Екатерина Журавлева
Интегрированное познавательно-речевое занятие «Чей домик»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное познавательно-речевое занятие «Чей домик»
Подготовительная группа
Автор : Журавлева Е. В.
Организация: МАДОУ «Детский сад «Золотой ключик» г. Малая Вишера
Населенный пункт: Новгородская обл. г. Малая Вишера
Программное содержание:
Задачи на развитие познавательных способностей :
1. Расширить кругозор детей в области окружающей природы. Познакомить с рассказом «Как зимуют черепахи»
2. Расширить знания детей о среде обитания животных в зимний период.
Публикация «Интегрированное познавательно-речевое занятие „Чей домик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
3. Формировать умение классифицировать предметы и выделять обобщающие признаки и различия.
Задачи на развитее связной речи:
1. Учить самостоятельно составлять творческий рассказ,логически выстраивать его и облекать в правильную словесную форму.
2. Развивать диалогическую речь детей,закреплять умение ставить вопросы и отвечать на них.
3. Закрепить умение подбирать наиболее точные слова- синонимы.
4. Активизировать словарь: панцирь,берлога,отруби, хлев, медвежья,лисья
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать культуру речевого общения.
2. Прививать любовь к животным,природе.
Материал к занятию :
Картинки с изображением животных: лесных- белка,лиса, норка, медведь, заяц, еж; домашних- овца, лошадь, корова, свинья;
Птицы- клесты, синицы, тетерев, дятел
3 конверта с рисунками
Домики для животных :дупло, норка, берлога, хлев
2 большие картины (лес,деревня)
3 письма
Краски, бумага, кисти
Предварительная работа:
1 Беседы о животных и птицах
2 Рассматривание репродукций и картин по этим темам
3 Составление описательных рассказов
4 Пересказы
5 Чтение художественной литературы :Сладков, Ушинский, Бианки, Киплинг.
6 предметное рисование по теме: «Жители наших лесов»
7 Сюжетное рисование «Кто где живет»
8 Дидактические игры: «Охотник», «Кто больше заметит», «Зоологическое лото», «Накорми животное», «Устроим зоопарк»
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, вы знаете,что наступила зима, все звери и птицы приготовили себе на зиму укрытие. Я прочитала объявление в газете, вот послушайте: «Ищу дом теплый,уютный,чтобы можно было носить его с собой»Интересно кто же это? У нас есть загадка-подсказка
Очень медленно ползет
Долго говорят живет
Голову втянув от страха
Скрылась в панцирь…. (черепаха)
Воспитатель: правильно,это черепаха и сегодня она пришла к нам в гости. Черепаха надеется, что вы,ребятки,поможете ей.
(входит черепаха-взрослый)
Черепаха :Здравствуйте дети! Меня зовут черепашка Пашка. Мне очень нужна ваша помощь. Вы согласны?
Дети :Конечно,мы поможем тебе черепашка!
Воспитатель: Но сначала мы сходим все вместе на нашу почту,наверное кто-нибудь отозвался помочь!
(Дети идут по группе цепочкой,зигзагом, на почту (место отведено,висит ящик).Дети вынимают один конверт)Бегут к черепашке.
Воспитатель: Давайте прочитаем. «Черепашке Пашке из леса»
( В конверте лежат картинки :дупло,нора,гнездо, берлога)
Воспитатель: Наши дети уже много знают и смогут рассказать о любых жилищах животных.
Дети берут картинку и начинают расхваливать.
Посмотри, черепашка, вот дупло. Оно высоко на дереве.
Вот берлога,в ней тепло,она под снегом и темно.
А нора чем плоха? Тут даже припасы на зиму есть!
А может, тебе гнездо подойдет?
Черепаха :Нет, нет, нет. Так я не могу выбрать. Вы ведь в них никогда не жили. Как же вы их хвалите?
Воспитатель: Давайте,дети,вместе с черепахой пойдем в лес и попросим лесных животных показать свои жилища.
(Дети,черепашка и воспитатель идут к картине, на которой изображен лес и животные :лиса,медведь, норка, белка, заяц)
Ребенок показывает дупло и говорит
-Посмотри,черепашка, вот дупло. Оно высоко на дереве. Чей домик? Отгадай загадку!
Рыжая шубка
По веткам скачет
В дупло орешки прячет!
Черепаха: Это белка?
Дети :правильно, это белка!
Ребенок в шапочке белки: Я, я здесь живу! Орешки грызу, а домик у меня теплый.
Воспитатель: А вот загадка про лесную птицу послушайте
Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной, на меня он не глядит,
все стучит,стучит,стучит?
Дети: Его еще лесным доктором называют,потому что он жучков выковыривает из-под коры деревьев! Это дятел.
Черепаха :А домик ему кто строит?
Ребенок в шапочке дятла: Я сам себе строю дом, для себя стараюсь,носом долблю.
