Ирина Якушова
Логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] «Морское путешествие» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Звукопроизношение - самая видимая сторона нарушения речи. Нарушенный грамматический строй, несформированные фонематический слух и связная речь ребёнка не бросаются в глаза среднестатистическому обывателю, не тревожат родителей.
Обычно ко мне приходят родители малыша с жалобой на неправильное произношение того или иного звука. Недорозвитие всех остальных сторон речи, пока это не мешает процессу обучения, мало волнует родственников ребёнка. Моя задача - объяснить важность своевременной сформированности всех сторон речи у ребёнка, ну и, если это необходимо, начать коррекцию.
Публикация «Логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] „Морское путешествие“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
В своей практике коррекционно - речевой работы с детьми использую комплексный подход. Необходимость именно комплексного подхода к коррекции звукопроизношения назрела особенно остро в современных условиях, когда использование только одного - двух методов логопедического воздействия даёт слишком медленную положительную динамику. Из практики делаю вывод, что необходимо подключать комплекс приёмов и методов для успешной коррекции.
«Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения».
Конспект занятия по теме :
«Морское путешествие. Автоматизация звука Л».
(подгрупповое логопедическое занятие дошкольника старшего возраста)
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Познание», «Художественное творчество»
Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения».
Конспект занятия по теме :
«Морское путешествие. Автоматизация звука Л».
(подгрупповое логопедическое занятие дошкольника старшего возраста)
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Познание», «Художественное творчество»
Цель: Автоматизировать звук [Л] изолированно, в прямых слогах и разных позициях слова.
Способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей у детей.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
• корригировать произношение звука Л ;
• развивать подвижность артикуляционного аппарата, общую и мелкую моторику;
• развивать фонематические процессы;
• корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык
(самоконтроля, усидчивости).
образовательные:
• уточнить и расширить словарь по теме: «Море и морские обитатели»;
• учить применять в практике творческое использование коктейльных трубочек;
• уточнить артикуляцию звука [Л];
• закреплять умение осуществлять звуковой, слоговой анализ слова;
воспитательные:
• Формировать положительную мотивацию на занятии;
• Воспитывать желание говорить правильно, четко, красиво;
Оборудование: макет корабля, авторская игрушка Колпачок Звуковичок; ноутбук, презентация «Морские обитатели», интерактивная доска, символы гласных звуков, картинки со звуком [Л], мячик «ёжик» 4 шт., пластилиновые пластины в форме буквы Л, кольца от коктейльных трубочек разного цвета
Ход занятия:
Этапы и виды работы на этапе Деятельность педагога Деятельность ребёнка Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
1 2 3 4
1. Оргмомент.
Создание проблемной ситуации. Логопед сообщает детям о том, что в гости пришел гном Колпачок Звуковичок. Он просит помощи в поиске волшебного клада, который спрятан на необитаемом острове.
Педагог выясняет, как называют большой пароход.
Уточняет, что путь лежит на Лайнере. И чтобы занять своё место в каюте, нужно приобрести билеты. (Символы гласных звуков А, О, У, И).
Молодцы! Все нашли свои места, садимся удобно, выпрямили спинки. А для того, что бы наш пароход отчалил от пристани, капитан Колпачок Звуковичок подаёт нам какие-то сигналы. Повторим за ним, сделаем с вами массаж лица.
Дети превращаются в гномов помощников, надевают колпачки.
Называют звуки и находят свои места с такими же изображениями.
Организовать детей.
Настроить детей на занятие.
Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
2. Актуализация знаний.
Самомассаж лица.
Ручки растираем (растирание ладоней) и разогреваем (хлопки)
И лицо теплом своим мы умываем (проводить ладонями по лицу сверху вниз,
Грабельки сгребают все плохие мысли (движения пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
Их вперед сгибаем (загибание ушных раковин вперед,
Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щечки (пальцы перебегают на щеки) .
Щечки разминаем, чтобы надувались (поколачивание пальцами)
Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
Дети выполняют массаж лица согласно тексту. Активизация групп мышц речевого аппарата.
3. Упражнение на дыхание «Шторм в стакане».
