Елена Анохина
Интеграция математических представлений и развития речи
▼ Скачать
Интеграция математических представлений и развития речи
Слайд 2 Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорной речи, становления и развития всех ее сторон : фонетической, лексической, грамматической, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями ребенка.
Публикация «Интеграция математических представлений и развития речи» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речевое развитие осуществляется не только через мероприятия речевого цикла, но и через разные виды деятельности, например формирование элементарных математических представлений. Так как речь – это основное средство формирования мысли и форма ее выражения.
Формирование основных элементарных математических знаний у детей является основой интеллектуального развития ребенка. Математика является точной наукой, в которой много специальных терминов, используемых дошкольниками в речи. Слайд 3 Язык математики в большей степени, чем язык других учебных предметов обладает такими качествами, как:
- однозначность, недвусмысленность терминов и выражений;
- четкость синтаксических и семантических правил;
- компактность и емкость фразеологических оборотов;
- стилистическое единообразие, использование стандартных словесных форм.
Слайд 4 Эти качества позволяют сформировать следующие компоненты речевой культуры:
- точность языка;
- адекватное выражение мысли;
- экономичность;
- информативность речи;
- последовательность речи;
- логичность, четкость формы.
Мыслительные процессы очень тесно переплетены с речевыми, поэтому работа по формированию математической речи имеет большое значение.
Слайд 5 Основными условиями успешного развития речи и формирования математических речевых умений и навыков у детей являются:
- потребность общения, на занятиях по ФЭМП должны быть предусмотрены такие ситуации, которые ставят ребёнка перед необходимостью речевых математических высказываний;
- создание речевой среды в группе, общение со взрослыми, использование фольклора, художественной литературы, радио и телевидение, кино и театр;
- запас математических знаний, которым должен обладать ребёнок на определённом этапе своего развития.
Слайд 6 У детей с речевыми нарушениями, как правило, оказываются не сформированными базовые психические функции, необходимые для полноценного развития речевой системы – частично, а отсюда, как следствие, и трудности в усвоении математики.
У таких детей достаточно слабо развиты речевые и познавательные процессы, поэтому они с трудом запоминают
- состав числа, образование числа;
- названия таких геометрических фигур как овал, трапеция, ромб, прямоугольник,
- названия понятий, обозначающих свойства предметов (цвет, величина и т. д.);
- пространственные и временные понятия;
- испытывают трудности в решении примеров и задач.
И здесь важным является Тесное взаимодействие логопеда и воспитателей.
Слайд 7 В процессе развития математических представлений и речи эффективным является использование словесных игр и упражнений, литературные средства (сказки, стихи, малые фольклорные жанры и др.). Дети в непринужденной форме закрепляют математические понятия и термины.
Слад 8 Эти игры помогают детям закреплять умение согласовывать существительные с числительными (порядковыми и количественными) в роде и падеже, тренироваться в звуковом анализе слов, учат детей правильно проговаривать падежные окончания слов, а так же развивают связную речь.
Слайд 9 Словесные игры можно условно разделить на лексические, грамматические, а также игры, способствующие развитию связной речи.
В арсенале накопилось достаточное количество игр по этим направлениям.
Слайд 10 Лексические игры «Назови скорей», «Цепочка слов», «Наоборот» и др. Так, словесная игра «Цепочка слов» используется для увеличения словарного запаса и развития памяти. Детям предлагается запомнить тройки слов, которые произносятся один раз: круг, треугольник, квадрат; слева, справа, прямо; вверху, внизу, между. Педагог произносит только первое слово тройки, а второе и третье вспоминают и произносят дети.
Слайд 11 Грамматические словесные игры «Концовка», «Дополни предложение», «Посчитай» и др. Например, игра «Концовка» используется для включения в активный словарь терминов «выше-ниже», «толстый-тонкий», «высокий-низкий» и др. Сначала педагог произносит начало предложения, затем дети продолжают его, например: «Если сосна выше, чем березы, то береза … (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы. (тоньше ствола дуба)». Детям предлагается закончить сочетания, используя слова «толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий». Например, «колобок. (круглый, дядя Степа. (высокий, мяч. (круглый, соломинка. (тонкая)».
Слайд 12 Для развития устной речи и знания частей суток используются дидактические игры «Когда это бывает?», «Составь загадку», «Чудесный мешочек» и др. Например, организуя игру «Составь загадку», дети сочиняют математические загадки, для этого им потребуется выделить в них существенные свойства предмета и представить их в образной форме. Педагог показывает детям хорошо знакомую геометрическую фигуру (цифру). Коллективно выделяют его характерные признаки для составления загадки. Предмет прячут. Кто-то из ребят загадывает ведущему загадку. Ведущий по описанию узнает, какой предмет спрятан. Впоследствии загадку-описание дети составляют без помощи педагога.
Планируя коррекционную работу в своей группе, мы вместе с воспитателями придерживаемся следующих правил:
1. Программное содержание по математике перекликается с речевой темой.
2. Параллельно с развитием математических представлений большое внимание на этих занятиях уделяем речевому развитию лексике, фонетике, грамматике (согласование в роде, числе, падеже).
3. Подбор речевого материала осуществляем с учетом произносительных возможностей ребёнка.
Слайд 13 Коррекционную работу на математическом материале организую в совместной деятельности с подгруппами детей, сформированных по уровню развития, а также индивидуально с каждым ребенком.
Использование элементарных математических представлений на разных этапах развития речи способствует развитию правильных представлений о позиции звука в слове, о расположении звука по отношению к рядом стоящему звуку, о количестве звуков в слове, количестве слов в предложении; активизирует логические связи, что напрямую развивает представления о грамматических конструкциях, т. е. употребление падежных окончаний, согласование существительного с числительным и наоборот, образование притяжательных прилагательных. Безусловно, использование элементарных математических представлений, как часть представлений ребенка о мире, ускоряет процесс обследования речевого развития, помогает на начальных этапах по постановке звукопроизношения, активизации звуков в словах по средствам чистоговорок и считалок, в которых представлен порядковый счет, представления о форме и величине.
Использование игровых методов и приемов формирования элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи.
Слайд 14 отгадали слайд 15