Анна Филимонова
Интеграция образовательных областей как условие развития математических способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей как условие развития математических способностей дошкольников
Важной задачей современной системы образования является выявление способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение применять информационные технологии, обучение в течение целой жизни.
Публикация «Интеграция образовательных областей как условие развития математических способностей дошкольников» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Уже в дошкольном возрасте математическое образование способствует развитию критического мышления, логической строгости и алгоритмичности мышления, которые во многом определяют успешность и результативность деятельности ребёнка в познании мира.
В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, в том числе развитие математических способностей.
При всем различии мнений о понятии «математические способности» исследователи выделяют такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка как :
• гибкость мышления, т. е. не шаблонность, неординарность,
• умение варьировать способы решения познавательной проблемы,
• легкость перехода от одного пути решения к другому,
• умение выходить за пределы привычного способа деятельности,
• умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.
Исследователи выделяют так же такую характеристику, как глубина мышления.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей :
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Важным условием развития математических способностей у дошкольников является интеграция образовательных областей.
Интеграция (от лат integratio – соединение, восстановление) представляет объединение каких-либо элементов (частей) в целое и процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей; объединение и структурирование неупорядоченных явлений, повышение интенсивности взаимодействия между элементами системы, упорядоченное функционирование частей целого; объединение и структурирование неупорядоченных явлений, повышение интенсивности взаимодействия между элементами системы, упорядоченное функционирование частей целого.
Мы выделили несколько видов интеграции : межпредметная интеграция междисциплинарная); внутрипредметная интеграция (внутридисциплинарная); интеграция дидактических принципов; взаимодействие методов и приемов воспитания и организации образовательной деятельности детей (методическая интеграция); интеграция разнообразных видов детской деятельности (игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой); внедрение интегрированных форм организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, имеющих сложную структуру. О. В. Дыбина выделяет двух уровневую интеграцию : интеграция основных направлений развития ребенка (физическое, социально-личностное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое) и интеграция образовательных областей.
На уровне интеграции основных направлений развития ребенка происходит объединение в одно «целое» различных элементов (частей, объединение понятийных категорий разных направлений развития ребенка, что делает педагогический процесс более интересным и содержательным.
На уровне интеграции образовательных областей устанавливаются связи между целями и задачами одной образовательной области и целями, и задачами других образовательных областей. Решая интегрированные задачи в ходе совместной с педагогом деятельности, ребенок с помощью взрослого «притягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей интегрированных образовательных областей, что является основой обобщения.
Процесс выделения существенных признаков происходит тем успешнее, чем шире ориентировка ребенка в данной образовательной области.
Важными педагогическими условиями математического развития старших дошкольников на основе интегрированного подхода являются :
- продуманная система организованной образовательной деятельности, включающая интегрированные занятия;
- рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, конструктивной, познавательной, исследовательской и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта ребенка;
- активизация познавательного интереса к математике у старших дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.
Таким образом, в основе возможности интеграции развития математических способностей дошкольников с другими направлениями развития лежат следующие идеи:
• В раннем и дошкольном возрасте начальное освоение математических представлений основано на тактильно-двигательном способе познания (формировании обследовательских действий, накопления опыта разнообразных ощущений и развития восприятия).
• Математические представления и умения являются своеобразным «инструментарием» (средствами и способами познания, необходимым для освоения мира и действования в нем (определить размер; сравнить, подобрать по размеру; осуществить покупку и т. п.).
Интеграция математического содержания с другими разделами программы:
- обеспечивает возможность переноса, осваиваемого ребенком средств и способов познания (эталонов, моделей, обследования) в другие условия,
- расширяет и стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы,
- делает процесс обучения более естественным, жизненно направленным.
В педагогическом исследовании предполагаем, что формирование и развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции основных направлений (познавательного, речевого и физического) будет эффективным при осуществлении следующих условий :
- наилучшее совмещение практических, словесных и наглядных методов бучения для работы мыслительной деятельности дошкольников при обучении двигательным действиям;
- решение в целом оздоровительных, воспитательных и образовательных задач в богатой предметно-пространственной развивающей среде;
- взаимная работа со всеми субъектами образовательного процесса (педагоги - дети - родители).
А. А. Нимирич определил информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).
Принципы занятий с применением ИКТ:
1) адаптивность, приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
2) управляемость, в любой момент педагог может внести изменения в процесс обучения;
3) интерактивность, диалоговый характер обучения;
4) оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
5) поддержание у детей состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
6) неограниченное обучение, содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Использование ИКТ в образовательной деятельности имеет преимущества и недостатки. К преимуществам использования ИКТ относятся:
- индивидуализация обучения;
- интенсификация самостоятельной работы детей;
- рост объема выполненных заданий;
- расширение информационных потоков при использовании Интернет;
- повышение интенсивности процесса обучения, освоение современных информационных технологий на интегрированных занятиях.
