Папки-передвижки

Инструменты интерактивного взаимодействия на уроках

Вера Казеннова
Инструменты интерактивного взаимодействия на уроках
▼ Скачать + Заказать документы

Создание благоприятной атмосферы на уроках рисования инструментами интерактивного взаимодействия.

Я учитель изобразительного искусства твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.

Публикация «Инструменты интерактивного взаимодействия на уроках» размещена в разделах

Широко используемые в последнее время в теории практике образования термины «интерактивные методы», «интерактивная педагогика», «интерактивный педагогический процесс», «интерактивное взаимодействие» имеют ведущей характеристикой понятие «взаимодействие».

Смысл интерактивности складывается из понятий «интер» (между) и «активность» (усиленная деятельность). В этой связи термин «интерактивное взаимодействие» можно трактовать как усиленную деятельность участников по взаимодействию между собой, а термин «интерактивное педагогическое взаимодействие» - как усиленную целенаправленную деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой в целях развития. (С. Кашлев).

Ведущими инструментами интерактивного взаимодействия являются полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, ситуация успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др.

Классификация интерактивных методов обучения

Структура интерактивного педагогического взаимодействия является и основанием классификации активных педагогических методов. В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам:

• методы создания благоприятной атмосферы и организации коммуникации;

• методы обмена деятельностями;

• методы мыследеятельности;

• методы смыслотворчества;

• методы рефлексивной деятельности;

интегративные методы (интерактивные игры).

Дадим характеристику каждой группе методов.

Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации процессуальной основой является «коммуникативная атака», которая организуется педагогом для оперативного включения в совместную деятельность, во взаимодействие каждого участника педагогического процесса. Методы этой группы способствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации. Среди них следует назвать такие методы, как «Подари цветок», «Комплимент», «Имя и жест», «Аллитерация имени», «Прогноз погоды», «Если бы я был явлением природы…», «Поменяемся местами», «Заверши фразу», «Кто откуда» и др.

Метод «Имя и жест»

Алгоритм реализации метода.

1. Участники пространственно размещаются так, чтобы хорошо видеть каждого.

2. Педагог объясняет условия реализации метода: каждый участник представляет предыдущих участников и себя, называя их имена и повторяя (демонстрируя) жесты, которыми сопровождались имена.

3. Поочередно каждые участник, называя свое имя, демонстрирует при этом какой-либо выразительный жест. Первым называет свое имя педагог, сопровождая его каким-либо жестом.

4. Следующий участник сначала называет имя педагога и показывает его жест, а затем представляет свое имя и жест. Так продолжается до последнего участника, которому соответственно необходимо назвать имена и продемонстрировать жесты всех участников взаимодействия.

Метод «Аллитерация имени»

Алгоритм реализации метода.

1. Участники взаимодействия пространственно размещаются так, чтобы каждый видел всех.

2. Педагог объясняет название метода и правила его реализации: «литера» в переводе с латинского — «буква», «ал» - переводится как «к, при»; таким образом, в нашей интерпретации «аллитерация» означает «при букве, к букве»; «аллитерация имени» — это дополнительная характеристика к имени участников взаимодействия на ту же букву, с которой начинается имя (например, Сергей серьезный, Оксана обаятельнаяи т. д.).

4. Каждому участнику предлагается в течение 1 мин придумать аллитерацию (дополнительную характеристику) своего имени. Желательно, чтобы аллитерация отражала индивидуальность, особенности личности участника взаимодействия.

5. После того как придуманы аллитерации имен, педагог, начиная с себя, говорит: «Хочу представиться вам — я Михаил мудрый!» — и передает эстафету (эстафетным атрибутом может быть ручка, маркер, открытка и т. д.) следующему участнику.

6. Следующий участник сначала представляет предыдущего, называя его аллитерацию имени, затем представляет себя и т. д.

7. Последнему из участников необходимо назвать аллитерации имен всех участников взаимодействия и завершить это представление собой.

Метод «Прогноз погоды»

Алгоритм реализации метода.

1. Педагог объясняет условия реализации метода: каждый участник рассказывает о своем эмоциональном, душевном состоянии на данный момент языком «прогноза погоды», т. е. говорит о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние: какому времени года соответствует? пасмурно или ясно? ветрено или тихо? есть ли осадки? какое время суток? какая температура? (при определении температуры задается жесткое условие — определить температуру в интервале от 0 до +10 °С).

2. Затем каждый участник поочередно (по часовой стрелке) повествует о своем душевном, эмоциональном состоянии, последний признак этого состояния (температуру) педагог фиксирует маркером (мелом) на листе бумаги (доске).

3. После того как высказались все участники, педагог (он тоже описывает свое состояние, причем будет лучше, если он первым предложит свой рассказ, задав в нем определенный алгоритм повествования) соединяет все отметки температуры в график.

4. Когда график построен, педагог приглашает участников взаимодействия проанализировать его, высказать свое отношение к нему.

5. Подводя итог, педагог отмечает, что каждый из участников взаимодействия является индивидуальностью, каждый имеет право на свое состояние, свое мироощущение, и построенный график подтверждает это.

Метод «Поменяйся местами»

Алгоритм реализации метода.

1. Все участники взаимодействия садятся в круг.

2. Педагог объясняет, как реализуется метод: участники быстро меняются местами, отвечая таким образом на вопросы и выражая свое отношение к каким-либо предметам, событиям, явлениям. Оптимальное количество вопросов - 10 - 15.

Например, педагог предлагает поменяться местами тем, кто:

• уже проснулся;

• жаждет деятельности;

• пил на завтрак чай;

• пил на завтрак кофе;

• добирался до школы пешком;

• добирался до школы на общественном транспорте;

• у кого хорошее настроение;

• у кого есть что-то серое (черное и т. п.) в одежде;

• у кого черная обувь;

• хотел бы узнать что-то новое;

• хочет общаться и т. д.

