Оксана Руднева
Интегрированная НОД по ФКЦМ и аппликации «Дары деревьев»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- дать детям знания о значении деревьев для человека и живых существ;
- познакомить детей с пословицами о деревьях;
- закрепить знания о знакомых деревьях;
- воспитывать интерес к деревьям;
- закрепить навыки аккуратного наклеивания;
- подвести детей к выводу о бесценности красоты и пользы природы, необходимости беречь деревья;
- воспитывать у детей любознательность, экологическое мировоззрение.
Публикация «Интегрированная НОД по ФКЦМ и аппликации „Дары деревьев“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Деревья и кустарники
- Деревья. Аппликации
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Интеграция областей : художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Оборудование:
Корзина с восемью шишками. К каждой шишке привязана ленточка со словами.
Раздаточные листы бумаги с упражнением «Найди тень от дерева», карандаши.
Репродукции с картин художников-пейзажистов.
Картинка с изображением дерева с гнездом, дуплом и норками между корней.
Для аппликации : белые салфетки, листы голубого картона с наклееной почвой и кроной (из зеленой салфетки) — фон для аппликации, розовые фломастеры, желтые круги - «солнце».
Ход занятия:
Ребята, какое время годы наступило? Осень!
Деревья - большие друзья человека и всех живых существ. Деревья одаривают всех их подарками, а взамен не требуют ничего.
Вот перед вами корзина. Что там лежит? Шишки. А с какого дерева они? С сосны.
Но эти шишки не простые, к каждой ленточка привязана. А на ленточке слова, рассказывающие о том, чем могут одарить деревья.
Первая шишка: «Дерево накормит».
Вот на этой шишке на ленточке написано: «Дерево накормит». Что бы это значило? Как деревья могут накормить?
Деревья могут подарить нам вкусные и полезные для здоровья плоды. Вспомните, плоды каких деревьев вы кушали. Груши, персики, сливы, вишни, абрикосы, орехи, черешня, мандарины, лимоны, апельсины.
Вторая шишка: «Чистый воздух».
Растения очищают воздух, насыщают его кислородом, а кислород необходим для дыхания всем: и людям, и животным, и растениям. Растет у нас такое дерево - лиственница. Лиственница умеет очень хорошо очищать воздух: одно дерево может очистить воздух на всей территории нашего детского сада.
Как по-вашему, где воздух чище: в лесу или в городе? Почему? В городе воздух грязнее из-за машин, заводов, труб. Поэтому «для города каждое дерево дорого».
Третья шишка: «Тень».
В знойный летний день нам хочется спрятаться от палящих солнечных лучей. И деревья предлагают нам для этого свою тень. Недаром с таринной пословице говориться: «Доброго дерева сень (крона) сулит добрую тень».
Дидактическое упражнение «Найди тень от листочка».
А вам задание: соедините линией листочка с его тенью.
Дети карандашом проводят линии от листка к его тени.
Четвертая шишка: «Красота»
Мы с вами не раз наблюдали за деревьями, которые растут вокруг нас. Вспомните названия этих деревьев. Мы видели их зимой и летом, весной и осенью, голые ветви и одетые в зеленый, а сейчас они одели разноцветный наряд. И всегда мы любовались красотой деревьев. Недаром есть такая поговорка: «Сады и леса - земли краса». Художники во все времена пытались отразить в своих картинах красоту деревьев. Взгляните на репродукции с некоторых таких картин. ( Например: Иван Шишкин «Золотая осень»).
Физкультминутка: «Выросли деревья в поле».
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
(Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
(Потягивания, руки вверх, встать на носочки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
(Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
(Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
(Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
(Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
(Дети садятся на стульчики).
Пятая шишка: «Лечение».
Деревья могут помочь вылечить множество болезней. В цветках, листьях, плодах, коре, даже корнях много полезного. Нужно только знать и уметь пользоваться этим даром деревьев.
Цветки липы излечат больное горло при ангине. Плоды рябины умеют заживлять раны. Масло из грецкого ореха заживит ожог. Цветки и плоды боярышника помогут больному сердцу. Деревья могут помочь не только излечиться, но и защититься от болезней, не заболеть.
Шестая шишка: «Древесина».
Дерево дарит человеку замечательный материал - древесину. Древесиной называют бревна и доски. Из которых люди изготавливают множество нужных, удобных и красивых предметов. Деревянные вещи красивые, крепкие, удобные, гладкие на ощупь, долго служат людям.
Посмотрите вокруг. Есть ли в этой комнате деревянные предметы? Назовите их. Столы, стулья, кубики, полки, карандаши, контсруктор, декоративные ложки.
А если вспомнить, что бумага тоже делается из древесины деревьев, то вы сможете назвать еще много предметов. Книги, расскраски, альбомы, журналы и газеты, картинки, обои на стенах.
Дидактическая игра: «Из какого дерева?»
Детям предлагается образовать от названных прилагательных словосочетания «существительное плюс предлог»
Дубовый стол сделан … (из дуба,
Сосновая скамейка сделана … (из сосны,
Липовая ложка сделана … (из липы,
Березовый веник сделан … (из березы,
Можжевеловая дощечка … (из можжевельника,
Калиновая дудочка … (из калины,
Кленовые ворота … (из клена).
Как вы думаете, сколько нужно времени, чтобы выросло дерево, из которого можно изготовить небольшой стол? Для этого нужно очень много времени, много лет. Именно поэтому лесники следят за тем, чтобы в тех местах, где срубили деревья, сразу же высаживаль новые, молодые деревья. Ведь «срубить дерево- пять минут, вырастить - сто лет» и «не мудрено срубить, мудрено вырастить».
Психогимнастика: «Расти деревце».
Ребята, представьте, что вы меленькие зернышки. вы сидите под землей. Вдруг вы почувствовали, что стало теплее и потянулись вверх. Земля расступилась и ваш росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. Теплые солнечные лучики коснулись ваших стебельков, а ветерок качнул вас влево, затем вправо. Вам захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко нежно подхватило вас за верхушку своими лучами и потянуло вверх. вы стали расти. Все выше и выше. И вдруг брызнул дождик. вы стали пить дождевую воду и становится сильными и большими. Вот росток превратился в маленькое деревце. У вашего деревца выросли и раскинулись в стороны ветви. и вы рады жить на этой земле, вдыхать свежий воздух. пить дождевую воду и греться в лучах теплого солнышка.
Седьмая шишка: «Укрепление почвы».
Деревья корнями как бы «вцепляются» в почву, и не дают дождю и ветру ее размыть и разрушить. На склонах холмов и оврагов специально высаживают деревья, чтобы они своими корнями укрепляли почву и не давали обрушиться ей на склоне.
Восьмая шишка: «Жилище».
Дерево — это дом для многих живых существ. Взгляните на картинку. Кто живет среди ветвей дерева? В ветвях деревьев вьют гнезда птицы. А кто живет в дупле? В дупле дерева могут жить белки, а еще совы и другие птицы, могут поселиться дикие пчелы. А кто устраивает себе дом среди корней дерева?
Змеи, ежи устраивают себе норы между корнями дерева.
Под корой дерева живут различные насекомые.
Вот как много даров может преподнести дерево. И мы, люди, должны быть благодарны деревьям. А как мы можем выразить свою благодарность деревьям? Что мы можем сделать для них? Посадить новые деревья, полить их в жаркий день, не ломать веток, не ранить кору. Ведь «кто с дерева кору снимает — то его убивает». А на память о нашем занятии мы сделаем аппликация «Дерево в цвету».
Пальчиковая гимнастика: «Корни».
Высокие, красивые дереья здесь растут.
(Показываем руками деревья : руки подняты вверх, локти прижаты к столу, пальцы разведены в стороны и напряжены)
А корни под землею для них водичку пьют.
( Показываем руками корни: ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной стороной, пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть).
Аппликация : «Дерево в цвету».
Детям предлагается выполнить аппликацию из цветной бумаги и салфеток. Дети сами наклеивают ствол дерева, солнце; скатывают из белых салфеток цветы, наклеивают их и розовым фломастером ставят точку в середине каждого «цветка».
Подвести детей к выводу о бесценности красоты и пользы природы, необходимости беречь деревья.
Дети, давайте сделаем выставку из наших деревьев?
Готовые работы вывешиваются на стенд по ИЗОдеятельности.