Логопед сообщает, что для отправления в дальнее плавание, необходимо завести мотор двигателя корабля. Предлагает дуть в трубочку, погруженную в стакан с водой, контролируя правильность выдоха. Дети выполняют упражнение. Развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
4. Артикуляционная гимнастика.
Логопед предлагает с язычками поиграть. Как называется окно на корабле? На доске демонстрация презентации с артикуляционной гимнастикой.
Дети отвечают. Иллюминатор. Дети выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом.
Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата.
5. Упражнение «Пароход».
- Мы произносили звук [Л]. Скажите, где находится язычок, когда мы произносим этот звук? Опишите, что делают губы, зубы? Какой это звук? Сегодня мы с вами продолжим работать над звуком [Л].
Дети дают характеристику звука Л. Уточнить артикуляционный уклад звука Л.
6. Ритмическая игра с произнесением слогов со звуком [Л]. Педагог обращает внимание на настроение детей. Просит поднять настроение капитану корабля Колпачку Звуковичку. Логопед предлагает детям выполнить ритмические движения со слогами. Отрабатывается изолированное произношение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.
ЛА-ЛА-ЛА – хлопаем в ладоши,
ЛО-ЛО-ЛО – стучим ладонями по столу,
ЛУ-ЛУ-ЛУ – хлопаем ладонями по коленям,
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – хлопаем ладонями по плечам наискосок.
Дети произносят слоги, одновременно выполняя движения. Закрепить правильное произнесение звука Л в прямых слогах. Развивать ФВ. Общую моторику, координировать речь с движением.
7. Игра «Один-много»
8. Пальчиковая гимнастика с мячиком «Морской ёжик».
Педагог рассказывает об условии дальнейшего путешествия. Просит правильно сказать чего одна (один, а чего много. (Одна волна - много волн, одна шлюпка- много шлюпок, один плавник- много плавников, одна лодка- много лодок).
Чтоб дальше продолжать надо пальчики размять:
Ёжик, спрячь свои иголки.
Мы же дети, а не волки.
Мы хотим тебя погладить,
Мы хотим с тобой поладить.
Ёж иголки отряхнул,
Завернулся и уснул. Дети называют единственное и множественное число существительных.
Дети выполняют упражнения.
Дети повторяют слова за логопедом. Формировать навык образования существительных в ед. и мн. числе.
Развивать мелкую моторику.
Обогатить словарь по теме занятия.
9. Закрепление изученного материала. Игра «Найди звук».
Автоматизация произношения звука Л в разных позициях слова.
10. Знакомство с буквой Л.
Чтение прямых слогов.. Логопед сообщает, что в море много разных обитателей. Использует слайды морских обитателей (акула, малюск, рыба клоун, ламантин, рыба – молот).
- Давайте узнаем и поиграем.
Логопед сообщает, что приплыла сказочная героиня Русалочка и за выполненные задания вручила Звуковику и детям ключ от ларца.
Дети повторяют слова за педагогом. И определяют, на каком острове находится клад. Клад-звук Л в картинках. Дети выбирают только те картинки с морскими обитателями, в названии которых есть звук Л, называет их и помещает на интерактивную доску. Первый остров
- нахождение звука в начале слова, второй остров - в середине слова, третий остров - в конце.
Дети знакомятся с буквой, затем читают прямые слоги. Закрепить правильное произношение звука Л в разных позициях.
Учить соотносить звук с буквой.
Формировать навык чтения.
Закреплять правильное произношение звука в процессе чтения.
11. Барельеф «Весёлая буква Л»
Педагог оповещает о том, что за помощь в поиске ларца Звуковик дарит каждому букву Л.
Педагог предлагает украсить букву на пластилиновой основе драгоценностями из ларца (кольца из разноцветных коктейльных трубочек) Дети открывают ларец. И украшают букву приёмом мозаики. Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей
12. Итог занятия.
Оценка деятельности детей. Логопед предлагает детям вспомнить, в какое путешествие они отправлялись, и какой звук учились произносить.
Логопед оценивает работу детей. Дети называют звук, уточняют правильную артикуляцию звука.
Дети забирают работы – буквы, обозначающие звук, который отрабатывался на занятии. Развить память. Обобщить тему.
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/c518034c5ba102312ba64eacecc056ef.jpg.jpg[/IMG]