Ребенок в шапочке норки: Я Норка, твое дупло займу!Попробуй меня выгнать! Дупло уютное, оно мне подходит!
Дети :Бери, черепашка, дупло! Видишь,и звери, и птицы им довольны!
Черепаха: И теплое,и уютное, и припасы на зиму в нем есть. А возить его с собой можно?
Дети: Нет, оно находится высоко на дереве, не все звери до него доберутся.
Черепаха : Нет, такой домик мне не подходит!
Воспитатель: А может тебе нора подойдет? Давай спросим еще зверей.
Ребенок в шапочке ежа: Мой домик, он самый лучший: под деревьями лежу,ничего не вижу, ничего не слышу, сплю в своем домике,весны дожидаюсь.
Ребенок в шапочке лисы: Мой домик бери, мой бери! Весь день в лесу бегаю, потом в норку заберусь, калачиком свернусь,хвостом накроюсь,тепло, мякго!
Черепаха: А возить эти домики можно?
Воспитатель и дети: Нет конечно! Эти норки звери роют под под обрывами,в корнях деревьев.
Черепаха :Жалко, придется еще что-нибудь поискать.
Воспитатель: Вот лесная медвежья берлога. В ней тепло. А где же медведь?
Ребенок в шапочке медведя: Я сплю под большим сугробом в лесной чащобе. Мне тихо,тепло, темно,до весны не проснусь!
Черепаха: Да,хороший у тебя дом, тихий, да больно большая твоя берлога, такую уж мне точно не унести.
Воспитатель: Посмотри, черепашка, а вот гнездо! Чей домик,кто в нем живет?
Дети в шапочках синицы и клеста: Посмотри наши гнездышки: какие они аккуратные,как красиво сплетены и совсем незаметно их между ветвями деревьев. И никто не достанет,так они высоко от земли.
Черепаха: Да, действительно, очень они аккуратные и незаметные, но уж очень высоко от земли,я боюсь!
Ребенок в шапочке зайца: Мой домик,самый лучший! Он везде, в любой ямке! Лягу в снег, ушки прижму, и меня не видно!
Ребенок в шапочке тетерева: Подумаешь, я с дерева сорвусь в снег -бух! Только меня и видели!
Черепаха: Нет! Я не хочу в снегу жить,холодно!
Воспитатель:Прежде чем нам отправиться за новыми письмами,давайте немного отдохнем
Физминутка «Черепаха»
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь.
(Поочередно пощипывать руки от кисти к плечу. При повторении массировать ноги от щиколоток вверх).
Воспитатель:Хорошо мы с вами отдохнули!Надеюсь вы не забыли про письма?
(Дети идут на почту,достают еще два письма,несут черепашке)
Воспитатель : Давайте прочитаем,черепашка! «Приезжай к нам в деревню. У нас все есть. Тепло и уютно.»
Поедем в деревню, посмотрим, как там живется животным.
(Идут к картине «Деревня»Хлев. Там овца,свинья,корова,лошадь)
Дети в шапочках домашних животных: Вот у нас какой дом, большой, теплый,уютный. Сыты мы и всегда ухожены.
Черепаха: А кто же вас кормит и чем?
Дети- «животные» : Люди. Они за нами ухаживают. Заготавливают на зиму сено, зерно, хлеб, отруби.
Черепаха: Мне нравится у вас, да только ваш дом на себе не унесешь!
Воспитатель: Придется тебе другой дом поискать, только вот где?
Второе письмо прочитаем,что-нибудь узнаем. (Второе письмо без обратного адреса, только изображение панциря и стихотворение)
Воспитатель показывает рисунок
Что это?
Дети: Это панцирь. В нем живут черепахи. Он костяной. Черепаха возит его всегда с собой и прячется в него, когда опасность угрожает.
Воспитатель: А еще здесь есть стихотворение
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит и ноги!
Черепаха:А я и не догадывалась,что мой домик всегда у меня за спиной….
Воспитатель: Хочешь,я тебе и детям прочитаю рассказ из книги «Скажи мне,почему?»? Рассказ о том,как зимуют черепахи.
(Воспитатель читает рассказ)
Вот теперь ты, и дети знают,что ты делаешь зимой.
Дети, давайте нарисуем черепашке рисунки с лесными домишками,чтобы глядя на них,она помнила о путешествии и не забывала,где ее дом.
(Дети идут рисовать. Рисунки разглядывает черепашка Пашка)
Воспитатель: Бери эти рисунки на память,ребята старались.
Черепаха: Спасибо всем вам ребята за интересное путешествие,рассказы и рисунки! До свидания!
(Дети прощаются)
Дети: До свидания! До встречи! До весны!
Список использованной литературы:
1. Э. Д. Фокина «Познавательно-речевые занятия в ДОУ»
2. И. А. Морозова «Ознакомление с окружающим миром»