Татьяна Брагинец
«Весёлые лягушата в стране Звукляндии». Интегрированное логопедическое занятие, проводимое в условиях бассейна ДОУ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
начальная школа – детский сад № 6
Методическая разработка
комплексного логопедического аква – занятия
для детей старшей логопедической группы
«Весёлые лягушата в стране Звукляндии»
Учитель – логопед : Брагинец Т. А.
Уссурийск, 2013 год.
Публикация «„Весёлые лягушата в стране Звукляндии“, Интегрированное логопедическое занятие, проводимое в условиях бассейна ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Лягушка. Конспекты занятий на тему лягушек
- Лягушки, лягушата
- Плавание, бассейн в детском саду
- Плавание. Конспекты занятий по плаванию в бассейне
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Логопедическое аква – занятие для детей старшей логопедической группы ДОУ
«Весёлые лягушата в стране Звукляндии»
Методические рекомендации.
Основой интегрированного занятия стало формирование правильно речевого выдоха у детей с речевыми нарушениями. Использование на занятиях дыхательной гимнастики в сочетании с релаксационными упражнениями обеспечивает предупреждение нервного перенапряжения, создает положительный эмоциональный настрой на обучение и преодоление речевых расстройств у детей.
Образовательная деятельность интегрированного характера дает возможность закрепить полученные ранее знания в другом виде деятельности.
Занятие проводятся в бассейне ДОУ. Участвуют две группы детей: одна часть непосредственно в бассейне, другая (дети, имеющие временное освобождение от занятий плаванием) - рядом с бассейном.
Руководит детьми в бассейне и контролирует их действия инструктор по плаванию, проводит занятие и контролирует остальных детей учитель – логопед.
На занятие приглашаются родители для наглядного знакомства с некоторыми игровыми приемами коррекционной работы и для оценки уровня образовательной деятельности.
Цель занятия : Создание необычных условий для закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях и во время занятий по обучению плаванию.
Интеграция образовательных областей:
I. Коррекционно – образовательная:
1. Формирование лексического запаса, развитие фонетико – фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; формирования длительного речевого выдоха.
2. Развитие двигательной, речевой, зрительной, слуховой памяти; мышления; игровой фантазии; внимания во время исполнения инструкции педагога.
II. Физическое развитие:
1. Совершенствование навыков и способов передвижения в воде, погружения с задержкой дыхания и последующим выдохом.
2. Развитие координации рук, ног и дыхания при движении под водой; маховых движений рук и ног при плавании свободным стилем; двигательной памяти и активности.
3. Закрепление навыка и последовательности одевания; бережного отношения к своей одежде.
III. Коммуникативная.
Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умения работать в коллективе, желания прийти на помощь друг другу, а также желания заниматься спортом.
Оборудование: звуковые замки красного, синего, зеленого цвета; «Весёлые Буратино» (модели, демонстрирующие артикуляцию гласных звуков, два комплекта цветных пластмассовых кубиков, фигурки животных и птиц (в том числе утёнок, мяч, пластиковые стаканчики и трубочки по числу детей.
Ход занятия
I. Организационная часть.
Дети присаживаются в качестве зрителей, остальные проходят по массажной дорожке и заходят в бассейн.
Логопед :
- В одной сказочной, но очень близкой к нам стране Звукляндии, жили – были разные звуки. Они жили в замках: одни – в красном, другие в зеленом и в синем. Какие звуки жили в этих замках?
Дети отвечают:
- В красном жили гласные звуки, в синем - согласные твердые, в зелёном - согласные мягкие звуки.
Логопед :
Весёлые Буратино помогут нам вспомнить, какие гласные звуки живут в красном замке (дети вспоминают гласные звуки – А,У,И,О,Ы, определяя их по артикуляции у Буратино, и произнося хором).
