Получи документы

Интеграция образовательных областей как условие развития математических способностей дошкольников

Анна Филимонова
Интеграция образовательных областей как условие развития математических способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей как условие развития математических способностей дошкольников

Важной задачей современной системы образования является выявление способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение применять информационные технологии, обучение в течение целой жизни.

Публикация «Интеграция образовательных областей как условие развития математических способностей дошкольников» размещена в разделах

Уже в дошкольном возрасте математическое образование способствует развитию критического мышления, логической строгости и алгоритмичности мышления, которые во многом определяют успешность и результативность деятельности ребёнка в познании мира.

В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, в том числе развитие математических способностей.

При всем различии мнений о понятии «математические способности» исследователи выделяют такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка как :

• гибкость мышления, т. е. не шаблонность, неординарность,

• умение варьировать способы решения познавательной проблемы,

• легкость перехода от одного пути решения к другому,

• умение выходить за пределы привычного способа деятельности,

• умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.

Исследователи выделяют так же такую характеристику, как глубина мышления.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей :

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Важным условием развития математических способностей у дошкольников является интеграция образовательных областей.

Интеграция (от лат integratio – соединение, восстановление) представляет объединение каких-либо элементов (частей) в целое и процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей; объединение и структурирование неупорядоченных явлений, повышение интенсивности взаимодействия между элементами системы, упорядоченное функционирование частей целого; объединение и структурирование неупорядоченных явлений, повышение интенсивности взаимодействия между элементами системы, упорядоченное функционирование частей целого.

Мы выделили несколько видов интеграции : межпредметная интеграция междисциплинарная); внутрипредметная интеграция (внутридисциплинарная); интеграция дидактических принципов; взаимодействие методов и приемов воспитания и организации образовательной деятельности детей (методическая интеграция); интеграция разнообразных видов детской деятельности (игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой); внедрение интегрированных форм организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, имеющих сложную структуру. О. В. Дыбина выделяет двух уровневую интеграцию : интеграция основных направлений развития ребенка (физическое, социально-личностное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое) и интеграция образовательных областей.

На уровне интеграции основных направлений развития ребенка происходит объединение в одно «целое» различных элементов (частей, объединение понятийных категорий разных направлений развития ребенка, что делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

На уровне интеграции образовательных областей устанавливаются связи между целями и задачами одной образовательной области и целями, и задачами других образовательных областей. Решая интегрированные задачи в ходе совместной с педагогом деятельности, ребенок с помощью взрослого «притягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей интегрированных образовательных областей, что является основой обобщения.

Процесс выделения существенных признаков происходит тем успешнее, чем шире ориентировка ребенка в данной образовательной области.

Важными педагогическими условиями математического развития старших дошкольников на основе интегрированного подхода являются :

- продуманная система организованной образовательной деятельности, включающая интегрированные занятия;

- рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, конструктивной, познавательной, исследовательской и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта ребенка;

- активизация познавательного интереса к математике у старших дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.

Таким образом, в основе возможности интеграции развития математических способностей дошкольников с другими направлениями развития лежат следующие идеи:

• В раннем и дошкольном возрасте начальное освоение математических представлений основано на тактильно-двигательном способе познания (формировании обследовательских действий, накопления опыта разнообразных ощущений и развития восприятия).

Математические представления и умения являются своеобразным «инструментарием» (средствами и способами познания, необходимым для освоения мира и действования в нем (определить размер; сравнить, подобрать по размеру; осуществить покупку и т. п.).

Интеграция математического содержания с другими разделами программы:

- обеспечивает возможность переноса, осваиваемого ребенком средств и способов познания (эталонов, моделей, обследования) в другие условия,

- расширяет и стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы,

- делает процесс обучения более естественным, жизненно направленным.

В педагогическом исследовании предполагаем, что формирование и развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции основных направлений (познавательного, речевого и физического) будет эффективным при осуществлении следующих условий :

- наилучшее совмещение практических, словесных и наглядных методов бучения для работы мыслительной деятельности дошкольников при обучении двигательным действиям;

- решение в целом оздоровительных, воспитательных и образовательных задач в богатой предметно-пространственной развивающей среде;

- взаимная работа со всеми субъектами образовательного процесса (педагоги - дети - родители).

А. А. Нимирич определил информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

Принципы занятий с применением ИКТ:

1) адаптивность, приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

2) управляемость, в любой момент педагог может внести изменения в процесс обучения;

3) интерактивность, диалоговый характер обучения;

4) оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5) поддержание у детей состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

6) неограниченное обучение, содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Использование ИКТ в образовательной деятельности имеет преимущества и недостатки. К преимуществам использования ИКТ относятся:

- индивидуализация обучения;

- интенсификация самостоятельной работы детей;

- рост объема выполненных заданий;

- расширение информационных потоков при использовании Интернет;

- повышение интенсивности процесса обучения, освоение современных информационных технологий на интегрированных занятиях.

К недостаткам использования ИКТ относятся следующие:

- недостаточно времени для подготовки к ООД;

- недостаточная компьютерная грамотность педагога;

- сложности в интегрировании компьютера в структуру занятия;

- в расписании не предусмотрено использование Интернет;

- при работе на компьютере дети отвлекаются на игры, музыку и т. д.

Несмотря на существующие недостатки, ИКТ обладают значительными преимуществами, и сегодня использование компьютерных технологий становится все более востребованным и дошкольном учреждении.

