Алевтина Шатилова
Интегрированная НОД коррекционной направленности «Наши глаза — зеркало души. Как нужно заботиться о глазах?» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция областей : Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие; социально – коммуникативное развитие.
Цель: Формирование осознанно-правильного отношения к своему зрению,
Образовательная область - Познавательное развитие:
1. Дать детям знания о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека;
2. Формировать у детей представление о том, какую роль выполняет зрение в жизни человека.
3. Рассказать о том, как устроен глаз человека и его особенностях.
4. Познакомить с профессиями, где необходимо хорошее зрение.
Публикация «Интегрированная НОД коррекционной направленности „Наши глаза — зеркало души, Как нужно заботиться о глазах?“ в старшей группе» размещена в разделах
- Глаза, орган зрения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
5. Развитие воображения при выполнении релаксационной паузы.
Образовательная область - Речевое развитие:
1. Обогатить словарный запас за счё т слов: ресницы, глазницы, роговица, хрусталик, глазное яблоко, радужная оболочка, склера.
2. Формировать умение понимать смысл пословиц «Береги пуще ока своего», «Глаза – зеркало души»,
Образовательная область – Физическое развитие
1. Научить детей бережно относиться к величайшему дару природы - зрению.
2. Формировать представления о здоровом образе жизни, способствовать развитию глазодвигательных функций.
3. Научить приёмам первой помощи себе и другим в случае повреждения глаз.
4. Напомнить о правилах поведения в повседневной жизни.
5. Закрепить комплекс гимнастики для глаз и умение выполнять его самостоятельно.
Образовательная область – Социально – коммуникативное развитие
1Ввоспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им
помощь, иметь хорошее зрение.
Образовательная область – Художественно – эстетическое развитие
1. Познакомить детей со стихотворением Н. Орлова «Ребятишкам про глаза».
2. Знакомство с загадкой;
Коррекционные задачи : Развивать зрительное восприятие;
Предварительная работа: Разучивание гимнастики для глаз, беседа о значении витаминов.
Материал к занятию: Зеркальца для каждого ребенка, плакат – строение глаза, алгоритм действия по устранению соринки из глаза.
Ход совместной деятельности:
Педагог: Ребята, если вы сейчас отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня мы будем говорить.
Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят? (Глаза)
Из всех наших органов самыми удивительными, пожалуй, являются глаза. Через них, как через два сверкаюших окна, смотрим на наш прекрасный мир.
-Ребята, как вы считаете, а для чего нужны глаза? (Педагог выслушивает ответы детей).
С помощью зрения мы можем предупредить опасность. Мы различаем цвета, узнаем знакомых людей, любуемся красотой окружающего мира.
- А вот послушайте стихотворение, которое написала Н. Орлова «Ребятишкам про глаза».
(Педагог читает отрывок из стихотворения)
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко.
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно
Ничего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом-
Править быстрым самолё том:
Все моря на белом свете
Переплыть мечтает Петя.
Будет Николай танкистом,
А Сергей – парашютистом,
Станет снайпером Илья,
Но для этого, друзья,
Кроме знаний и уменья
Всем необходимо зренье.
-Людям, каких профессий нужно иметь хорошее зрение?
-Правильно, летчикам, водителям, морякам, военным, космонавтам. (показ на интерактивной доске)
Зрение- это очень важный орган человеческого организма, который обязательно надо беречь и защищать от повреждений. Есть замечательная народная пословица: «Береги пуще ока своего», т. е. око- глаз и это самое дорогое у человека и к нему надо очень бережно относится.
-Представьте себе, как плохо слепому человеку. Попробуйте закрыть глаза и походить по группе. Что вы ощущаете? Расскажите.
(Педагог выслушивает ответы 2-3 детей).
-Да, правильно, вы наталкиваетесь на предметы, которые вас окружают, друг на друга, вы не можете найти нужную вам вещь.
-Слепые люди по-своему «видят» - при помощи своих пальцев, ушей, носа и языка.
(Показ слайдов на интерактивной доске, как ориентируются незрячие или плохо видящие люди в пространстве).
- Рассмотрите перед зеркалом свои глаза и расскажите, какие они?
(Педагог выслушивает ответы 2-3 детей).
-А теперь посмотрите в глаза вашему соседу. Какие отличия вы видите? (Цвет, разрез, размер глаз).
- Чтобы понять, каким образом мы видим, необходимо познакомиться со строением глаза и узнать, как он работает. На лице видна только передняя часть глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница.
-Найдите у себя на лице такое углубление и покажите. Как называется такое углубление? (Педагог спрашивает 2-3 детей).
-Спереди глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло.
-Возьмите стёклышки, которые лежат рядом с вами, и посмотрите через них. Вам всё видно? Точно так же мы видим через роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Радужная оболочка у людей может быть разной. Это цвет наших глаз. Вспомните и скажите, какого цвета могут быть глаза?
-В центре радужной оболочки находится чёрный с виду кружок, который называется зрачком.
-Посмотрите в зеркало и найдите его у себя. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый и тусклый – расширяется. Если не верите, то проверьте. Возьмите зеркало и повернитесь к свету, посмотрите, что происходит со зрачком. А теперь, наоборот, отвернитесь, и вы увидите, как увеличивается зрачок.
-Передняя область глаза, а также та его часть, которая располагается под веками (кроме роговицы, покрыта специальной тканью-коньюктивой. Она защищает глазное яблоко от инфекций, а также от пыли и грязи, которые могут случайно попасть в него. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу (показать детям линзу) фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того, чтобы лучше получить изображение, он меняет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским.
-На противоположной стороне глазного яблока находится очень важная оболочка – сетчатка. Именно на сетчатке происходит восприятие изображения благодаря специальным клеткам – палочкам и колбочкам. Колбочки принимают свет, причём только тогда, когда светло (днём, а с наступлением ночи колбочки отдыхают, а их сменяют палочки, которые помогают в темноте различать очертания предметов.
Релаксационная пауза. Закройте глаза и представьте себя розовым кустом. В центре – розовый бутон. Он ещё не распустился. Внимательно за ним наблюдайте: раскрываются чашелистики, затем первые лепестки розы. Бутон медленно раскрывается. Вы вглядитесь во все лепестки. Раскрылся весь бутон. Внимательно вглядитесь в середину. Представьте, что это вы. Ощутите себя розой! А теперь представьте, что вам хочется потянуться к Солнышку. Откройте глазки, встряхните руки, встаньте и потянитесь к Солнышку.
-Ребята, как вы думаете, отчего надо беречь глаза? (Педагог выслушивает ответы детей)
-Иногда в глаз попадают соринки, реснички, части грязи. Чтобы от них избавиться, нужно промыть глаз водой, извлечь инородное тело тампоном влажной ваты или носовым платком.
Показ алгоритма действия.
А теперь давайте вспомним правила, которые помогут нам сохранить наше зрение. (Дети называют правила)
-Не следует перенапрягать глаза : работать в плохо освещённой комнате, близко смотреть телевизор, читать лёжа на диване, долго сидеть перед компьютером. Чтобы наши глаза были здоровы и не болели необходимо делать гимнастику для глаз.
Давайте вспомним ее и выполним все вместе.
- Зажмурьте глаза, а потом откройте их. (Повторить 5раз)
- Делайте круговые движения глазами : налево – наверх – вниз, направо – вверх – налево – вниз. (повторить10раз)
- Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. (Повторить 5 раз)
- Посмотреть в окно вдаль 1 минуту.
- А теперь давайте вспомним, что мы сегодня узнали. (Педагог подводит итог занятия)
1. Для чего нужны глаза человеку?
2. Какие части глаз нам помогают нам хорошо видеть?
3. Как надо заботиться о глазах?
Итог занятия: У больного человека меняется цвет глаз. Недаром же говорят «Глаза – зеркало души», и в этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека. Добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет, когда чего - нибудь натворит. Вот и ваши глазки каждый день мне рассказывают много интересного, но об этом в следующий раз.