Наталья Ярина
Интеграция — запрос времени. Идея совместного обучения детей с отклонениями в развитии и обычных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция-запрос времени.
Подготовила учитель-логопед высшей квалификационной категории Ярина Н. С
Интеграция (от лат. integratio — соединение) — процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.
Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника - слепого, глухого или умственно отсталого ребенка - в узкий круг коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают её. Поэтому Л. С. Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Он считал, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения. Впоследствии его идея реализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России.
Публикация «Интеграция — запрос времени, Идея совместного обучения детей с отклонениями в развитии и обычных детей» размещена в разделах
Идея совместного обучения детей с отклонениями в развитии и обычных детей существует с тех времен, когда было признано их право на образование. История специальной педагогики знает немало примеров организации совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и обычных детей. В большинстве случаев эти опыты не были удачными, так как педагог массового образовательного учреждения не владел специальными способами и приемами обучения.
В XX в. было завершено формирование системы дифференцированных образовательных учреждений. В СССР к середине 80-х гг. насчитывалось восемь типов учреждений для детей с отклонениями в развитии, мировая практика знает и более тонко дифференцированную систему специального образования, насчитывающую до 12- 13 типов.
К концу XX столетия во многих странах мира (США, Великобритании, Швеции, Германии, Италии, скандинавских странах) направление детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения представляется крайней мерой, когда все другие возможности уже использованы и не дали желаемого результата. В практике образования этих стран реализуется принцип интегрированного подхода - предоставление детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой школе вместе с обычными детьми. При этом им создаются дополнительные условия специальной помощи и поддержки, облегчающие обучение.
Анализ истории зарубежного опыта позволяет выделить следующие условия, которые необходимы для успешности интеграции :
• демократическое общественное устройство с гарантированным соблюдением прав личности;
• финансовая обеспеченность, создание адекватного ассортимента специальных образовательных услуг и особых условий жизнедеятельности для детей с особыми образовательными потребностями в структуре массового образовательного учреждения;
• ненасильственный характер протекания интеграционных процессов, возможность выбора, альтернативы при наличии гарантированного перечня образовательных и коррекционных услуг, предоставляемых системой образования общего назначения и специального образования;
• готовность общества в целом, составляющих его слоев и социальных групп, отдельных людей к интеграционным процессам, к сосуществованию и взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
• Принятие интеграции населением, каждым человеком - это длительный процесс воспитания всего общества. Это выращивание с раннего детства нового поколения (а возможно, и не одного поколения, для которого интеграция станет частью мировоззрения.
Ключевым моментом этой точки зрения должна стать убежденность в том, что люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество понимает и учитывает.
Современные этапы интеграции
Сегодня специальное образование в нашей стране пока еще не соответствует общепринятым международным нормам в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Для нашей страны задача интегрированного обучения требует своего решения на государственном уровне. О возможности реализации интеграционных процессов заявлено, но система образования не имеет при этом ни экономической поддержки, ни необходимой готовности (кадровой, духовно-нравственной, содержательно-организационной) массового образования к их осуществлению. Более того, насильственное насаждение интеграции, закрытие специальных (коррекционных) образовательных учреждений для ускорения этого процесса и экономии средств дискредитируют идею интеграции, затрудняют процесс освоения обществом ее нравственных основ.
Проблема интегрированного обучения является в настоящее время дискуссионной, так как интеграция имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Хорошо, что дети с особыми образовательными потребностями не будут изолированы от общества, но плохо, что в массовых учреждениях возможности специального интегрированного обучения ограничены. Готовы ли массовые сады принять детей с проблемами в развитии, готов ли воспитатель оказать специальную психолого-педагогическую помощь, имеются ли специалисты для этого, как психологически совместить разные группы детей, как организовать условия для подготовки детей с ограниченными возможностями к жизни в условиях массового сада - эти и другие проблемы требуют внимательного изучения и взвешенного решения. Следует учитывать при этом и мнение родителей, которые по-разному относятся к интеграции, особенно в принудительном ее варианте.
Плюсы и минусы интеграции
Плюсы:
• Сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи.
• Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
• Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения с говорящими детьми вырабатывается привычка к общению.
Минусы:
• Сложные акустические условия в помещении группы или спортзала, большая количественная наполняемость групп, расстановка столов, форма подачи учебного материала или постоянная работа на занятии в режиме полилога (разговор многих участников, значительный и разнообразный по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам речевой материал.
• Плохо говорящий ребенок, не всегда правильно понимающий смысл того или иного слова или фразы, часто оказывается предметом насмешек.
• Сложности усвоения норм социального поведения, незнание которых может сделать ребенка еще и социальным инвалидом.
• Незнание особенностей развития детей с ОВЗ и зачастую нежелание педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком.
Практика показала, что педагог, изначально спрофилированный на работу с обычными детьми в общеобразовательном учреждении и оказавшийся в условиях интегрированного обучения, не обладает знаниями о специфике обучения детей с ограниченными возможностями, не владеет специально-педагогическими умениями и навыками, и, следовательно, не может оценить степень нарушения и спрогнозировать пути дальнейшего развития такого ребенка. Более того, возникает эмоциональная напряженность во взаимоотношении между педагогами, учащимися с особыми образовательными потребностями и их родителями. В таком положении становится невозможной не только коррекционная работа, но и весь процесс обучения в целом. Это явление В. И. Лубовский назвал «вынужденной интеграцией».
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) - это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных учреждениях вместе со сверстниками. Но инклюзивное образование - более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.
В мировой практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.
В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование» (integration) был заменен термином «инклюзивное образование».
Включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых учреждениях по месту жительства, то есть инклюзивное образование - новый подход для российского образования.
Плюсы:
• Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
• Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей данного образовательного учреждения.
• Обучение в условиях учреждения, с предоставлением ребенку необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
• Подготовка детского, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
• Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т. е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.
Минусы:
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование носит пока экспериментальный характер.
Из вышеуказанных проблем вытекла необходимость взаимодействия с педагогами и их воспитанниками прогрессивного и инициативного массового дошкольного образовательного учреждения и возник проект «Мы- разные, мы равные».