II. Основная часть.
Логопед :
В этой же стране был пруд, а в пруду жили весёлые лягушата. Когда на улице было тепло, лягушата весело прыгали и ловили комаров (Дети в бассейне подпрыгивают, хлопают в ладоши и на выдохе говорят «ап»). Когда становилось холодно, лягушата прятались в свои домики и плотно закрывали двери (Дети приседают под воду, прикрывают голову руками и на выдохе говорят «уп»).
(Повторить игру «День и ночь» четыре, пять раз.)
Однажды лягушата решили погулять по пруду (Дети берутся за руки и становятся парами, а чтобы не было скучно, они запели весёлую лягушачью песенку (Дети держась за руки, подпрыгивают вдоль бортика бассейна и на одном выдохе произносят: «ква – ква – ква» на расстоянии 4 -5 метров.
Дети – зрители тоже повторяют лягушачью песенку.
Логопед :
- Тут наши лягушата остановились, потому что увидели маленького незнакомца и спросили: «ты кто?» А он загадал загадку:
Вперевалочку хожу
И с гусятами дружу,
Плаваю, ныряю,
Корм я добываю.
Дети отгадывают: «Утёнок!»
Логопед :
- Посчитайте, сколько слогов в слове «утёнок» (дети прохлопывают под водой слово по слогам).
Утёнок познакомил лягушат со своими друзьями (Логопед достает из корзинки фигурки животных, птиц, а дети прохлопывают под водой их название и называют количество слогов в слове, одновременно показывая их количество пальчиками. Зрители тоже выполняют это задание).
Логопед :
- Новые друзья подарили лягушатам круглый весёлый звонкий ( дети: мяч).
Лягушата решили узнать, умеют ли друзья утёнка плавать (дети становятся в круг и инструктор по плаванию проводит игру : «Плавает - не плавает» - 2-3 минуты). Зрители поддерживают лягушат аплодисментами.
Логопед :
- А потом мальчики – лягушата и девочки – лягушата стали соревноваться, кто быстрее выложит схему слова на берегу пруда (девочки выкладывают слово «сом», а мальчики слово «суп», зрители проверяют, в случае необходимости - исправляют).
Логопед :
- Победила дружба! И тогда лягушата решили устроить праздничный фонтан: сначала кулачками, резко сжимая их под водой со словами: «раз – два – три – четыре… - мой фонтанчик лучший в мире!» (зрители повторяют те же движения со словами). Потом лягушата, держась за бортик бассейна, делают «фонтан» ногами. Зрители подбадривают их стихами. Следом дети производят фонтанчики с помощью трубочек для коктейля («лягушата» в бассейне, зрители в пластиковых стаканчиках).
Логопед :
- И вдруг набежали тучи, пошел дождик:
Лейся, дождик, веселей
Ты нам очень нужен
Кап – кап – кап, кап – кап – кап –
Дождь стучит по лужам
(Лягушата стучат пальчиками по воде, зрители – по коленкам).
Град вдруг громко застучал:
Тук – тук – тук, тук – тук – тук
(Движения выполняются кулачками)
Ветер тучки все умчал:
Хлюп – хлюп – хлюп, хлюп – хлюп – хлюп.
(Лягушата в бассейне хлопают ладошками по поверхности воды, а зрители хлопают ладошками по коленкам и повторяют слова).
Логопед :
- Поднялся ветерок, сначала небольшой. Как свистит ветерок в камышах?
(с-с)
Затем ветер становился все сильнее и сильнее как свистит сильный ветер?
(с-с-с… громко произносят)
Логопед :
- Сильно закачались камыши в пруду (все дети покачиваются, как камыши). Солнышко стало клониться к закату, и лягушата решили поплыть домой к маме – лягушке (дети проплывают дистанцию сводным стилем плавания).
III. Итог занятия :
Логопед :
Дома мама – лягушка интересуется : Где побывали лягушата? С кем они познакомились? В какие игры играли? (Дети отвечают).
Ребята – лягушата и ребята – зрители прекрасно провели время в стране Звукляндии, а в группе их ждут вкусные сюрпризы.
Дети организованно следуют в раздевалку.