К недостаткам использования ИКТ относятся следующие:
- недостаточно времени для подготовки к ООД;
- недостаточная компьютерная грамотность педагога;
- сложности в интегрировании компьютера в структуру занятия;
- в расписании не предусмотрено использование Интернет;
- при работе на компьютере дети отвлекаются на игры, музыку и т. д.
Несмотря на существующие недостатки, ИКТ обладают значительными преимуществами, и сегодня использование компьютерных технологий становится все более востребованным и дошкольном учреждении.
Итак, информационно-коммуникационные технологии – это широкий спектр цифровых технологий, которые используются для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. Одной из этих технологий является мультимедийная технология.
В соответствии с концепцией А. Л. Семенова в образовании, в т. ч. и в дошкольном, могут использоваться разнообразные средства ИКТ. Представим их краткую характеристику.
1. Аппаратные средства:
- компьютер - универсальное устройство обработки информации;
- принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию;
- проектор - повышает уровень применения наглядности в работе педагога;
- телекоммуникационный блок - обеспечивает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистантное обучение,
- устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь;
- устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио и видео магнитофон) - дают возможность включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира;
- устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) - существенно расширяют класс процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на обработку данных;
- управляемые компьютером устройства;
- аудио - видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.
2. Программные средства:
- общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) - дают возможность работы со всеми видами информации;
- источники информации;
- виртуальные конструкторы - позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты;
- тренажеры - позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами;
- тестовые среды - позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания;
- комплексные обучающие пакеты (электронные учебники);
- информационные системы управления.
Сегодня ИКТ активно внедряются в практику работы дошкольных учреждений. Использование этих технологий повышает интерес детей к занятиям, растет уровень познавательных возможностей дошкольников. Кроме того, использование новых приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает внимание детей. ИКТ в дошкольном образовании обеспечивают личностно-ориентированный подход, увеличивают объём материала, который может многократно, повторяться и с каждым разом подаваться в новой форме. Компьютерные обучающие игры помогают закрепить знания детей, они могут использоваться в индивидуальном обучении, в целях развития и коррекции психических качеств и свойств детей. Компьютерные программы, используемые в ДОУ, приучают детей к самостоятельности, развивают навыки самоконтроля.
Все эти возможности ИКТ реализуются и в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
В этом плане ИКТ имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения детей дошкольного возраста, а именно:
- информация предъявляется детям на экране компьютера в игровой форме, и это вызывает у детей интерес;
- информация предъявляется образно, понятном и доступном для детей виде;
- использование движения, звука, элементов анимации привлекает внимание детей;
- постановка проблемных задач, поощрение детей при правильном ответе непосредственно компьютером являются хорошим стимулом познавательной активности детей;
- наличие возможности индивидуализации обучения;
- возможность самостоятельного регулирования ребенком темпа и количества решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе деятельности за компьютером дети дошкольного возраста приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут;
- возможность моделировать жизненные ситуации, которые сложно увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- «терпеливость» компьютера, предоставление возможности ребенку исправить свои ошибки.
Кроме того, в настоящее время ИКТ технологии позволяют создавать электронные дидактические средства для формирования математических представлений детей дошкольного возраста. Все они основаны на мультимедийном представлении материала. Использование мультимедиа в формировании математических представлений детей дошкольного возраста основано на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства. Внедрение в образовательный процесс дошкольных учреждений ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство.
Таким образом, информационно-коммуникационная технология представляет собой технологию подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. ИКТ может использоваться на разных этапах организации ООД в дошкольном учреждении. ИКТ отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста, поэтому активно используются в практике работы образовательных учреждений.
Использование в системе работы современных технологий математического развития будет способствовать гармоничному развитию дошкольников в среде ДОУ.
Библиографический список
1. Горячев А. В. Информатика для дошкольников : новое как хорошо систематизированное старое [Текст] / А. В. Горячев // Начальная школа: плюс и минус. - 2000. - №2. - С. 36 - 41.
2. Дыбина О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И. Г. Захарова. - М. : «Академия», 2008. - 256 с.
4. Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития для детей дошкольного возраста [Текст] / Д. Михайлова, А. М, Вербенец, Е. Б. Носова и др. - СПб. : Детство - Пресс, 2008. - 392 с.
5. Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста : учебное пособие / З. А. Михайлова, Е. Д. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец. - СПб. : Детство-пресс, 2008. - 384 с.
6. Пундик, И. Я. Современные подходы к математическому развитию дошкольников [Текст] / И. Я. Пундик // Современные проблемы дошкольного и начального образования : Материалы конференции «Чтения Ушинского». - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2004.
7. Солоневичева М. Н. Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях : Методическое пособие [Текст] - СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008. - 88 с.