Светлана Гаджиева
Инновационный проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
В повседневной жизни детей я, обратила внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают пыль на листьях цветов. На мой вопрос «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» — отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра до поливаю»
На мой вопрос: — Нужны ли нам растения, и приносят- ли они пользу?
Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.
Публикация «Инновационный проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Я предложила обсудить это вместе всей группой. Следующие вопросы:
- Что мы знаем о растениях?
- Что нового можем узнать?
- Как мы сможет получить новые знания?
Все ответы записывались в таблицу, На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по моим наводящим вопросам, на третий вопрос в основном предлагала я, дети дополняли.
Чтобы привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, в феврале мы создали условия для ознакомления с ростом и развитием растений, выращивая в помещении группы «Зернышко» различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Целью создания в детском саду «Огорода на окне» является вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе, воспитание трудолюбия, бережного отношения к природе, обогащение словарного запаса, развитие связной речи детей.
Главная задача - поддержать и развить в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Формы работы с детьми своей группы по созданию огорода я выбирала самостоятельно. Это циклы занятий, наблюдений, исследовательская деятельность, но самое главное - огород должен быть многофункционален, для использования его в различных видах деятельности детей.
И так у меня и возник инновационный проект на тему «Огород на окне»
Детям подготовительной к школе группы «Зернышко» очень понравилось наблюдать за изменениями, происходящими с семенами в ходе их прорастания.
В процессе ознакомления с семенами детям читала сказки, стихи и потешки, пословицы и поговорки:
«Что посеешь, то и пожнешь»
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»
«Дело мастера боится»
«Сей овес в грязь, будет овес князь».
Вместе с детьми отгадывали загадки про овощи и фрукты, рассматривали иллюстрации.
Развивали творческие способности через продуктивную деятельность.
Играли в дидактические игры: "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний», Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус», «Что, где растет», «Найди такое же», «Что растет на огороде?», «Назови растение», «Что лишнее?», «Подбери семечко».
Подвижные игры: «Овощи в корзинку», «Догони».
Дети активно участвовали в посадке и уходе за растениями. С большим интересом дети рыхлили землю, поливали и опрыскивали растения.
Посадку можно осуществляли как во время совместной групповой и подгрупповой деятельности педагога с детьми, так и в вечернее время.
Выращивая, ухаживая за растениями, дети наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, рассматривали их через лупу, определяли условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.
Опытническая деятельность побуждала детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживала у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность. Отвели специальное место для лаборатории, где растения высаживались разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни.
С детьми составляли описательные рассказы о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.
Актуальными стали театрализованные игры: «Морковкины сказки», «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Ходят гости в огород».
Дети перенесли полученный опыт и знания в самостоятельную художественную деятельность.
Неизменными помощниками по организации огорода на окошке стали родители, которые помогали создать условия, выполняли совместные задания с детьми и оказывали помощь в подведении итогов (принимали участие в оформлении выставок детских работ, совместных поделок, книг).
Сюжеты для оформления огорода на окошке мы выбирали самые разные. Творчеству, фантазии и выдумке педагогов нет предела. Главное, чтобы сюжет соответствовал возрасту детей и был им понятен.
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных, зернобобовых, зерновых культурах.
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное удобрение. Выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать. Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.
Итог проекта : В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.