Ирина Григорьевна Горковчук
Интегрированная НОД во второй младшей группе «Дружная команда»
Цель: закрепление и обобщение полученных знаний и умений, поддержание познавательного интереса.
Задачи:
Образовательные:
1. Вспомнить и закрепить определение пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху - внизу, выше - ниже, больше - меньше, впереди - сзади, слева – справа.
2. Актуализировать знания цветов, геометрических фигур, счет до пяти,
Развивающие:
1. Развивать связную речь, упражнять детей отчетливо произносить звуки.
2. Закрепить знания детей о домашних и диких животных.
Публикация «Интегрированная НОД во второй младшей группе „Дружная команда“» размещена в разделах
3. Закрепить нетрадиционную технику рисования прямых линий с помощью ватных палочек.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание помочь игровому персонажу в решении проблемной ситуации.
2. Воспитывать любознательность, познавательный интерес.
3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в выполнении работы.
Интегрируемые образовательные области:
ОО «Познавательное развитие» Формировать элементарные математические представления: навыки сравнения предметов по длине, величине, высоте, объединять предметы по общему признаку.
ОО «Речевое развитие» Развивать умение слушать, побуждать к ответам.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» Создавать положительную атмосферу, повторить с детьми формы доброжелательного приветствия, умение включаться в игровую деятельность, желание помочь героям, попавшем в беду.
ОО «Физическое развитие» Совершенствовать физические качества посредством разнообразных форм двигательной деятельности.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» Побуждать творческие проявления в рисовании, играх и заданиях.
Материалы и оборудование: карточки с геометрическими фигурами; предметные картинки «Домашние и дикие животные», воздушный шарик с письмом; Лесовичок, Ёжик, Бабушка, ворона - Каркуша, домик Бабушки, Лесовичка; ватные палочки на каждый цвет, гуашь желтого, синего, красного, зелёного цвета, листы с изображением горизонтальных линий, для рисования вертикальных палочек, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Домашние животные», «Дикие животные»; дидактическая игра «Кто, где живет?»; дидактическая игра «Кто, чем питается?».
Методы и приемы работы с детьми: игровой (использование сюрпризного момента, дидактическая игра, физкультминутка); наглядный (использование иллюстрированных заданий, картинки с изображением диких животных); словесный (рассматривание, чтение стихов, загадок, беседа, постановка проблемного вопроса, индивидуальные ответы детей); специально организованная проблемная ситуация; поощрение, анализ занятия.
Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные (демонстрация образцов поделок); практические (художественное творчество «Забор для животных»).
Тип занятия: закрепление полученных знаний.
План проведения занятия (20 мин, расчёт времени по этапам:
1. Организационный момент - 2мин.
- Приветствие 1мин
- Сюрпризный момент 1 мин
2. Основной - 15 мин.
- Загадки о геометрических фигурах 0,5 мин
- Д/игра соотнеси по цвету и форме. 3 мин
- Музыкально-ритмическая игра «Автобус» - 0,5 мин
- Игра на закрепление понятий со словами вверху – внизу, впереди –сзади, слева – справа- 2 мин
- Игра на понятия мало-много, широкий – узкий, длинный-короткий - 2 мин- 3 мин
- Дидактическая игра «Разные дорожки» 2мин.
- Физминутка «Весёлый мячик!»: 1 мин.
- Дидактическая игра «Угадай, кто, где живет?» - 2 мин
3. Практическая работа: 3 мин.
4. Заключительная часть - 1 мин
5. Рефлексия - 1 мин
Ход НОД:
1. Организационный момент. 2 мин Воспитатель приветствует детей, здороваются с гостями. МР 3 - приветствие
В. - Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Молодцы! Здороваться нужно всегда. Это говорит о том, что вы воспитанные дети. Встаньте рядышком друг к другу, словно солнышко все кругом.
Звучит музыкальное приветствие.
В – Ребята, смотрите, что это? (ответы детей) Да, воздушный шарик! На нем, записка! Интересно, кто же нам написал. Хотите узнать? Тогда, давайте прочтем. (Читаем письмо) «Здравствуйте, ребята! Пишет вам бабушка Афанасия. У нас случилась неприятность: у меня разбежались все животные, теперь мне без них грустно, и я переживаю за них. Ребята, отыщите, пожалуйста, и верните мне животных!» Ребята поможем бабушке Афанасии, спасем животных? Поможем Бабушке? Ой, ребята, Бабушка Афанасия, ещё написала, что Каркуша видела, куда побежали животные, она сможет нам помочь найти их. А живёт Каркуша на опушке леса, на старой сосне.
