Марина Банщикова
Интегрированное занятие «Академия почемучек» (Что мы знаем о воде).
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие «Академия почемучек».
(Что мы знаем о воде)
В подготовительной группе
Составила и провела
Воспитатель второй
квалификационной категории
Банщикова. М. С.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на ковре перед монитором.
Воспитатель: К нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них, поздоровайтесь и больше не отвлекайтесь. Сосредоточьтесь, сегодня нас ждет увлекательное занятие.
Отгадайте загадку.
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Публикация «Интегрированное занятие „Академия почемучек“ (Что мы знаем о воде),» размещена в разделах
Даже камень источу (вода)
(показывает первый слайд)
Воспитатель: Правильно. Вы знаете, ребята вода не умеет говорить, но мы её можем услышать. Закройте глаза и послушайте музыку воды.
(Звучит музыка дождя, ручейка, моря)
Ребята скажите, какая самая сильная музыка воды? (Шум моря)
А тихая? (Шум дождя)
Подумайте, как бы вы охарактеризовали музыку ручейка (Мелодичная)
Воспитатель: Я с вами согласна, молодцы.
Воспитатель: давайте немного поиграем, превратимся в капельки воды, (надеть шапочки с изображением капелек). Подвижная игра «Дождик и солнышко». На полу два обруча, звучит музыка «Дождик», дети бегают и резвятся, весёлая музыка «Солнышко» - собираются в «лужицы».
Воспитатель: Ой, ребята пока мы с вами играли, мы не заметили, что к нам кто то пришёл.
Ты кто?
Капелька: Я капелька.
В: Где встречается капелька воды?
Д: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…
(Показ презентации)
Воспитатель: Капелька, а почему ты такая грустная?
Капелька: Помогите мне. Было у меня три сестрички капельки. Жили мы дружно и никогда не ссорились. Однажды Солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчёсывала косу, да так и застыла, превратилась в красивую снежинку. А третья успела спрятаться и осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, Стала собой любоваться и не захотела признать в капельке и «паринке» родных сестёр. Ребята помогите! Докажите, что мы снежинка, капелька и «паринка» – родные сестры.
Воспитатель: Хотите помочь? О чём вас просит капелька?
Дети: Доказать, что снежинка, капелька и «паринка» - родные сёстры.
Воспитатель: Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сестры нам нужно, отправится в лабораторию. (На мониторе слайд заставка «Лаборатория»)
– Чтобы попасть в научную лабораторию нам необходимо превратиться в ученых-академиков. (ребята одевают мантию и шапочки)
В: Ребята давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Слушать воспитателя. Аккуратно обращаться с посудой. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.
В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
В: Молодцы! Все правила вы помните. Тогда я прошу вас сначала подготовиться, так как вы должны быть зоркими, внимательными. Давайте сделаем с вами массаж волшебных точек наших ушей, чтобы они хорошо слышали. (Проводится массаж ушных раковин)
Подходи ко мне, дружок, становись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди и скорее покажи.
Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами,
А сейчас потянем вниз, ушко, ты не отвались!
А потом, а потом покрутили козелком
Ушко, кажется, замёрзло, отогреть его так можно.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!
Ушки наши готовы. Теперь подготовим наши глаза, чтобы они хорошо видели. (Проводится офтальмологическая зарядка. Движения глаз дети сопровождают словами)
Мы пришли в волшебный лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – берёзка в шубке стоит,
Слева – ель на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Снежинки порхают, кружатся,
На ладошки к ребятам садятся.
(Дети садятся за столы)
Опыт первый (Слайд вода не имеет формы)
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам сделать исследование свойств воды. А есть ли у воды форма?
Дети:
Воспитатель: Как доказать что вода не имеет форму?
Дети: перелить воду в посуду другой формы. (Переливают)
Воспитатель: Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.
Вывод: Вода не имеет формы»
Опыт № 2: (Слайд вода прозрачная) «Вода прозрачная»
Воспитатель: Какого цвета вода?
Дети: У воды нет цвета.
Воспитатель: На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. (Дети выполняют)
Воспитатель: Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов?
Дети: Нет.
Вывод: вода прозрачная.
Опыт № 4: (Слайд) «У воды нет вкуса»
Воспитатель: Знаете ли, вкус соли, сахара, лимона?
Дети: Да, мы знаем вкус соли, сахара, лимона.
Воспитатель: Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. (Дети пробуют)
Воспитатель: Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?
Дети: Нет, вода безвкусная
Вывод: Вода не имеет вкус.
Опыт №5 (Слайд) «У воды нет запаха»
Воспитатель: Когда мама печет пирожки, булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издаю духи. А понюхайте воду, чем она пахнет. (Дети нюхают воду)
Дети: у воды нет запаха.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт № 6: «Лед – твердая вода»
Воспитатель: Возьмите кусочки льда. (Дети берут) Подержим лед в руке. Что происходит?
