Наида Мирзоева
Инсценированная сказка «Северная сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Русскинская СОШ»
Декабрь 2016г.
Воспитатель: Мирзоева Наида Ибрамхалиловна
«Северная сказка»
Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера через инсценированную сказку.
Задачи:
• дать первичные представления о жизни, быте северных народов нашего региона ханты и манси;
• познакомить с фольклором народов ханты-манси: загадки, пословицы, приметы;
Публикация «Инсценированная сказка „Северная сказка“» размещена в разделах
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
• формировать основы экологической культуры: правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные, посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д. ;
• создание развивающей среды.
(Звучит мелодия ветра, перекликаясь со всполохами Северного сияния).
Рассказчица :
Далеко-далеко на Севере, где дуют суровые холодные ветра и волнуют воображение всполохи Северного сияния, на зимнем стойбище жила- была семья – ханты: мать трое сыновей и малютка доченька
Каждый день, когда занималась заря, старшие сыновья уходили в лес на охоту, а мать оставалась дома с младшими: маленьким Идэ и малюткой. Много дел в лесу у женщины -ханты: дрова наколоть, дома прибраться, еду сготовить, детей понянчить, да и шитья всякого хватает. Вот и мама Идэ, каждый день с утра до ночи, трудилась, не покладая рук. А вечером, когда уже с ног валилась от усталости, садилась к огню с шитьем в руках. А Идэ тут как тут! Он рос мальчиком любознательным, непоседливым и бесконечно донимал мать вопросами. Все ему было интересно.
Идэ:
- Анки, Анки! Почему снег белый?
- Анки, Анки! Почему солнце светит?
- А ветер почему дует?
- Анки. Анки! А куда наша река течет? И т. д.
(Мать от работы всякой устанет, не до вопросов ей).
Анки:
- Сыночек, мама устала.
Идэ:
- А ты отдохни чуть, потом скажи. (не отставал тот)
Анки:
- Давай лучше сказку тебе расскажу?
Идэ: (обрадовался)
- Давай, давай! Хочу сказку, сказку хочу! А про кого будет твоя сказка, Анки?
Анки:
- Ладно, слушай сказку. Эта сказка лесная, про зверей: про зайца (Шэвер)быстрого, про ворону (Вурни) хитрую, про доброго ежа и про сильного, мудрого медведя (Мэми)
(И мама, укачивая люльку, начала свой рассказ)
Когда в лесу наступила осень и на деревьях уже не было листьев, бежал по лесу заяц. : вдруг видит он -на яблоне весит одно-единственное яблоко и захотел съесть его. Но как яблоко достать? На дерево заяц залезть не может. Стал он прыгать. Но яблоко высоко висит, не достанешь.
Смотрит заяц: на ели сидит ворона и смеется.
-Крра-крра-крра! Что ты, Шэвэр (заяц, прыгаешь?
-Эй, ворона, сорви мне пожалуйста яблоко!
Сорвала ворона яблоко.
Только в клюве его не удержала. Упало яблоко вниз.
-- Спасибо тебе, Вурни! – сказал заяц. Хотел заяц поднять яблоко, а оно, как живое побежало. Что такое? Испугался заяц, а потом понял: яблоко упало прямо на ежа. Ёж испугался и побежал.
-- Стой, стой! -кричит заяц.
Остановился еж и говорит:
-- Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал. А заяц кричит ежу:
-- Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!
Подлетела ворона к ним и говорит:
-- Не спорьте. Это яблоко мое. Я его сорвала.
Заяц, ворона и еж кричат друг на друга:
-- Мое яблоко! Нет, моё!
Вдруг, на шум из леса вышел медведь (мэми).
-- Что такое? Что за шум? – спрашивает.
Все звери подбежали к медведю:
-- Ты, МЭМИ, в лесу самый большой, самый умный.
Рассуди, чьё это яблоко?
И рассказали медведю все как было.
Медведь подумал, подумал и спросил:
-- Кто яблоко нашел?
-- Я -шэвэр! -сказал заяц.
-- А кто яблоко сорвал?
-- Я- Вурни! -сказала ворона.
-- Хорошо. А кто его поймал?
-- Я! - сказал еж.
-- Ну, вот что! - ответил медведь, - каждый из вас должен яблоко получить.
-- Но тут только одно яблоко! – закричали звери (хором)
-- А вы разделите яблоко на равные части! - Мэми
-- Как же мы раньше не догадались? - (звери хором)
Еж разделил яблоко на четыре части.
Один кусок дал зайцу:
-- Это тебе, Шэвэр!
-- Ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек вороне дал:
--Это тебе, Вурни!
-- Ты яблоко сорвала.
Третий кусочек еж себе в рот положил:
-- А это мне!
-- Я яблоко поймал.
Четвертый кусочек еж дал медведю:
-- А это тебе, Мэми!
-- А мне за что? – спрашивает медведь.
-- А тебе за то, что ты нас всех помирил!
Анки:
-- Ну, вот, сыночек и вся сказка! Понравилась?
Идэ:
-- Да, Анки, понравилась. Очень понравилась!
Анки:
-- А что ты понял, сынок, из этой сказки?
Идэ:
-- Понял, Анки, что нельзя быть злым и жадным, что надо делиться и со зверем, и с птицей, и с человеком.
Анки:
-- И это правильно, сынок, молодец! А сейчас, сынок, пора спать! Т-с-с-с!
Идэ:
-- Хорошо, Анки, а еще сказку расскажешь?
Анки:
-- Ш-ш-ш! А-а-ай! -- (качает колыбель с малюткой)
-- Расскажу, сыночек, расскажу, только завтра.
(Звучит колыбельная, перекликаясь с музыкой ветра).
Список литературы:
1. Н. И. Величко Институт развития образования Г. Ханты-Мансийск (Россия)
2. Ерныхова Е. А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000.
3. Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Западной Сибири (1771 - 1772). Л., 1947.
4. Базанов А. Г., Певгова Л. В. Игры малых народностей Севера // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 11. М. ; Л., 1949. стр. 59
5. Кулемзин В. М. Игры детей обско-угорских народов. - СПб. ТОО «Алфавит», 1999.
6. Патканов С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям // Живая старина. Вып. 4. СПб., 1891.
7. Патканов С. К. Остяцкая былина про богатырей города Эмдсра // Живая старина. Вып. 2. СПб., 1899.
8. Сказки и куклы нерым-ях /сост. Т. А. Исаева и О. В. Стародубова; пер. с языка ханты О. И. Щербакова. - Тюмень, 2006.
9. Тахтуева А. М. Материальная культура юганских ханты. - Изд-во «Северный дом», 1990.
10. Чечулина Т. Золотой город (хантыйские сказки). Свердловск, 1969. Мифы, предания, сказки ханты и манси. М., 1990.