Итак, информационно-коммуникационные технологии – это широкий спектр цифровых технологий, которые используются для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. Одной из этих технологий является мультимедийная технология.

В соответствии с концепцией А. Л. Семенова в образовании, в т. ч. и в дошкольном, могут использоваться разнообразные средства ИКТ. Представим их краткую характеристику.

1. Аппаратные средства:

- компьютер - универсальное устройство обработки информации;

- принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию;

- проектор - повышает уровень применения наглядности в работе педагога;

- телекоммуникационный блок - обеспечивает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистантное обучение,

- устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь;

- устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио и видео магнитофон) - дают возможность включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира;

- устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) - существенно расширяют класс процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на обработку данных;

- управляемые компьютером устройства;

- аудио - видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.

2. Программные средства:

- общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) - дают возможность работы со всеми видами информации;

- источники информации;

- виртуальные конструкторы - позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты;

- тренажеры - позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами;

- тестовые среды - позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания;

- комплексные обучающие пакеты (электронные учебники);

- информационные системы управления.

Сегодня ИКТ активно внедряются в практику работы дошкольных учреждений. Использование этих технологий повышает интерес детей к занятиям, растет уровень познавательных возможностей дошкольников. Кроме того, использование новых приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает внимание детей. ИКТ в дошкольном образовании обеспечивают личностно-ориентированный подход, увеличивают объём материала, который может многократно, повторяться и с каждым разом подаваться в новой форме. Компьютерные обучающие игры помогают закрепить знания детей, они могут использоваться в индивидуальном обучении, в целях развития и коррекции психических качеств и свойств детей. Компьютерные программы, используемые в ДОУ, приучают детей к самостоятельности, развивают навыки самоконтроля.

Все эти возможности ИКТ реализуются и в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

В этом плане ИКТ имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения детей дошкольного возраста, а именно:

- информация предъявляется детям на экране компьютера в игровой форме, и это вызывает у детей интерес;

- информация предъявляется образно, понятном и доступном для детей виде;

- использование движения, звука, элементов анимации привлекает внимание детей;

- постановка проблемных задач, поощрение детей при правильном ответе непосредственно компьютером являются хорошим стимулом познавательной активности детей;

- наличие возможности индивидуализации обучения;

- возможность самостоятельного регулирования ребенком темпа и количества решаемых игровых обучающих задач;

- в процессе деятельности за компьютером дети дошкольного возраста приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут;

- возможность моделировать жизненные ситуации, которые сложно увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

- «терпеливость» компьютера, предоставление возможности ребенку исправить свои ошибки.

Кроме того, в настоящее время ИКТ технологии позволяют создавать электронные дидактические средства для формирования математических представлений детей дошкольного возраста. Все они основаны на мультимедийном представлении материала. Использование мультимедиа в формировании математических представлений детей дошкольного возраста основано на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства. Внедрение в образовательный процесс дошкольных учреждений ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство.

Таким образом, информационно-коммуникационная технология представляет собой технологию подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. ИКТ может использоваться на разных этапах организации ООД в дошкольном учреждении. ИКТ отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста, поэтому активно используются в практике работы образовательных учреждений.

Использование в системе работы современных технологий математического развития будет способствовать гармоничному развитию дошкольников в среде ДОУ.

Библиографический список

1. Горячев А. В. Информатика для дошкольников : новое как хорошо систематизированное старое [Текст] / А. В. Горячев // Начальная школа: плюс и минус. - 2000. - №2. - С. 36 - 41.

2. Дыбина О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И. Г. Захарова. - М. : «Академия», 2008. - 256 с.

4. Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития для детей дошкольного возраста [Текст] / Д. Михайлова, А. М, Вербенец, Е. Б. Носова и др. - СПб. : Детство - Пресс, 2008. - 392 с.

5. Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста : учебное пособие / З. А. Михайлова, Е. Д. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец. - СПб. : Детство-пресс, 2008. - 384 с.

6. Пундик, И. Я. Современные подходы к математическому развитию дошкольников [Текст] / И. Я. Пундик // Современные проблемы дошкольного и начального образования : Материалы конференции «Чтения Ушинского». - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2004.

7. Солоневичева М. Н. Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях : Методическое пособие [Текст] - СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008. - 88 с.

Публикации по теме:

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Интеграция образовательных областей на тему: «Путешествие к звёздам» подготовительная группа Цель: Обогащение знаний детей о планетах Солнечной системы, представления их о планетах (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях).

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Головоломка «Танграм» для развития математических способностей дошкольниковГоловоломка «Танграм» для развития математических способностей дошкольников Математика дома: «ТАНГРАМ» Танграм – интересное занятие для детей и взрослых. Эта игра развивает комбинаторные способности,.

Обучающая и развивающая дидактическая игра для развития математических способностей «Умный слоник»Обучающая и развивающая дидактическая игра для развития математических способностей «Умный слоник» Хочу предложить Вашему вниманию обучающую и развивающую дидактическую игру «Умный слоник», которая решает целый ряд задач:1. Развитие координации.

Самостоятельная деятельность дошкольников в процессе развития математических представленийСамостоятельная деятельность дошкольников в процессе развития математических представлений Развитие умственных способностей у дошкольников является одной из актуальных проблем и приобретает всё большее значение, поэтому обучение.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция образовательных областей как условие развития математических способностей дошкольников
Опубликовано: 14 октября 2020 в 10:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеграция образовательных областей как условие развития математических способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Филимонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД