Сардана Бандерова
Конспект интегрированного музыкального занятия «В гости к бабушке Аграфене» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное музыкальное занятие
«В гости к бабушке Аграфене»
Для детей старшего возраста
Целью Федеральной образовательной программы является - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. И перед педагогами стоит основная задача, в доступной, для детей, форме, донести приоритетные ценности, связать с современным социумом через музыкальное творчество. Занятие построено с учетом возрастных особенностей детей, с программным содержанием и ее доступностью.
Публикация «Конспект интегрированного музыкального занятия „В гости к бабушке Аграфене“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: приобщение дошкольников к нравственно-духовным ценностям, через музыкальное творчество.
Программные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с истоками русской народной культуры, разнообразием народных жанров.
2. Слушать произведение П. И. Чайковского «Камаринская» изобразительного характера, воспитывать любовь к русской культуре.
3. Развивать творческие способности детей, ладотональный слух. Учить играть на детских музыкальных инструментах в ансамбле. Вырабатывать умение самостоятельно исполнять песни и пляски.
4. Формировать художественный вкус.
5. Способствовать развитию танцевально-игрового творчества.
6. Исполнять песни легким звуком, выразительно передавая музыкальный образ.
Интеграция областей: Музыкально – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие
Материал: Убранство русской избы: самовар, столик из хохломской росписи, скатерти, салфетки, старинная посуда, стиральная доска, поленница, топоры, ухват, расписной сундук и т. д. Детские шумовые музыкальные инструменты: ложки, трещетка, свистульки, рубель, колокольчики. Конверты с разрезными карточками. Портрет композитора П. И. Чайковского. Для эксперимента: стеклянные стаканы, кувшин (самовар) с водой, металлическая палочка.
Музыкальный материал:
Музыкальное приветствие «Здравствуйте!»;
Музыкально-ритмическое движение:
«Учитесь плясать по - русски» (вариации на тему русской песни «Из - под дуба, из – под вяза») музыка С. Вольфензона;
Слушание: «Камаринская» П. И. Чайковский
Песенное творчество: Русская народная песня «Где был, Иванушка?» обработка М. Иорданского
Танцевальное творчество: «Танец с ложками»
Игра «Гори ясно» (русская народная мелодия, обработка С. Бодренкова)
Ход занятия: Воспитатель в группе приглашает детей пойти в гости к Бабушке Аграфене. Дети входят в музыкальный зал, где встречаются с внучкой Таней. В роли внучки Танечки – хореограф, Бабушка Аграфена - музыкальный руководитель.
Танечка: Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы!
Музыкальное приветствие. «Здравствуйте!»
Танечка: Далеко ли путь держите?
Воспитатель: Мы идем к бабушке Аграфене, да только сбились мы с пути.
Танечка: Я Танечка, - внучка бабушки Аграфены пришла вас встретить да проводить. Нам поможет добраться до домика бабушки «Танцевальная дорожка».
В круг скорее вы вставайте,
Да вместе со мною движения повторяйте!
Дети, вслушиваются в изменение характера мелодии каждой вариации и находят соответствующий характер русского плясового шага. Тема
и все вариации могут исполняться подряд, с повторениями, вразбивку и отдельно. Пространственное расположение детей при движениях может быть различным, по усмотрению руководителя. Дети исполняют «перетопы», «дробный шаг» по кругу и в кружении, «переменный шаг», «хороводный шаг», «шаг с подскоком» с импровизацией. Подходят к дому, их встречает бабушка Аграфена.
Бабушка Аграфена: Держит каравай. Ой, пожалуйте детушки, проходите, милые. Милости прошу, с хлебом - солью по-старинному. Кланяется.
За хлебом-солью всякая шутка хороша, где потеснее, там и веселее.
Дети рассаживаются на лавки, на стульчики.
Бабушка Аграфена: Далекому путнику воды подавали, а гостей чаем угощали.
Воспитатель: Как у бабушки Аграфены все необычно, много интересных вещей. И посуда старинная. (берет в руки деревянную чашку)
Бабушка Аграфена: Да и много всего интересного. Вот кружки к примеру. Из чего они сделаны? Показывает на деревянные чашки. Ответы детей. Правильно, из дерева. Сейчас такими не пользуются. Сейчас стаканы из стекла Показывает. Это мне внучок из города привез. А вы знаете, что стаканы звучат? Послушайте. Стучит металлической палочкой по пустому стакану. Наливает воды, еще раз стучит. Изменился звук? Наливает в другой стакан больше воды. Сравнительный анализ. Делают вывод. Звук меняется от объема воды.
Вот теперь всю старинную посуду я храню в этом сундуке Показывает на сундук. В нем есть еще много вещей. Чего там только нет.
Танечка: Бабушка, а давай мы посмотрим? Открывает, достает конверты. Вот какие - то конверты…
Бабушка Аграфена: Вот конверты, в таких раньше отправляли письма. Давайте откроем. Открывает конверты, в них разрезные карточки.
