Елена Заводинец
Интегрированное занятие для детей средней группы (музыка и развитие речи). «Осенняя сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепление знаний детей о времени года – осени, о явлениях природы, которые происходят в этот период. Развитие музыкального слуха детей (ритмического, динамического, тембрового).
Задачи:
- Активизация речевой деятельности детей разнообразными способами и методами.
- Развитие связного речевого высказывания.
- Формирование эмоционального отклика на музыку.
- Развитие умения согласовывать движения со словами и музыкой.
Предварительная работа:
Публикация «Интегрированное занятие для детей средней группы (музыка и развитие речи), „Осенняя сказка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
- слушание музыки «Сентябрь», «Ноябрь» из цикла «Времена года» П. Чайковского;
- слушание звуков окружающего мира - «шорох листьев», «дождь»;
- разучивание движений к танцу «Разноцветная осень»;
- разучивание стихов и песен об осени;
- рассматривание картин об осени.
Оборудование:
- магнитофон;
- аудиозапись «Звуки окружающего мира» и П. Чайковский «Времена года»;
- письмо от Осени с заданиями;
- осенние листочки (березы, рябины, тополя, осины);
- карточки желтого и коричневого цветов;
- ноты песен «Листик желтый» Г. Вихаревой, «Дождик» М. Парцхаладзе, «Осень в гости к нам идет» Е. Гомоновой.
- музыкальные инструменты – металлофон, треугольник, коробочка, маракасы.
Используемая литература:
- Журнал «Музыкальная палитра» №4-2008 г.
- Т. Э. Тютюнникова «Учебно-методическое пособие «Бим! Бам! Бом!» - Сто секретов музыки для детей» вып. 1, СПб. : ЛОИРО, 2003.
Ход занятия:
Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель.
Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся так, как здороваемся на каждом музыкальном занятии.
- Здравствуйте ручки, здравствуйте!
- Здравствуйте ножки, здравствуйте!
- Глазки, ушки, носик, ротик, здравствуйте!
- Здравствуйте гости!
- Здравствуйте!
Дети под музыку идут друг за другом, выстраиваются в круг.
Музыкальный руководитель.
Ребята, с гостями мы поздоровались, а друг с другом еще нет.
Приветствие «Здравствуйте, дети».
- Здравствуй, Таня.
- Здравствуйте. (и т. д.)
- Здравствуйте, дети.
- Здравствуйте.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года. осенью зовется.
Сегодня наше музыкальное занятие будет посвящено осени, оно так и называется «Осенняя сказка».
- «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, не далеко - не близко, за чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой, в тихом прекрасном месте стоит … детский сад «Семицветик».
И вот сегодня к нам в детский сад пришло письмо от Осени. Вот что пишет нам Осень:
«Дорогие ребята! Помогите мне: злой Северный Ветер натворил много бед в моем царстве!»
- В письме есть задания, и чтобы помочь Осени надо их выполнить.
(Музыкальный руководитель достает из письма осенние листики, на которых написаны задания).
Первое задание.
- Отгадайте загадки.
Воспитатель.
Давайте сядем, послушаем загадки.
Музыкальный руководитель.
- Какие звуки окружающего мира характеризуют осень?
(Звучит «дождь», «шорох листьев», «тиканье часов», «звон колоколов»).
Это звуки не музыкальные.
Второе задание.
- Послушайте музыку и расскажите, как в музыке композитор изображает Осень.
(Звучит музыка Г. Свиридов «Осень»)
Беседа после слушания.
Воспитатель.
- Какая музыка по характеру прозвучала?
- Музыка спокойная, светлая.
Музыкальный руководитель.
Так композитор изображает раннюю осень.
Воспитатель.
- А ранняя осень, это какая?
- Щедрая, золотая.
- Когда идет дождик, когда начинают желтеть листики.
Музыкальный руководитель.
Бывает еще поздняя осень. Музыка здесь немножко другая.
Послушайте музыку, и расскажите, какая она?
(Звучит «Ноябрь» П. Чайковского)
Воспитатель.
- Какая по характеру музыка прозвучала?
- А как вы догадались?
Музыкальный руководитель.
Сейчас я вам раздам карточки двух цветов – желтого и коричневого.
Когда будет играть спокойная музыка – поднимите карточки желтого цвета. Когда услышите быструю музыку – поднимите карточки коричневого цвета.
Третье задание.
- Спойте осенние песенки.
Музыкальный руководитель.
Ребята, прежде чем начинать петь, надо распеться.
Распевка «Осень в гости к нам идет»
(Муз. Е. Гомоновой).
- Листик желтый, листик желтый
На дорожку упадет.
(Сначала дети просто проговаривают слова распевки, затем со звучащими жестами – 2 хлопка в ладоши, 1 шлепок по коленям, только потом поют ее сначала тихо, потом громко).
А какую песенку про осень вы знаете?
(Дети отвечают «Листик желтый»).
Давайте споем ее.
Песня «Листик желтый»
(Сл. и муз. Г. Вихаревой)
(Журнал «Музыкальная палитра» №4-2008).
Музыкальный руководитель.
Сейчас я вам сыграю музыкальное вступление к другой песенке. Послушайте внимательно, и скажите, к какой песенке?
(Звучит вступление к песне «Дождик» М. Парцхаладзе).
(Дети слушают, отгадывают).
А на каком музыкальном инструменте можно изобразить дождик?
(Предложить детям выбрать инструменты среди предложенных – металлофон, треугольник, коробочка, детское ведерко, маракасы).
Песня Дождик»
(Муз. М. Парцхаладзе).
(Дети поют и подыгрывают на музыкальных инструментах).
Четвертое задание.
Ритмическая игра «Дождик».
(Сначала дети проговаривают слова, и прохлопывают ритм в ладоши. Затем предложить детям поиграть на коробочке, металлофоне).
Дождик, дождик-капелька, (коробочка)
Водяная сабелька.
Лужу резал, лужу резал, (металлофон)
Резал, резал, не разрезал –
И устал, перестал. (коробочка)
Кап, кап, кап.
Музыкальный руководитель.
Дети, пока мы с вами слушали музыку, пели, играли, ветер сорвал все листочки и разбросал их, они разлетелись по всему залу. Посмотрите, они все разные.
Воспитатель.
- А какие листочки разбросал ветер?
-Желтые, красные.
- Еще, какие они?
-Большие, маленькие
-А еще посмотрите внимательно: здесь
листья березы,
листья рябины,
листики тополя,
листья осины.
(Дети собирают листья и повторяют за воспитателем слова).
Музыкальный руководитель.
Детки листики собрали. Сейчас будем мы играть.
Пятое задание.
Игра с листочками.
(1 часть музыки – дети с листочками бегут по кругу.
2 часть музыки – машут листочками.
3 часть музыки – кружатся, в конце приседают).
Воспитатель.
Полюбуйся на листочки,
Как листочки хороши.
Подними скорей листочек,
Ну-ка, детки, раз, два, три!
Музыкальный руководитель.
Дует, дует ветер,
Листики летят
Вот уж в танце кружатся,
И летят, летят, летят…
Сейчас будет звучать музыка, а вы с листочками потанцуйте, передайте характер музыки движениями (легкий бег на носочках, кружение).
(Импровизация движений).
Танец с листьями.
(Муз. «Разноцветная осень»)