Людмила Маслова
Интегрированная образовательная деятельность по развитию речи с использованием приёмов ТРИЗ «Избушка на курьих ножках»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд».
Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Цели:
Учить детей составлять рассказы о предметах, употреблять слова и выражения, позволяющие выделить характерные признаки предметов, конструировать поделки из «волшебного «квадрата»», создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели.
Публикация «Интегрированная образовательная деятельность по развитию речи с использованием приёмов ТРИЗ „Избушка на курьих ножках“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Развивать диалогическую и монологическую речь с использованием приёмов ТРИЗ ( игры: «Хорошо-плохо» - решение противоречий, РТВ «Сложи узор» - фантазирование, приём эмпатии в игре «Мы ожившие дома», прямая аналогия – метод синектики.
Развивать у детей память, мышление, воображение, мелкую моторику пальцев (с помощью пальчиковой гимнастики «Домик»).
Воспитывать чувство сопереживания к ближнему, желание помочь, и чувство радости от совместно выполненной работы.
Для укрепления и сохранения здоровья, для снятия зрительного напряжения используется тренажёр Базарного В. Ф. – коромысло.
Планируемые результаты: выполняют образец поделки способом оригами по инструкции педагога.
Материалы и оборудование: квадратный лист цветной бумаги, простой карандаш.
Содержание организованной деятельности детей :
1. Вводное слово воспитателя.
Дети получают письмо от Бабы-Яги. В своём письме она рассказывает, что потеряла свой дом и не может его найти. Просит детей помочь ей. (Дети соглашаются).
Предлагаю детям отправиться в путешествие на поиски дома Бабы-Яги.
- Представьте, что мы попали на Север (импатия). Вокруг снежная равнина. Из чего можно построить дом? (Фантазирование). Правильно, дом эскимосов – иглу построен из снега. Попробуйте нарисовать дом – иглу снежинками (на мольберте). Как вы думаете, сможет ли Баба-Яга жить в таком доме? Что в нём хорошего и что плохого? (Проводится игра «Хорошо-плохо»). Хорошо тем, что строительный материал под руками, такой дом защитит от любой непогоды. Плохо тем, что холодно, нет печки, телевизора.
- Холодно, правда? Давайте перенесё мся на Восток и ответим на такой вопрос: может ли в доме быть и сад и озеро? В Узбекистане такие дома называют – махалла. Дом, если посмотреть сверху, напоминает бублик. Сам «бублик» - это дом. В самом центре «бублика» - озеро, а между домом и озером – сад. Представьте, что такой дом вы увидели с самолёта, зарисуйте его на мольберте. Ответьте: сможет ли Баба-Яга жить в этом доме? Что в нём хорошего и что плохого? Хорошо тем, что тепло, сад есть – фруктов много, озеро есть – в жару искупаться можно. Плохо тем, что когда жарко – голова болит, сад есть – так в саду работать надо, а ей не под силу, она старенькая, ленивая и т. д.
- Теперь тем же самым самолётом мы прилетели в российскую деревню и увидели дома. Какие? (Обыкновенные домики, построенные из сосновых брёвен при помощи умелых рук плотника). Брёвнышко на брёвнышко и получится сруб. Главное, чтобы ваш сруб не развалился (У каждого ребёнка – счётные палочки).
- Теперь надо придумать узоры, которыми бы вы хотели украсить свой дом (игра по ТРИЗ «Сложи узор»).
- Устали? Сложно строить дом? А ведь его можно просто возить на себе. Кто возит дом на себе? (черепаха, улитка). А человек может возить дом на себе? (палатка, спальный мешок).
Для укрепления и сохранения здоровья, а также для снятия зрительного напряжения использую тренажёр В. Ф. Базарного – коромысло ( 4 вида домов: чум, многоэтажный дом, юрта, деревенский домик). Назовите, как называется дом и на какую геометрическую фигуру он похож.
Расскажите, в каком доме хотели бы жить вы, о доме своей мечты (ответы детей).
- Все дома по-своему хороши. Но мы так и не смогли найти дом Бабы-Яги. Кстати, а в каком доме она жила? (В избушке на курьих ножках). Сравнить, чем отличается её дом от остальных. Провести прямую аналогию по цвету, форме, функциям. Главное - дом живой: он двигается. Обговорить с детьми, хотели бы они жить в избушке на курьих ножках? Что в её доме хорошего, что плохого для нас? (мебель старая, дом полуразвалившийся, пыль, грязь, микробы, паутина и т. д. ; хорошо тем, что высокий, поворачивается в разные стороны). Что надо сделать с нашим домом, чтобы он ожил? Что надо добавить, чтобы он мог двигаться? (колёса, вёсла, сапоги-скороходы и т. д.). Как можно усовершенствовать избушку, сделать её современной? (провести воду, газ, электричество, сделать евроремонт, пристроить балкон, обставить новой мебелью и т. п.).
Игра «Мы ожившие дома».
У каждого дома свой характер. Изобразите Дом-плакса, Дом-солдат, Дом-балерина, Дом-музыкант.
- А люди могут жить в избушках на курьих ножках? Оказывается, древние племена строили дома на сваях, чтобы дикие звери не тревожили их, чтобы врагам трудно было до них добраться. У нас в стране есть город, который стоит на «курьих ножках» - сваях. Это Норильск. Там вечная мерзлота.
- Теперь представьте себе, что встретились два дома: городской многоэтажный и избушка на «курьих ножках». Что может спросить избушка у многоэтажного дома и что он ей ответит? (Фантазирование).
- Как вы думаете: каким должен быть дом, чтобы быстрее просыхал? (Бумажным). Такие дома строят в Японии. Лёгкие, красивые, удобные. Вот такой дом на «курьих ножках» я предлагаю смастерить для Бабы-Яги. Наконец-то мы нашли её потерянный дом. Думаю, она будет довольна. (Дети одобряют моё предложение).
2. Оригами (продуктивная деятельность).
Пальчиковая гимнастика «Домик».
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем. (Повторить 2 раза).
3. Итог работы.
Изготовленные поделки складываем в посылку и отправляем по почте для Бабы-Яги.
На столе неожиданно появляется корзинка с пирожками. Так Баба-Яга благодарит детей за оказанную помощь, за их старание.