Надежда Калоева
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Недотрога-кактус!»
▼ Скачать + Заказать документы
формировать представления о внешнем виде растения (кактус, обращая внимание детей на то, что каждое живое существо неповторимо;
формировать навыки разгадывания загадки с опорой на картинки-схемы.
- способствовать развитию наглядно - образного мышления, умению сравнивать неоднородные предметы по форме;
- развивать мелкую моторику руки;
- воспитывать интерес к объекту живой природы, желание познавать его;
Темочки:
Оборудование и материал: цветная коробка, телевизор, кактус, карточки – схемы дидактической игры, опорные картинки для составления загадки, горшочки – кашпо с силуэтами кактусов (плоскостные,краска зеленого цвета разных оттенков, готовые поделки цветов для кактуса, одноразовые вилки, тарелки.
Предварительная работа: рассматривание кактуса, фотооткрыток с изображением кактусов, беседа с детьми «Колючее чудо», чтение философской сказки М. Скребцовой «Цветок кактуса» (сокращенный адаптированный вариант).
Ход ИОД
(Дети заходят в группу с воспитателем)
I. Организационный момент и эмоциональный настрой
Воспитатель: давайте со всеми поздороваемся, как мы это делаем по утрам.
Дети: Здравствуй, солнце золотое! (поднимают сомкнутые руки над головой)
Здравствуй, небо голубое! (поднимают руки вверх).
Здравствуй, вольный ветерок (качают поднятыми руками влево-право).
Здравствуй, маленький росток (присаживаются на корточки и «гладят» росток).
Мы живём в родном краю (разводят руки в стороны).
Всех я вас приветствую (хлопают над головой).
II. Введение в тему. Загадка
/Обращаю внимание детей на необычную коробку/
Воспитатель: Интересно, откуда взялась эта коробка, что же в ней лежит?
Дети высказывают свои предположения/
Воспитатель: Чтобы узнать, что лежит в коробке - надо отгадать загадку.
/Воспитатель подходит к магнитной доске. Дети останавливаются у доски
Воспитатель: Что бывает колючим? Дети: елка, гвозди, иголка, колючка, ежик.
Воспитатель: Пусть сегодня это будет ежик.
Воспитатель: Что бывает зеленым? Дети: огурец, лягушка, карандаш, трава
Воспитатель: Сегодня мы выберем елку.
Воспитатель: Что растет в цветочном горшке? Дети: фиалка, растение, папоротник.
Воспитатель: Пусть это будет фиалка.
Воспитатель: Кто любит солнышко?
Дети: цветы, животные, деревья.
Воспитатель: Выберем ответ - дети.
Воспитатель: Теперь попробуйте отгадать, что же лежит в коробке:
Колючий, но не ежик,
Зеленый, но не елка,
Растет в цветочном горшке, но не фиалка,
Очень любит солнышко, но не дети?
Воспитатель открывает коробку, достает оттуда кактус
III. Беседа
Воспитатель: Верно, ребята, вы отгадали. Это кактус. Гость наш очень необычный: Ребята, посмотрите на кактус и скажите, чем же он особенный, необычный?
Дети: У него есть колючки и можно уколоться.
Воспитатель: а как вы думаете, колючки, зачем кактусу? Что есть еще у кактуса, кроме колючек? Какого он цвета?
Дети: Стебель, корни, он зеленый
Воспитатель: а где же листья? в чем растет наш кактус
Дети: колючки это листья кактуса, а растет он в горшке
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли кактусы расти у нас на улицах?
Почему?
Дети: потому что у нас холодные зимы, а кактусам нужно тепло.
Воспитатель: а где, на нашей планете всегда тепло и растут кактусы?
IV. Просмотр слайдов с использованием речевых игр:
2 слайд
Воспитатель: где же живут кактусы? Напомните мне пожалуйста.
Дети: в пустынях и на окошке в доме
3 слайд – –Определи форму»
Воспитатель: на что, похожи эти кактусы? Какой формы?
Дети: на овалы, лепешки колючие.
4 слайд – «На что похоже?»
Воспитатель: что напоминают вам эти кактусы?
Дети: огромные огурцы, кабачки в колючках
Воспитатель: придает кактусам такие разные формы его стебель
5 слайд –
Воспитатель: на что, похожи эти кактусы? Какой формы?
Дети: большие шары, мячи, головки капусты
6 слайд –
Воспитатель: глядя на эту картинку, хочется сказать, что кактусы не растут, а что делают? Подберите, пожалуйста, слова.
Дети: много гусениц ползут, передвигаются, стелятся по земле, лежат на земле
7 слайд – «Назови ласково»
Воспитатель: на этих картинках, какие кактусы?
Дети: маленькие, крошечные, миленькие
Воспитатель: как бы вы их назвали? Например: большой это – кактус, а маленький? Сможете придумать?
Дети: кактусик, кактусеночек, кактусенок, кактусишка.
8 слайд – «Назови, какие кактусы?» (прилагательные множественного числа)
Воспитатель: Ребята, а ведь в природе есть еще и такие кактусы, какие они?
Дети: большие, огромные, величественные, могучие, громадные, здоровые. необычные
Воспитатель: маленькому кактусу вы смогли придумать ласковые слова, а как бы вы назвали огромный кактус?
Дети: кактусище
9 слайд – «Объясни почему?»
Воспитатель: Ребята, а почему среди кактусов мы видим знакомые нам деревья? Дети: потому что у елок и сосен тоже иголки.
Воспитатель: правильно, у елок и сосен, иголки это тоже листья, они помогают хранить воду. Поэтому елочки и могут быть зелеными круглый год!
А вот-так выглядят иголки кактуса в увеличенном виде. Иголки кактуса это его что?
Дети: иголки это и есть листья кактуса, как сосны и елки.
VI. Обобщение просмотренного – беседа по вопросам.
Воспитатель: ребята, вы много узнали о жизни кактусов в природе.
Как вы думаете, какое место для кактуса нужно выбрать в нашей группе
светлое или затемненное?
Дети: светлое место, на окошке
Воспитатель: как нужно поливать кактусы: редко или часто, много воды или мало?
Дети: летом 1 раз в несколько дней, зимой немного в поддон
Воспитатель: как вы думаете, как нужно удалять пыль с кактусов: тряпочкой, кисточкой или опрыскивателем?
Дети: кисточкой, иногда можно опрыскивателем, тряпочкой нельзя.
10 слайд –
Воспитатель: если за кактусами правильно ухаживать, то они зацветут. Посмотрите, какая красота
VII. Пальчиковая гимнастика «На окне цветок колючий»
На окне цветок колючий
(Показать прямоугольник перед собой)
Смотрит за околицу
(Сделать «бинокль» из ладошек)
Вы его не троньте лучше
(погрозить пальчиком)
Очень больно колется.
(Указать пальчиком ладошку и сморщиться)
Не подушка для иголок,
(сложение ладошки под щечку)
И не ежик, и не елка,
(сложить ладошки, растопырить пальцы, «нарисовать» елку перед собой)
Но не даст себя в обиду,
(Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)
Потому что весь в иголках.
(Уколоть пальчиком ладошку)
VIII. Деятельность с использованием нетрадиционного материала.
Постановка проблемы.
Воспитатель: Что там еще в коробке? Давайте посмотрим?
В коробке рисунки кактусов. Все, кактусы разной формы.
Воспитатель достает изображение кактусов без колючек.
Воспитатель: ребята, похожи рисунки, на наш кактус подскажите?
Дети: у нарисованных кактусов нет колючек.
Воспитатель: Что будем делать? (дети предлагают нарисовать колючки, но кисточек на столах нет, дети идут за кисточками и вместо них находят пластиковые вилки)
Воспитатель: Что же делать? Попробуем рисовать ими. Сначала на бумаге, лежащей на этих столах. На ней нарисованы только контуры кактусов, приложите вилку той стороной, которую погружали в краску, а теперь попробуем рисовать колючки. Какого цвета краска? (темно-зеленая или свето-коричневая). Возвращаемся к нашим кактусам, и смело рисуем колючки.
/Дети приступают к изготовлению/
Воспитатель: прекрасно получилось Мы, недавно делали с вами красивые цветы. Как вы думаете, что ими можно украсить?
Дети: наши кактусы.
Воспитатель: пока иголки кактуса немного подсохнут, проверим, все ли мы достали из коробки? (достают из коробки листок, на котором изображено 10 кактусов)
IХ. Дидактическая игра - «Какой по счету?»
Самый высокий кактус?
У какого кактуса больше всего цветов?
Кактусы в желтых горшках, какие по счету?
Красные иголки, у какого кактуса?
Самый крупный цветок расцвел, на каком кактусе?
(Дети прикрепляют по цветку)
Х. Итог занятия. Рефлексия.
Скажите, ребята, интересно вам было сегодня на занятии?
А что вам показалось сложным, может, что то у вас не получилось?
Вы расскажете дома о нашем занятии? Почему?
Все ваши знания и умения, пригодятся вам когда-то?
Детям предлагаются картинки с пейзажем, на которых изображены кактусы. Одни черно-белого цвета, другие цветные. Дети выбирают цветную, если все задания выполнены, и ребенок не отвлекался, все успевал. Черно-белый пейзаж, если испытывал затруднения, не смог справится с заданиями.