2. Основной 5 мин. Воспитатель задает вопросы. Загадки о геометрических фигурах. Д/игра соотнеси по цвету и форме. МР 3 музыкально-ритмическая игра «Автобус» 0,5 мин. Игра на закрепление понятий со словами вверху – внизу, выше – ниже, больше- меньше, впереди –сзади, слева – справа 1 мин. Игра на понятия мало-много, широкий – узкий, длинный-короткий 1 мин. Загадка. МР 3 «Весёлый мяч». Физминутка с мячом 1 мин. Счет до пяти. Используется фланелеграф 1 мин. Дидактическая игра «Угадай, кто где живет». Используется фланелеграф 2 мин
В. - Предлагаю вам отправиться к Каркуше, чтобы узнать, где искать животных. А на чем можно отправиться? Правильно, машине, самолете, - это всё у нас вид транспорта. А мы поедем на автобусе. Сначала нам нужно приобрести билеты. Ребята, какие интересные билеты, а на что они похожи? Правильно. На геометрические фигуры. Отгадайте загадки:
Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки! (круг, (красный)
В. - Давайте нарисуем круг пальчиком в воздухе.
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я (квадрат, (синий)
В. - Давайте нарисуем квадрат в воздухе?
Он похож на крышу дома
С детской горкой тоже схож.
Что же загадала я?
Треугольник то, друзья. (зеленый)
В. - Скажите ребята, а чем отличается от других фигур круг, что он умеет делать, а другие фигуры нет? Молодцы, верно!
(заранее расставлены стулья в две колонны, на спинках которых прикреплены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Детям раздаются билеты в виде геометрических фигур, каждый ищет стул со своей фигурой).
В. -Ребята, выбирайте билеты, вы должны сесть на тот стульчик, на котором изображена та же геометрическая фигура и цвет, как у каждого из вас. Я сейчас посмотрю, правильно ли вы заняли свои места. Всё проверила, все правильно заняли свои места. Водителем будет … А вы знаете как нужно вести себя в автобусе? Правильно не кричать, не ходить во время движения. Все уселись, поехали! (Показывает движения по тексту песни.) Вот мы с вами и приехали! А где же Каркуша? Ребята, посмотрите, да вот она! Здравствуй, Каркуша, нам бабушка Афанасьев сказала, что ты видела, куда все животные ушли.
Каркуша – Здравствуйте, ребята, видела! Они у домика Лесовичка! Поиграйте со мной, я вам покажу.
В. -Ребята, Каркуша с нами хочет поиграть в прятки. Поиграем?
Передвигаем Каркушу относительно елочки и задаем вопросы, где находится (на, под, за, перед, слева, справа, сзади).
Каркуша - Вы большие молодцы, так интересно с вами было играть.
Каркуша - Вам нужно перейти через речку, за ней домик Лесовичка.
В. - Ребята посмотрите, чтобы перейти речку, нужен мостик, скажите из чего можно построить мостик? Посмотрите тут доски, скажите, они одинаковые? – нет. Мост мы с вами будем строить из длинных и широких досочек (используем картон разного размера). Доски будем выкладывать рядышком, но сначала мы проверим - все ли они одинаковы, если досочки будут разные, то мы пойдем по мостику и упадем, поэтому мы будем выбирать одинаковые по размеру доски. Выкладывать будем досочки в рядок через речку - крепко прижимая друг к другу. Если будут дырки между бревнами, мы можем упасть в речку. Молодцы, такой прочный получился мост, теперь смело можно перейти речку! (Возле домика встречают Ёжика, обращает внимание детей, задает вопросы, кто это, какой он) Здравствуй Ёжик, скажи, а ты знаешь, где домик Лесовичка?
Ёжик-Знаю, я его домик охраняю! Лучше нас, лесных ежей, нет на свете сторожей! А вам зачем?
В. -Нам Каркуша сказала, что животные бабушки Афанасьи у Лесовичка.
Ёжик - А вы отгадайте загадку?
Стукнешь о стенку – а я отскачу.
Бросишь на землю – а я подскачу.
Я из ладони в ладони лечу.
Смирно лежать я никак не хочу.
-Что это у меня? Правильно (мяч). Вы со мной поиграйте, а я вам потом покажу, где домик Лесовичка!