Дети: Лёд тает и превращается в воду.
Воспитатель: Возьмите комочки снега и опустите в воду. (Дети выполняют) Что произошло?
Дети: Снег тает и превращается в воду.
Вывод: лед и снег – твердая вода.
Опыт № 7: «Пар - это тоже вода»
Воспитатель: :На наше занятие я принесла термос с кипятком. (Воспитатель открывает термос)
Воспитатель: Что это поднимается над термосом?
Дети: Это поднимается пар.
Воспитатель: Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в термос наливала только воду. А вы не знаете?
Дети: При нагревании вода превращается в пар.
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).
Воспитатель: На стекле появилась вода.
Вывод: пар это тоже вода.
Воспитатель: Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и «паринка» родные сёстры?
Дети: Снежинка, капелька и «паринка» – это вода, значит они родные сестры.
Воспитатель: Вода в окружающей среде бывает разной. Это может быть и река, и сосулька, и снег, и пар, и туман, и дождь. Получается что вода – волшебница, она умеет превращаться.
Она прозрачна, не имеет формы, вкуса и запаха. (Показ мнемотаблицы). Хоровое и индивидуальное проговаривание.
Мнемотаблица по формированию знаний о свойстве воды
Образец рассказа: Вода - жидкая, бесцветная, не имеет формы, вкуса и запаха.
V Физ минутка
Вы ребята поднимайтесь
И в снежинок превращайтесь
Закружились, завертелись
Белые снежинки
В верх взлетели белой стаей
Легкие пушинки.
Чуть затихла злая вьюга
Улеглись повсюду.
Заблестели, словно жемчуг,-
Все дивятся чуду
Заискрились, засверкали
Белые подружки.
Заспешили на прогулку
Дети и старушки
Покружитесь и в ребяток превращайтесь.
Чтение сказки
Воспитатель: Я вам сейчас прочитаю удивительную сказку «Зайчик и капелька», послушайте.
«Жил - был Зайчик-попрыгайчик в огромном лесу. И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику - попрыгайчику путешествовать одному. Сел на камень и пригорюнился.
- Чего пригорюнился, Зайчик-попрыгайчик? – раздался веселый голос. Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.
- Эй,Зайчик-порыгайчик, не печалься – опять раздался голос, похожий на журчанье ручейка. Посмотрел по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.
- Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.
Смотрит Зайчик-попрыгайчик, а из- под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто-то смотрит и улыбается.
- Здравствуй, Зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.
- Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один, и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.
- А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.
- Давай, - согласился Зайчик-порыгайчик.
И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздоровались, каждому зверю лесному улыбнулись.
В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили остановиться и передохнуть. Зайчик-попрыгайчик в тени широкой ели и задремал.
Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо Зайчишке. Оглянулся по сторонам, а капельки и след простыл.
- Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отозвался.
Пригорюнился зайчик и сел под елью.
- Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.
Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там. А Капелька улыбнулась.
- Ты как туда забралась? – спросил Зайка
- Когда ты спал, солнышко припекало, и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что пойдем путешествовать дальше.
- Конечно,- обрадовался зайчик.
И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать спокойной ночи, глянул на небо, а её там нет.
- Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.
- Друга своего, Капельку, - ответил заяц.
- Да вот же я! Взгляни на листочки, на травку.
Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.
- Как же так? – удивился зайчик.
- А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла бы пролиться дождичком. Вот так-то.
- Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька.
- Спокойной ночи, Зайчик-попрыгайчик!»
V Беседа.
Воспитатель: Как называется сказка?
Дети: «Зайчик и капелька».
Воспитатель: Что случилось с капелькой днем?
Дети: Она испарилась и стала облачком?
Воспитатель: Где зайчик увидел капельку вечером?
Дети: На листочках.
Воспитатель: (показ макета «Круговорот воды в природе» на фланелеграфе).
Капелька воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда-то на землю упали в виде дождя, снега. Давайте мы с вами превратимся в капельки и тучку я буду, мама тучка, а вы будете мои дети капельки.
Подвижная игра «Мы — капельки»
Дети получают бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же бумажную корону с рисунком тучи. Она — тучка-мама, а дети — ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, прыгают вокруг нее, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления вести себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе (двойные ряды, образуя реку. Река впадает в океан — дети делают широкий круг. Мама-тучка напоминает им, что они — капельки, и зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся. Для этой игры хорошо бы подобрать музыкальное сопровождение.
V Вывод.
Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии.
Дети: Вода это жидкость; не имеет собственной формы, цвета, запаха и вкуса. Вода может нагреваться, быть горячей.
Воспитатель: А, что еще вы узнали о воде?
Дети: Вода может превращаться в пар, лед и снег.
Воспитатель: Вот так
В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед
Растает – и снова в поход
По горным вершинам,
Широким долинам
Вдруг в небо взовьётся
Дождем обернется
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
Паринка Снежинка
Капелька
Родные сёстры