Бабушка Аграфена: В этих конвертах находятся музыкальные картинки. Столько времени они хранятся в сундуке. Открывает конверт, достает фрагменты. Но кто-то их разрезал, или от старости поизносились. Давайте соберем. У меня четыре конверта, разделимся на 4 команды. Предлагает их собрать. На картинках изображения к произведениям 1 группа- «Болезнь куклы», 2 группа - «Новая кукла», 3 - «Подснежник», 4-«Камаринская». Просит вспомнить названия произведений.
М. Р. К каким музыкальным произведениям относятся эти картинки? А кто пишет музыку? Правильно. Композитор. Может вы знаете кто написал эти замечательные произведения? Болезнь куклы», «Новая кукла», «Подснежник», «Камаринская». (П. И. Чайковский) показывает портрет.
Давайте послушаем мое самое любимой произведение «Камаринская».
СЛУШАНИЕ «КАМАРИНСКАЯ» П. И. Чайковский
Дети выделяют средства музыкальной выразительности. (Характер образов).Что хотел показать композитор? Дети имитационными движениями показывают музыкальные инструменты соответствующие характеру вариаций. 1я- дудочка, 2-балалайка, 3-гармонь
Вывод: Композитор хотел показать Танец. Это музыкальный жанр.
Бабушка Аграфена: А какие музыкальные инструменты вы услышали? (ответы детей)
Вот у меня где – то были ложки, трещотки, колокольчики,
Танечка: А рубель доставать? достает из сундука рубель,
Бабушка Аграфена: Достань…может из вас кто знает, для чего нужен рубель? спрашивает для чего они используется. (Гладили белье). Затем, Танечка достает из сундука Куклу Петрушку. Обыгрывает. Раздает музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, колокольчики).
Бабушка Аграфена: У нас получится самый настоящий оркестр!
Ах, оркестр, ах народный!
Раздольный хороводный!
Будьте внимательными,
Петрушка появляется – игра начинается,
А спрячется - музыка обрывается!
ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Р. н. м. «На горе то калина» (импровизация)
Выступление оркестра.
Танечка: Какие молодцы! Любите загадки отгадывать? А у меня для вас загадки. Ну, тогда слушайте внимательно. Отгадки находятся в нашем сундуке.
Зернышки она клюет.
Яйца вкусные несет.
Слышно на всю улицу
Как кудахчет…. (курица)
Как на речку прилетает,
Сразу в воду залезает.
«Кря» - нырнула на минутку
Вы узнали?
Это (утка)
Завиточки на рогах,
А колечки на боках.
Вышел он поесть ромашек,
Как зовут его?. (барашек)
Воспитатель: А можно и мне загадку загадать?
Танюша: Конечно можно!
Воспитатель:
Полем идет, травку жует,
Деткам молоко дает,
Мычит: «Му-му-му».
Кто это? Не пойму. (корова).
Бабушка Аграфена; Ребята, а в какой песне поется об этих «отгадках»? Правильно. «Где был, Иванушка?» Давайте исполним!
Танечка: Где песня льется, там легче живется!
С шуткой, песней, да весельем и работа спорится. Как говорится в русской пословице «От скуки бери дело в руки».
ПЕНИЕ «Где был, Иванушка?» (р. н. п)
Бабушка Аграфена: Делает акцент на деревянных ложках. Раньше ложками кушали, а теперь это настоящие музыкальные инструменты!
Я сейчас вам предлагаю потанцевать. Берите ложки и потанцуйте с ними. Но для начала добры молодцы, пригласите на танец красных девиц.
Выходи, честной народ! Не пыли, дорога!
Добры – молодцы идут танцевать немного!
Парами вставайте – пляску начинайте!
ТАНЕЦ С ЛОЖКАМИ. Р. Н. М. «Светит месяц»
Бабушка Аграфена: Ай да, молодцы!
Мы и пели, и плясали,
А играть мы, не играли!
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора!
Ждет вас русская игра!
Игра «ГОРИ ЯСНО!»
Воспитатель: Засиделись мы в гостях, Бабушка Аграфена. Пора и честь знать. Спасибо за гостеприимство, но нам пора в садик возвращаться, в путь дорожку собираться.
Бабушка Аграфена: Красна дорога ездоками, а обед пирогами.
Да пироги то еще в печи.
А пойдем - ка, внученка, в сени, там у меня кое - что припасено! Заходят за ширму.
Воспитатель: Как интересно у Бабушки Аграфены. Правда? Какие вам предметы показались самыми необычными? Сундук. А что было в том сундуке? (перечисляют). Сегодня мы узнали секрет Бабушки Аграфены, кто любимый композитор у бабушки? (ответы детей) Узнали, что ложками можно не только кушать, но и танцевать с ними, играть на них.
(из-за ширмы выходят Бабушка Аграфена и Танечка)
Бабушка Аграфена: Очень многое узнали,
Танечка: И загадки отгадали! В путь дорожку вам мы приготовили вот таких вот сладких Петушков!
Так сладко, того и гляди язык проглотишь! Угощайтесь! Не стесняйтесь! Да нас почаще вспоминайте.
А мы будем ждать новой встречи с вами!
(поет) До свидания!
Дети под спокойную музыку выходят из зала.