем с ножек
Хлоп – хлоп,
А теперь потопай
Топ – топ.
Ручки дружно протяни
И похлопать разреши!
Ну-ка жару поддавай
Спину парить подставляй!
Ой, нагрелась голова
Шапку одевать пора!»
(Через несколько минут осторожно вытащить веник, немного остудить и дать потрогать.)
Ребята, потрогайте осторожно веник и скажите, какие стали листья? Правильно! Мягкие, теплые, нежные, мокрые листья.
После бани всегда очень хочется пить. Я предлагаю продолжить путешествие, пройти в фитобар Сибирячка, где мы можем попить берёзовый сок.
(Звучит отрывок из песни)
«Открой нам Отчизна просторы свои.
Заветные чащи открой ненароком.
И так же, как в детстве, меня напои
Березовым соком, березовым соком
Сибирячок, а теперь ведика нас в свою лесную. аптеку
Беседа о полезных свойствах берёзы. (Приложение№ 7)
- Березка не только дарит нам свою красоту, но и лечит.
Сибирячок, а теперь веди ка нас в свою лесную. аптеку.
- 1. Из коры делают деготь. Он входит в состав знаменитой мази Вишневского, которая лечит язвы и раны, имеет явный запах дегтя (дать понюхать детям);
2. При сжигании березовых дров остается уголь, его используют при расстройстве желудка;
3. Березовый сок содержит много полезных веществ, витаминов. Дает нам много сил и энергии.
-Ребята, наше путешествие мы продолжаем просмотром выставки изделий из бересты и древесины берёзы.
- А вот ствол березы всегда белый, в любое время года. Почему? Потому что кора у нее белая, ее называют – берестой.
- Народные умельцы делали из бересты красивые шкатулки, туески, панно.
) (Приложение 8).
- Из дерева березы делают легкие лыжи, ложки, кадушки и расчески, из лыка плетут корзины и лапти.
Показ вышеперечисленных изделий (Приложение9)
А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в оркестр, где инструментами будут ложки.
Игра на ложках под музыкальное сопровождение.
Сибирячок и говорит: «ребята, вам понравилось путешествие по моему краю?»
-Ребята! Мы сегодня очень много узнали о берёзке, какая она? Чему мы научились у березки? Как мы будем относиться к природе, к лесу?
(ответы детей)
(чтение стихотворения ребенком)
«Мы березку посадили,
Теплою водой полили.
Тихо ветер, не шуми
И березку не буди.
Солнце ясное, смотри
Ты березоньку не жги!
Только дождик можешь лить,
Чтоб березку освежить.
Ты топор остановись
И березке поклонись!»
Хоровод с сибирячком. Под музыкальное сопровождение (Приложение 10)
КОНЕЦ.
Заключение:
Дети, присутствующие на таком занятии, несомненно, узнают много интересного о русской природе, о лесе, о белоствольной красавице березе.
Узнав о ее уникальности, красоте и пользе, будут бережно относиться не только к березе, но и к другим деревьям, ко всему живому. Более того, выйдут на новый уровень межличностных отношений, научатся любить окружающий мир и сопереживать всему живому.
Как показывает опыт, такие дети являются примером для своих родителей. Благодаря своему чистому сердцу, искренностью, непосредственностью, эмоциональностью, они адекватно оценивают «не очень хорошие» поступки родителей. Любящие родители, в свою очередь, невольно будут «меняться к лучшему», контролировать свои поступки, речи, намерения. И вот уже изменилась семья. А благочестивые семьи способны «вылечить общество».
Работая над конспектом занятия и методической разработкой, я пришла к выводу, что для достижения реального результата, этого очень мало. Занятие ограниченно временем его проведения. Детям очень мало дается его (времени) для развития самостоятельности, выражения своей индивидуальности.
И опять мы озадачены вопросами:
Как помочь детям научиться сочувствовать окружающим и заботиться о них?
Как научить детей ценить мир и справедливость?
Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее?
Более точное, на мой взгляд, решение проблемы я нашла у автора Л. М. Степановой. Она пишет, что: «Комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающем миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе – нам помогает метод проектов.»
Особую педагогическую значимость метода проектов мы видим в том, что:
- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
- время реализации проекта от 2-х недель до 1 месяца, что дает возможность детям полностью усвоить материал, сделать свои выводы;
- это метод, идущих от детских потребностей и интересов.
Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.
Проект включает три этапа: подготовительный, исследовательский и обобщение результатов с разработкой рекомендаций на основе собственных наблюдений.
В постановке задач, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю,но важна и помощь родителей. В практической реализации проекта принимают участие дети.
Очень хочется верить, что придёт время, когда мир может ответственно провозгласить – всё хорошее на Земле и от человека!
Д/игра «наряди берёзку» (Приложение 3).
Материалы: Графическая схема модели изображения берёзы, черные треугольники, зеленые березовые листья и сережки из бумаги.
Цель: Обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях строения и внешних признаках березы.
Задачи:
1) Помочь описанию растения березы с помощью готовой модели;
2) Предложить составлять панно с изображением березы методом отбора и выкладывания моделей.
- Ребята, вы правильно назвали все признаки, части дерева берёза, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Чего не хватает?». Мы должны все вместе нарядить берёзку.
- Посмотрите, какие красивые деревца у вас получились.
- Теперь мы их приклеим на ватман и у нас получится панно: «берёзовая роща» - подарок для Сибирячка.
Список литературы
1. Андреева Е. К. Союз с природой. – М. : Знание, 1985. – 80с.
2. Иванова Т. В. ребенок и окружающий мир: Явление общественной жизни. – В. Карифей, 2008.
3. Петров В. В. Мир лесных растений. – М., 1978.
4. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М., 2004.
5. Рябинин Б. С. О любви к живому. М., 1966.
6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Воспитание гражданина. – М. ,1979.
1. Белый А. В. На Руси березы о чем то шумят : Детский экологический журнал Свирель/ под редакцией Г. Турчиной: - М. : Лазурь, 2000