3. Те участники, которые отвечают на вопрос положительно, должны быстро подняться со своего места и пересесть на какое-либо другое, освободившееся; если участники отвечают на вопрос отрицательно, они остаются на своих местах.

Методы обмена деятельностями предполагают сочетание групповой и индивидуальной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность участников педагогического процесса, тесную корреляцию деятельностей педагога и учащихся. Среди методов обмена деятельностями выделяют «Метаплан», «Мастерская будущего», «Перекрестные группы», «Мозаика», «1х2х4», «Аквариум», «Интервью», «Круглый стол», «Мозговой штурм» и др.

Методы мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, с другой стороны, стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение различных мыслительных операций, осуществление осознанного выбора. К методам этой группы можно отнести «Четыре угла», «Выбери из пяти», «Выбор», «Логическая цепочка», «Интервью», «Дюжина вопросов», «Чье это?», «Цветные фигуры», «Смена собеседника», «Самооценка» и др. Важнейшим процессуальным атрибутом всех названных методов является интенсивная коммуникативная деятельность участников.

Методы смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях, проблемах, обмен этими смыслами, разработку участниками педагогического взаимодействия нового содержания педагогического процесса. Среди методов смыслотворчества можно назвать «Алфавит», «Ассоциации», «Сочиняем сказку», «Заверши фразу», «Минута говорения», «Интеллектуальные качели» и др.

Методы рефлексивной деятельности направлены на фиксирование участниками педагогического процесса состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективности состоявшегося взаимодействия. Среди методов этой группы такие, как «Рефлексивный круг», «Зарядка», «Рефлексивная мишень», «Рефлексивный ринг», «Ключевое слово», «Поменяемся местами», «Острова», «Заверши фразу» и др.

Метод «Заверши фразу»

Алгоритм реализации метода:

1. Педагог объясняет условия реализации метода: необхо-димо оперативно завершить начатую фразу.

2. Педагог начинает фразу (например, «Я пришел сюда.», «А еще хочу сказать.», «А знаете ли вы.», «Если бы я был директором школы.» и т. п.) и предлагает учащимся без какой-либо подготовки закончить ее.

3. Каждый из участников поочередно произносит предложенную фразу и свой вариант ее продолжения.

4. Итоги реализации метода подводит педагог, предлагая свой вариант завершения фразы. Можно предложить отрефлексировать результаты реализации метода кому-либо из учащихся.

Методология использования в педагогическом процессе интерактивных методов обучения основывается на деятельностном подходе к организации педагогического взаимодействия, личностном подходе к организации и осуществлению образовательного процесса. Если на занятиях любой формы используются интерактивные методы, то и сама форма занятий приобретает интерактивный характер, а место учителя сводится к направлению деятельности учащихся на достижение поставленных целей.

Литература

1. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса/ С. С. Кашлев. – Мн., 2000.

2. Кашлев С. С., Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. – Мн., 2005.

3. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М. : Знание, 1989.- 80с.

4. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева. – М. : Сентябрь, 2003.

Публикации по теме:

Развлечение по ПДД в средней группе «Путешествие в Страну дорожных знаков» с использованием интерактивного оборудованияРазвлечение по ПДД в средней группе «Путешествие в Страну дорожных знаков» с использованием интерактивного оборудования Сценарий развлечения по ПДД в средней группе «Родничок» (с использованием интерактивного оборудования) Интеграция образовательных областей:.

Игры на уроках английского языка Игры на уроках английского языка. Игровой формат обучения является неотъемлемой частью урочной и внеурочной формой обучения и выполняет.

Конспект интерактивного развлечения в старшей группе «Наш родной Автозаводский район» для детей 5–6 лет Конспект интерактивного развлечения на тему: "Наш - родной, Автозаводский район" для детей старшей группы (5-6 лет) Подготовила воспитатель:.

Консультация для родителей «Самодельные инструменты — это интересно. Как изготовить дома самодельные шумовые инструменты»Консультация для родителей «Самодельные инструменты — это интересно. Как изготовить дома самодельные шумовые инструменты» Музыкальное воспитание детей нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать.

Музыкально-творческая деятельность на уроках музыки Музыкально творческая деятельность на уроках музыки- Добрый день, уважаемые коллеги! -Как у вас сегодня настроение? -Пусть хорошее настроение.

Конспект НОД в форме квеста с применением интерактивного оборудования «По следам пиратов» для детей средней группыКонспект НОД в форме квеста с применением интерактивного оборудования «По следам пиратов» для детей средней группы Цель — создать условия для сплочения детского коллектива посредством использования инновационной педагогической технологии – квест с использованием.

Паузы на уроках немецкого языка Ухудшение здоровья детей — это угроза для общества и огромная проблема, с которой необходимо бороться не только родителям, но и учителям.

Стажерская площадка «Формирование когнитивных функций у детей с ЗПР средствами интерактивного оборудования»Стажерская площадка «Формирование когнитивных функций у детей с ЗПР средствами интерактивного оборудования» Современные технологии меняют подход к образованию и развитию. Дети адаптируются к новым тенденциям в несколько раз быстрее, чем взрослые.

Технологические приемы на уроках математики в 1 классе Технологические приемы на уроках математики в 1 классе В настоящее время ни один урок в той или иной степени не обходится без использования.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка 1 Особенности преподавания английского языка Быть учителем в современной школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инструменты интерактивного взаимодействия на уроках
Опубликовано: 8 февраля 2020 в 12:20
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инструменты интерактивного взаимодействия на уроках» (включая файлы) размещена пользователем Вера Казеннова (УИ 1456052) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД