Анастасия Житник
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Мы ждём вас, птицы!»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы ждём вас, птицы!
Цель занятия: формирование лексико – грамматического строя речи
Задачи:
- формировать у детей представления и знания о перелётных птицах, их образе жизни;
- продолжать работу по расширению и активизации словаря по темам «Весна», «Перелётные птицы»;
- развивать умение классифицировать предметы, использовать в речи слова, противоположные по значению, образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образовывать притяжательные прилагательные от существительных;
Публикация «Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности „Мы ждём вас, птицы!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
- формировать правильное физиологическое и речевое дыхание;
- развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- продолжать совершенствовать восприятие, внимание, память, мышление детей;
- развивать зрительное, логическое мышление, тактильную чувствительность;
- воспитывать у детей бережное отношение, интерес и любовь к природе, птицам, самостоятельность, усидчивость, желание активно работать на занятии.
Оборудование: сухой бассейн с песком, картинки с изображением частей тела птиц, мяч, ноутбук, проектор, подарок
Ход ООД
Логопед: Здравствуйте, ребята! Этим прекрасным утром мы приветствуем весь окружающий нас мир, такой прекрасный, полный радости и добра. Давайте улыбнемся этому яркому солнцу и друг другу.
(перед зеркалом)
«Ну-ка, зеркальце, смотри,
Все нам верно повтори.
Сяду я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной».
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Давайте поиграем с язычком.
Вышел язычок на улицу, улыбнулся, удивился – видит впереди заборчик. Перепрыгнул через него – увидел качельку и стал качаться.
Затем поиграл в футбол. Увидел маленький грибок, стал его рассматривать. Заигрался язычок и не заметил, как пробили часики. Сел язычок на лошадку и попрыгал домой. Дома выпил чашечку чая с вкусным вареньем и стал отдыхать.
Логопед: А сейчас я для вас и ваших язычков загадаю загадку.
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна)
Логопед: какое сейчас время года?
Дети: весна
Дыхательная гимнастика
Логопед: какие месяцы весны вы знаете?
Дети: март, апрель, май
Логопед: какие приметы марта?
Дети: дуют на ватные комочки
Логопед: что происходит в природе в апреле?
Дети: дуют в стакан с водой
Логопед: какие приметы мая?
Дети: дуют в бутылочки с цветной бумагой
Логопед: Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Посмотрите, весеннее солнышко светит нам, только где же его лучики? Солнышко рассыпало свои лучи по полям и рекам, селам и городам. Я предлагаю назвать приметы весны и собрать лучики.
Дети: называют приметы (картинки) и собирают лучики
1. С каждым днем солнце светит все ярче и теплее
Логопед: Какое весеннее солнце?
Дети: Тёплое, яркое, желтое
Логопед: Какой бывает ветер весной?
Дети: Весенний, теплый, холодный, слабый, сильный
1. Небо голубое, высокое
2. Тают холодные снега, появляются проталины
3. Весело звенят ручьи, начинается капель
Логопед: Что такое «капель»? Как можно объяснить это слово? Подберите родственные слова к слову «капель».
Дети: Капли, капелька, капают
4. На деревьях набухают почки
5. Зеленеет первая травка
6. Прорастают первые цветы (подснежники)
7. От зимней спячки просыпаются звери
8. Появляются насекомые
Логопед: Ребята, а где же ещё один лучик? Как вы думаете, какой приметы весны не хватает?
Дети: Прилетают птицы
На экране появляется Зима
Зима: Не будет у вас весны, рано вы обрадовались солнышку и теплу. Весна окончательно придет тогда, когда у вас будет последний лучик. Не просто вам придется, замёрз он и раскололся на части, отдам их, если справитесь с моими заданиями, которые как раз касаются птиц. Заморожу и их, если солнце не успеет растопить мой снег!
Логопед: Что же будем делать, дети. Согласны пойти на условия Зимы.
Дети: Да
Логопед: Что же мы должны сделать?
Дети: Выполнить задания Зимы и собрать лучик?
Логопед: А для чего мы должны его собрать?
Дети: Мы должны спасти птиц, чтобы Зима их не заморозила.
Логопед: Зимушка - зима, мы согласны выполнить твои задания.
Логопед: Ребята, а как называются птицы, которые должны к нам прилететь?
Дети: Перелетные
Логопед: Что делают перелётные птицы весной?
Дети: Вьют гнёзда, высиживают птенцов
Логопед: Когда они улетают в тёплые края?
Дети: Осенью
Логопед: Назовите птиц, которые прилетают к нам весной
Дети: Грачи, гуси, утки, лебеди, скворцы, журавли, кукушки, ласточки, соловьи, цапли, аисты, жаворонки, чайки (птицы появляются на экране)
Логопед: Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?
Дети: У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями.
1 задание «Строение птицы»
Логопед: Зимушка спрятала в сухом бассейне карточки, с изображением частей птицы, я предлагаю найти и назвать их.
Зима: Молодцы! Вы справитесь с заданием, вот вам первая часть лучика. Логопед: Вот и 2 задание: игра «Четвёртый лишний»
Назови лишнюю птицу.
Логопед: воробей, грач, соловей, скворец.
Дети: воробей - то зимующая птица.
Логопед: Ворона, дятел, синица, кукушка.
Дети: кукушка - то перелётная птица.
