Альфия Воробей
Интеграция и социализация детей с нарушением зрения в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция и социализация детей с нарушением зрения
в условиях детского сада
Опыт работы Воробей Альфии Галимзяновны педагога-психолога
МБДОУ детский сад №89 «Крепыш», город Сургут
Не в силах разрешить судьбу больных детей,
Но помощь оказать великую ты можешь,
Твори же ты добро, и время не жалей,
Публикация «Интеграция и социализация детей с нарушением зрения в условиях детского сада» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Кому-то обязательно поможешь!
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жизнь всех наших граждан.
В настоящее время в качестве одного из наиболее перспективных направлений реабилитации детей с нарушением зрения и, их интеграции, в среду детского коллектива ДОУ. При интенсивной реабилитации через несколько лет ничем не будет отличаться от своих сверстников.
Формирование личности у детей-инвалидов, особенно слабослышащих детей происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности. Несмотря на то, что инвалиды с детства, как правило, обладают высокой внутренней восприимчивостью мироощущений и развитым самоанализом, дающими предпосылки для развития творческих способностей, им намного труднее реализовывать свои возможности, чем другим детям. Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром.
Это вызывает неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма. В результате – потенциал личности теряется.
В тоже время, появление в семье ребенка-инвалида деформирует семью. Трудности, которые испытывают родители такого ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи, воспитывающие ребенка-инвалида. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать, как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупики. Изменения, имеющие место в семьях данной категории, по мнению А. С. Петрошкина профессора кафедры ПиП СурГу, проявляются на трех уровнях:
1. Психологический.
2. Социальный
3. Соматический.
Среди дошкольников после кохлеарной имплантации большинство имеют различные нарушения в психике и поведении, в связи с чем, постоянно нуждаются во внимании родителей, тем не менее, далеко не во всех семьях понимают необходимость не только ухода за ребенком, но и воспитание его как личности, способной нормально взаимодействовать с окружающими людьми и трудиться.
Н. Н. Малофеев и А. А. Дмитриев утверждают, что основной причиной изолированности детей инвалидов от общества являются их же родители, которые переживая за исход общения со сверстниками, ограничивают социальные контакты своих детей. У родителей возникает ощущение неуверенности, а часто и неразрешимости проблем обучения ребенка-инвалида в общеразвивающем ДОУ.
В таких ситуациях разные сообщества или организации могут оказать помощь родителям в решении проблем, связанных с интеграцией детей в дошкольном учреждении.
Таким образом, встает вопрос о поддержки и помощи психолога, не только детям данной категории, но в том числе и их родителям, так как детям очень важно интегрироваться и адаптироваться в ДОУ. Родителям требуется помощь в психолого-педагогическом просвещении и общении с собственными детьми, педагогам психологическая помощь для снятия эмоционального стресса. Только компетентный подход к проблеме и привлечение всех участников образовательного процесса помогает вовремя проводить профилактику соответствующих нарушений.
Был разработан проект программы, нацеленный на интеграцию и социализацию детей с нарушением зрения и оказание помощи родителям данной категории детей.
Проект включает следующие этапы работы:
I этап – организационно-подготовительный – сентябрь – октябрь 2016г.
• Изучить контингент участников проекта (дети, родители, педагоги).
• Познакомиться с передовым опытом педагогов-новаторов в направлении инклюзивного образования, выбор методик.
• Поиск инновационных форм, методов и способов по работе с вышеуказанным контингентом.
• Пополнить предметно-развивающую среду для развития социализирующего пространства участников проекта инклюзивного образования.
• Подобрать консультативный и наглядный материал для родителей, педагогов.
• Организовать выставку методической литературы для родителей и педагогов по теме проекта.
II этап – организационно-практический – ноябрь 2016 – май 2017 г.
• Провести анкетирование родителей в экспериментальной и контрольной группах.
• Провести мониторинг социально – личностного развития и эмоциональной зрелости потенциальных участников группы.
• Организовать комплексный и системный подход в достижении поставленной цели.
• Разработать тематическое перспективное планирование по работе с отобранным контингентом участников проекта.
• Подготовить практический материал по реализации проекта:
- реализация психолого - педагогического сопровождения детей дошкольного возраста и их родителей в рамках инклюзивного образования, наработка методических и дидактических материалов для программы, систематизация отдельных методик, технологий и средств коррекции и развития.
- создание основ Сообщества «Я вижу МИР» как среды реабилитации и интеграции детей-инвалидов и их семей.
III этап– основной (содержательный) – сентябрь 2017 г. – май 2018г.
Диагностический компонент:
Внедренческий компонент:
• Провести анкетирование среди родителей контрольной и экспериментальной групп по вопросам готовности к совместному пребыванию в среду здоровых сверстников.
• Провести обследование воспитанников инклюзивного образования на предмет эмоционального благополучия в среде сверстников.
• Помочь детям-инвалидам в адаптации в ДОУ.
• Вести подготовку участников проекта (педагоги, дети, через беседы на предмет толерантности.
