Ольга Халина
Интеграция образовательных областей на прогулке в ДОУ с детьми 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей на прогулке в ДОУ с детьми 2–3 лет
Февраль…
Последний месяц зимы.
Пушистым снежным покрывалом укрыты все наши игровые площадки.
Но мы с моими ребятами стараемся гулять в любое время года!
Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности.
Публикация «Интеграция образовательных областей на прогулке в ДОУ с детьми 2–3 лет» размещена в разделах
Структурными компонентами прогулки являются:
1. Разнообразные наблюдения.
2. Экскурсии.
3. Различные опыты.
4. Экспериментирования.
5. Трудовые действия самих детей.
6. Подвижные игры и игровые упражнения.
7. Дидактические задания с игровыми проблемными ситуациями и прочее.
Все эти компоненты помогают сделать прогулку насыщенной и интересной.
Значение прогулки в настоящее время увеличивается. На прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.
Новые ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.
В ходе прогулки применяю интеграцию различных образовательных областей, таких как «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и «Труд»
Задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»
:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. -развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
_ накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
-формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Эти задачи решаются, как в НОД, так и на прогулке в ходе подвижных игр с детьми и развития основных движений. Они составляют одно направление – физическое развитие.
Физическая культура на улице проводится 5 раз в неделю во время прогулки.
Задачи образовательных областей «Безопасность», «Социализация», «Труд»:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Эти задачи решаются на прогулке в ходе трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми. Зимой показываю действия с предметами-орудиями: лопаткой сгребать в кучки снег, возить на игрушечных санках предметы, счищать со скамеек, дорожек, лепить комки, скатывать комки в большие шары, лепить снеговиков, утрамбовывать снег лопатками, вырезать лопатками сооружения из снега, украшать их и т. д.
Это всё составляет одно направление – социально-личностное развитие.
Задачи образовательных областей «Познание» и «Коммуникация»:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи -диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми:
«Догоните меня», «Где звенит», «Воробышки и автомобиль», «Кто тише», «Солнышко и дождь», «Зайка серый умывается», «Пузырь», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Поезд», «Лохматый пес», «Цветные автомобили» и другие.
Так же решаются на прогулке через трудовые поручения, ознакомления с трудом взрослых, наблюдения, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – познавательно-речевое развитие.
Например, во время прогулок зимой обращаю внимание на свойства снега: цвет, узор снежинок, температуру, рассыпчатость-комковатость.
Изучаем все времена года, каждый месяц.
Сейчас изучаем Февраль -это третий месяц зимы. Читаем стихи, отгадываем загадки и т. д.
Загадки про месяц Февраль:
***
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)
***
Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он -.
(Февраль)
***
Снег колючий по земле
Гонит ветер в.
(Феврале)
***
В каком месяце люди говорят меньше всего
(В феврале)
Так же для каждого месяца отдельно подбираю: различные наблюдения, пословицы, загадки, подвижные игры, физические упражнения, индивидуальная работа и труд.
В тёплое время года проводятся игры с песком на участке. Чтобы действия детей с песком были результативными, необходимо специально подготовить песок и подобрать оборудование (формочки разных геометрических фигур, ведёрки, совочки, машинки и т. д.) Обращаю внимание детей на свойства песка: сухой песок рассыпается, не держит форму, более лёгкий, светлее чем влажный; влажный песок тяжёлый, темнее сухого, хорошо держит форму, прилипает к ладоням.
Использование в работе с детьми, в условиях прогулки, разнообразных форм работы способствует тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируются элементарные представления об окружающих предметах, простые закономерности и зависимости, простейшие причины и следствия собственных действий, поддерживается интерес к объектам живой и неживой природы, предоставляется возможность экспериментировать с некоторыми из них.
Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.
Вот примерные опыты и поисковые действия, которые использую в работе с детьми в ходе прогулки:
- испытывают на «плавучесть» игрушки из разного материала;
- замораживают окрашенную воду в разных формочках и украшают льдинками постройки из снега;
- дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, или ведерка с дырочкой на дне, кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры;
- дети экспериментируют с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок;
- дети поливают уплотненный снег, тонкой стрункой окрашенной воды, рисуя узоры;
- дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу, оставляя отпечатки игрушек с колесами или полозьями, изображают «трактор», протаптывая узкие и широкие дорожки игрушек;
- смешивают подкрашенную воду и получают разнообразные «волшебные» цвета и оттенки;
- замораживание в воде узоров из камушков, бусинок, листьев и рассматривание их;
- размораживание различными способами маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей».
- рассматривание окружающей природы, предметов через стекла разного цвета.
- учатся узнавать следы на снегу по отпечаткам и т. д.
-«Сгруппируй опасные и безопасные предметы или объекты (на улице, в природе)»;
- Расскажи, что опасно, а что безопасно.»;
и т. д.
Такой интегративный подход развивает в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. У детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус, удовлетворяется естественная биологическая потребность ребенка в движении.