Логопед: снегирь, щегол, жаворонок, синица
Дети: жаворонок – это перелетная птица
Логопед: лебедь, гусь, клёст, чибис
Дети: клёст - это зимующая птица
Логопед: чиж, рябчик, тетерев, чайка
Дети: чайка – это перелётная птица
Логопед: ласточка, трясогузка, филин, выпь
Дети: филин – зимующая птица
Зима: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились и получаете 2 часть лучика.
3 задание: «Противоположности» (скажи наоборот)
Аист большой, а соловей — маленький
У аиста длинная шея, а у кукушки — короткая
У соловья серая грудка, а у ласточки — белая
Аист белый, а соловей — серый
Зима: Здорово! Третья часть лучика тоже ваша, молодцы!
4 задание: Игра «Кто, как разговаривает?»
Логопед: Ребята, а вы знаете, когда птицы прилетают и радуются тому, что вернулись на Родину, они разговаривают между собой. Скажите, как они это делают?
Дети: гуси — гогочут, утки — крякают, грачи — кричат «крак», ласточки — щебечут, соловьи — поют, заливаются, свистят, кукушки — кукуют, жаворонки звенят
Зима: Все верно, вот и 4 часть лучика!
Логопед: Предлагаю отдохнуть.
Игра «Назови ласково птицу» (игра с мячом)
Журавль — журавлик.
Скворец — скворушка.
Гусь — гусик.
Утка — уточка.
Соловей — соловушка.
Кукушка — кукушечка.
Логопед: Ребята, зачем мы выполняем задания Зимушки?
Дети: Чтобы собрать луч?
Логопед: А для чего нам нужно его собрать?
Дети: Чтобы спасти птиц
Логопед: Нам осталось собрать 2 части лучика, стоит поторопиться
5 задание: игра «Назови семью птиц»
Логопед: Внимательно посмотрите на экран. В следующем задании Зимушка просит назвать семью птицы и посчитать птенцов.
Грач — грачиха, грачата, грачонок.
Гусь — гусыня, гусята, гусёнок.
Селезень — утка, утята, утёнок.
Скворец — скворчиха, скворчата, скворчонок.
Дети: один утёнок, два утёнка, три утёнка, четыре утёнка, пять утят;
один грачонок, два грачонка, три грачонка, четыре грачонка, пять грачат;
один аистенок, два аистёнка, три аистёнка, четыре аистёнка, пять аистят;
один кукушонок, два кукушонка, три кукушонка, четыре кукушонка, пять кукушат.
Зима: Вы справились, получаете 5 часть лучика, молодцы!
6 задание: Игра «Какая стая?»
Логопед: Птицы перелетают по- разному: гуси, утки, вереницей (картинка на экране, ласточки, грачи, скворцы, соловьи – стаей (картинка на экране,
журавли - клином (картинка на экране, кукушки - поодиночке (картинка на экране). Зимушка предлагает нам закончить предложение, вставить вместо картинок слово. Например: Вот летит стая грачей, какая стая (грачиная)
Вереница лебедей (какая) - лебединая, клин журавлей - журавлиный, стая грачей - грачиная, стая соловьев - соловьиная; вереница гусей - гусиная, вереница уток - утиная.
Зима: Какие вы молодцы, возвращаю вам 6 часть лучика, теперь вы можете его собрать!
Логопед: Чтобы быстро и правильно собрать лучик, предлагаю разогреть наши пальчики (упражнение с су-джоком)
Тили – тели, тиле – тели,
С юга птицы прилетели! (катают Су – Джок между ладонями)
Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко.
Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж – (поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки) Все вернулись, прилетели, песни звонкие запели! (катают Су – Джок между ладонями)
Логопед: Соединим поскорее части лучика!
Дети: Соединяют части
Логопед: У солнышка сейчас все лучики. Скажите, как мы помогаем птицам?
Дети: делаем скворечники, подкармливаем….
Логопед: Я хочу, чтобы вы об этом не забывали. Давайте с вами из букв выложим предложение: ПТИЦЫ — НАШИ ДРУЗЬЯ. (Звучит музыка П. Чайковского. Времена года. Апрель).
Дети: Договариваясь друг с другом, выкладывают предложение.
Логопед: Посмотрите, ребята, по-моему, птицы летят из жарких стран к нам (на экране летящие птицы)
Давайте скажем им дружно: «Мы ждём вас, птицы!»
Дети: проговаривают
Итог
О каком времени года мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Что вам сегодня запомнилось интересного? Для чего мы собирали части лучика? Что было для вас самым трудным? (ответы детей) Мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали. Вы справились со всеми заданиями, молодцы! Я вами горжусь!
Сюрпризный момент (аудиозапись пение скворца)
Логопед: Ребята, кто это поет? А здесь пакет и записка. «Ребята, я пролетал мимо вашего детского сада и услышал, что вы так много знаете о нас, перелетных птицах, и времени года весна. Вы молодцы и заслуживаете награды. За хорошие ваши познания и помощь хочу вручить вам подарки»
Литература:
1. Занимательные игры и упражнения [Текст] : для речевого и интеллектуал. развития детей 5-6 лет с общ. недоразвитием речи / Т. А. Алтухова, Н. А. Егорова. - М. : АРКТИ, 2005. - Тетр. 2. - 53,[2] с. : ил (Библиотека практикующего логопеда)
2. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3 / Н. Э. Теремкова. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2007. - 48 с.
3. Пятница Т. В. «Лексика + Грамматика =…» Пособие по развитию лексико-граммагического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Часть 1 — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. — 124 с. : ил.
4. Рабочая тетрадь для индивидуальной работы детей с нарушением речи /Н. А. Егорова, Е. А. Юрина- М. : Волгоград,2012.