Юлия Федорченко
Инновационный подход при организации мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье автор освещает аспекты системы работы по ПДД в ДОУ. С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах города Белгорода возрастает, а вместе с этим, к сожалению, увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).
Ключевые слова: дошкольное детство, дошкольный возраст, познавательная активность, профилактика детского травматизма, инновационный подход в образовании, правила дорожного движения.
Публикация «Инновационный подход при организации мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
По данным УМВД Росси по Белгородской области за 12 месяцев 2022 года на территории Белгородской области зафиксировано 161 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 13 детей погибло и 171 получили ранения.
Анализ статистики свидетельствует о том, что «в каждом случае детского дорожно-транспортного травматизма виноваты взрослые» [1, с. 21]. Это, например, ситуации:
«- отсутствие или неиспользование специального удерживающего устройства во время перевозки детей;
- не соблюдение скоростного режима родителями-водителями (превышение скорости автомобиля);
- недостаточный контроль взрослых за поведением детей на улице (родитель не держит ребенка за руку при переходе через проезжую часть, неожиданный выход ребенка на проезжую часть из-за движущихся или стоящих автомобилей)» [1, с. 22].
Исходя из анализа данной проблемы и ситуации на дорогах г. Белгорода, коллектив МБДОУ «д/с № 60» г. Белгорода принял решение уделять проблеме безопасности дорожного движения повышенное внимание. И, в первую очередь, при осуществлении деятельности в рамках вопросов безопасности дорожного движения, было принято решение о разработке инновационных подходов по созданию развивающей образовательной системы для формирования у участников образовательного процесса основ безопасного поведения на дороге, культуре взаимодействия со всеми участниками дорожного движения.
Работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения основывается на комплексном инновационном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности: в игре, во время прогулок и т. д. Работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге проводится с дошкольниками всех возрастных групп при активном участии родителей и специалистов ДОУ. Для каждой возрастной группы составлен примерный перечень занятий, в который входят ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование. Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах.
В методическом кабинете детского сада собран обширный дидактический материал. Это книги и картины по теме, схемы, иллюстрирующие ситуации на дороге, сигнальные карточки, транспортные игрушки, дорожные знаки. На территории дошкольного учреждения нанесена разметка пешеходного перехода. В каждой группе организованы уголки безопасности, посвящённые, в том числе правилам безопасности на дороге.
Для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей педагогом использовались:
- компьютерные мультимедийные презентации, созданные в программе PowerPoint : «Правила дорожного движения», «Дорожные знаки», «Ребенок и улица», «Стой, внимание, иди!», «Торопыжка»;
- обучающие мультфильмы: «Смешарики изучают Правила дорожного движения», «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения», «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)».
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, что способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
В это же время активно велась работа с родителями. Создание совместного с детьми коллажа на тему «Правила дорожного движения», изготавливались схемы и рисунки для моделирования дорожного движения, подготовка альбома «Как вести себя на дороге».
Таким образом, вопрос формирования знаний и умений по ПДД является важным фактором создания условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами дорожного движения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребёнка соблюдать данные правила.
Список литературы:
1. Козловская, Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению / Е. Козловская // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 10. – С. 21-23.
2. Саулина, Т. Ф. Знакомим дошкольников с Правилами дорожного движения / Т. Ф. Саулина. – М. : Мозайка-Синтез, 2014. – 128 с.
3. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие / Т. Г. Хромцова. – М. : Центр педагогического образования, 2017. – С. 241 с.