(Предлагаю Азалии провести физминутку с детьми, используя мяч).
-Ёжик – Спасибо, что поиграли вы со мной, а теперь мне пора лес охранять, а Лесовичок живет, за третьим кустиком, возле большой Ёлочки.
В. - Спасибо тебе Ёжик, мы с ребятами пойдем дальше. Ребята нужно нам кустики посчитать, чтобы к Лесовичку попасть. Кира, посчитай сколько кустиков? - Пять, правильно. Артем посчитай, где 3 кустик. – правильно. Алихан, покажи, где большая, а где маленькая Ёлочка? Правильно, вот и домик Лесовичка!
Лесовичок – Здравствуйте ребята, зачем пожаловали?
В. -Мы ищем животных Бабушки Афанасии.
Лесовичок – У меня много животных, а вы знаете, какие животные бывают? А где живут дикие, а где домашние?
В. – Наши дети все знают.
Лесовичок - Ребята, а вы знаете, что животные приносят свою пользу для человека! Например, кошка – ловит мышей и является другом человека. А собака? А корова? А какое животное живет под кустом? (заяц) Где живет мишка зимой? (в берлоге) А кто знает, как называют домик для волка? (волчье логово).
(Вызываю нескольких детей, для выполнения задания)
Лесовичок- Если это дикое животное, то его нужно поселить в лесу, а если домашнее – у дома Бабушки.
В – Молодцы! Посмотри, Лесовичок, все правильно сделали!
Лесовичок: И правда, какие молодцы! И даже знают для чего человеку домашние животные!
В: Ребята, животных мы нашли, а что нам сделать, чтобы они больше не убегали? Забор то у бабушки совсем развалился. Может, построим новый?
3. Практическая часть 3мин. Пальчиковая гимнастика «Гвозди».
В: -Мы нарисуем заборчик и животные не смогут убежать. Но прежде, чем рисовать заборчик давайте вспомним, из чего он состоит. (2длинные палочки, а между ними много коротких на одинаковом расстоянии друг от друга). Сейчас я вам покажу, как надо рисовать заборчик. На наших листочках изображены горизонтальные линии, куда можно дорисовать заборчик. Смотрите, я набираю краску на кисточку и рисую линию сверху вниз, потом на небольшом расстоянии ещё одну такую же линию, и так рисую друг за другом. Расстояние между ними одинаковое. Вот так. Видите, какой красивый заборчик получился у меня. А теперь поиграем с нашими ручками, подготовим их.
Гвозди.
Одна рука – «молоток» (сжимаем пальцы в кулак).
Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди.
Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены.
«Молоток» стучит по «гвоздям» - по очереди по каждому пальцу.
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются. (пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи.
Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и «вырывают гвозди» - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.
В. - А теперь садимся за столы. А как стоит забор? (столбики сверху вниз). Давайте нарисуем заборчик в воздухе. Вот так. А теперь возьмите кисточку и нарисуйте заборчик. А бабушка будет смотреть, как мы рисуем. Слежу за тем, чтобы дети правильно держали кисточки, рисовали линии ровненькими, правильно пользовались красками. Поощряю их. Оказываю помощь, подсказываю.
4. Заключительная часть 1 мин. МР3 «На большом воздушном шаре» (На большом воздушном шаре, в детский сад мы прилетаем)
В. - Такие красивые у вас получились заборчики! Давайте покажем Бабушке наши заборчики.
Бабушка А: - Спасибо вам. Какие красивые заборы, а главное теперь мои животные не когда не уйдут.
В. - Ребята, бабушка Афанасия нам очень благодарна и решила сделать вам подарок! (Раздает шарики).
В: - Какие вы молодцы! Помогли бабушке, а теперь пора прощаться! До свидания! А нам пора возвращаться в детский сад. На чем можно быстро добраться до д/сада? На самолёте. Под музыкальное сопровождение, дети выполняют движение.
5. Рефлексия 1 мин.
Ребята, сегодня мы с вами говорили о диких и домашних животных. Мы должны беречь, любить и охранять животных. Ребята, кому мы помогали? Правильно, мы помогали бабушке Афанасьевне. Ребятки, а где мы сегодня побывали? Кого мы встретили в лесу? Как рычит медведь? Как воет волк? На чем мы добрались? Правильно, Вы большие молодцы, благодаря дружной компании мы с вами помогли бабушке.