• Подведение результатов реализации проекта и дальнейшее планирование деятельности, анализ эффективности работы, разработка методических рекомендаций, буклетов, подготовка презентации проекта. В проекте коррекционно-развивающей деятельности представлены характеристики дошкольников с глубоким нарушением зрения, основные направления деятельности, календарное планирование.
IV – аналитический - апрель - май 2018 г.
• Сравнить полученный результат с ожидаемым. Анализ эффективности работы.
• Обобщить итоги работы с инклюзивными детьми и их родителями.
• На основании полученных результатов подготовить опыт к опубликованию и внедрению в систему дошкольного образования на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.
Реализация проекта сопровождалась использованием различных форм и методов взаимодействия с участниками образовательного процесса: сказкотерапия, игротерапия, релаксация, живая песочная терапия, психогимнастика, арт-терапия.
Основными достижениями психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения является :
I. 1) создание условий для развития речевых и коммуникативных навыков в разных ситуациях – взрослый с ребенком, ребенок с ребенком, взрослый с группой детей;
2) появление у ребенка положительного опыта общения;
3) появление у ребенка и семьи возможности получать регулярную помощь психолога адекватными методами;
4) ну и, наверное, самая важная составляющая методов работы в проекте - это ВОЗМОЖНОСТЬ видеть и общаться с речью.
II. 1) возможностью объяснить родителям, ЧТО и ЗАЧЕМ надо делать;
2) показать родителям КАК это делать;
3) Сделать это ВМЕСТЕ с родителями;
4) дать возможность родителям САМОСТОЯТЕЛЬНО СДЕЛАТЬ ЭТО с ребенком под своим наблюдением, чтобы проконтролировать правильно ли они это делают, исправить ошибки.
Благодаря действию Сообщества удалось достичь определенных результатов в сфере организации процесса абилитации и социализации детей-инвалидов. Среди наиболее значимых результатов реализации проекта являются:
повышение уровня профессиональной подготовки специалистов сообщества, в том числе, самооценка творческого потенциала. Данная работа осуществлялась на основе теста Никишиной И. В. «Какой ваш творческий потенциал?». Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов показывает, что возросло число педагогов, отметивших рост своего творческого потенциала. Полученные результаты демонстрируют, что повысилась мотивация обеспечивающая потребность в самосовершенствовании профессиональном развитии, что обеспечило эффективность результатов коррекционно-развивающей работы. Для достижения достаточно позитивных результатов была проведена целенаправленная и планомерная работа психолога, направленная на повышение компетентности педагогических кадров, конечно в том числе работающих в группе компенсирующей направленности, что, безусловно, будет способствовать повышению качества услуг, предоставляемых участникам детско-родительского взаимодействия.
увеличение числа детей - более чем на 30%, и их родителей, не только посещающих дошкольное учреждение получивших услуги в Сообществе «Я вижу МИР», но и за его пределами.
создание системы точечного погружения родителей в процесс инклюзивного образования. Родители были включены в каждый этап коррекционно-развивающей направленности в качестве активных участников, путем внедрения инновационных форм семейно-организованного сопровождения, в основание легло семейное консультирование, семейно-ориентированная психокоррекция, именно эти формы работы позволили родителям более безболезненно войти в инклюзивное образовательное пространство, сформировать духовно-нравственное осмысление, социальную компетентность всех участников образовательного процесса. На мой взгляд включение семьи в поле коррекционного взаимодействия считается основным стабилизирующим фактором, обеспечивающим комплексную психолого-педагогическую помощь такой семье.
Данный проект имеет достаточно высокий уровень теоретической и практической значимости. Проект требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность психолога, является одним из средств воспитательно – образовательной деятельности ДОУ. Кроме того, проект повторяет и может быть реализован в любом образовательном учреждении, имеющего детей с ОВЗ. В данной работе намечен ряд векторов дальнейших исследований методологического и методического характера, связанного с деятельностью психолога.
Универсальность предложенного проекта определяется возможность его внедрения в деятельность психологов.
Реализуя систему психолого-педагогических мероприятий можно успешно решать задачи социального, познавательно-речевого развития детей, а также по укреплению их психосоматического здоровья. В настоящее время проект «Я вижу МИР» дополняется и обновляется (фотоматериалы, памятки и буклеты, диагностическая деятельность, оформление информационных стендов для родителей) и является итоговым и в работе с нарушением зрения.
Литература:
1. Алексеев Н. А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. Тюменнаучцентр СО РАН, Обл. ин-т повышения квалификации педкадров. – Тюмень, Челябинск: Факел. – 1995, 174 с.
2. Акимова Н. К., Козлова В. И. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М. : Знание, 1992. – 80 с.
3. Базарный В. Ф. Зрение у детей – Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1991. – 52 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте. – М. : Просвещение, 1968. – 464 с.
5. Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика – М. : Аграф, 1996. – 160 с.
6. Гарбузов В. И. Нервные дети. – М., 1990. – 173 с.
7. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М. И. Земцовой,
8. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. – М., 1998. – 29 с.
9. Малофеев Н. Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. – 1997. – № 6. – С. 3-11.
10. «Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением» (из опыта работы) под ред. Плаксиной Л. И. / М. : «Город», 1998 г.
11. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения» под ред. Земцовой М. И. / М. : «Просвещение», 1978г.