Светлана Гнилицкая
Инновационные приемы работы со сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка, уходящая корнями в культуру, язык народа, представляет большой интерес для педагога, открывая новые возможности в его практической деятельности.
Дошкольный возраст – возраст сказок. Трудно представить себе дошкольное детство без сказок. К сожалению, сказки не в полной мере используются и в семье, и в системе дошкольного воспитания. Не всем детям родители прививают интерес к книге, чтению. Их с успехом заменяют компьютер и телевизор. В дошкольных учреждениях сказки подаются недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Темочки:
В настоящее время существует большое количество нетрадиционных приёмов работы со сказкой, все их перечислять не стану, кратко остановимся на тех, которые, на мой взгляд, представляют наибольший интерес.
Вход, введение в сказку. Создание атмосферы сказочного мира, вносится необычный предмет, включается музыка. Всё это создаёт комфорт, благоприятный эмоциональный настрой, заинтересованность у детей.
Интервью героя. Для большей достоверности ребенок может взять в руки «микрофон» (заменитель — широкий маркер, ручка от скакалки). Ребенку задаются вопросы, как герою сказки. А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу — зависит от сюжета сказки.
Эмпатийное повествование, рассказ от 1-го лица. Дети представляют себя на месте героя, рассказывают, воспринимает определённую ситуацию, проблему герой. Рассказы героев будут различными, поскольку ценности их отличаются.
Необычные предметы. Суть приёма заключается в переборе вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа. Решить эту задачу можно с помощью игры «Чудесные вещи», по условиям которой дети самостоятельно придумывают необычную посуду, удивительные автомобили, чудесных животных и т. д. Это хорошо развивает не только речевое творчество и креативность маленького человека, но и способствует его психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.
Творческие задания. Творческие задания могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных моделей с помощью реальных приёмов фантазирования. Результатом выполнения творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью.
Бином фантазии. Предложите ребенку задумать что-то неживое, а сами задумайте, соответственно, что-то живое. (Или наоборот). Получится пара слов. Например, шкаф и собака. Предложите ребенку (или придумайте сами) историю с этими словами.
Сказки наизнанку. Красная Шапочка злая, а волк добрый.
Салат из сказок.
1. Объединение двух знакомых сказок, персонажей этих сказок. Красная Шапочка и Синяя борода.
2. Опорные слова. Из разных сказок берутся разные объекты для придумывания новой сказки. Теремок, колобок, Буратино.
Каталог. Данный приём разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок : построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий). С помощью наугад открытой книги ребёнок выбирает героев, предметы, действие и объединяет их в одной сказке. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
Сочинение сказок по пиктограммам, картинкам. Детям можно предложить сочинить сказку, по разложенным в определенном порядке пиктограммам.
Кит-кот. Суть заключается в следующем: предлагаются 2 объекта, созвучные по звучанию (ворона-корона, обмен героев местами, 2 параллельных сюжета, решение.
Волшебные кляксы. Это прием рисования клякс и придумывания по ним сказки.
Вопросы и задания.
- Придумайте, как зовут вашу кляксу, какой у нее характер, интересы, друзья.
- Сочините про нее сказку.
Усложнением этой работы может быть сочинение общей сказки подгруппой детей, задействовав все кляксы.
Сказка-калька. Заимствование сюжетной линии.
Новое качество. Этот приём полностью изменяет знакомую сказку. Герой наделяется новыми качествами (Колобок из смолы).
Инверсия, или сказка наоборот. Варианты: рассказывание сказки с конца; героям знакомой сказки приписываются прямо противоположные свойства (волк из «Красной шапочки» стал маленьким и добрым, «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая».
Прием «Запахи сказки»
Детям можно дать задание на дом: придумать композицию запахов к сказке (дети
собирают «запахи» дома каждый в свой контейнер (можно в тканевый мешочек, жестяную баночку) и озвучивают, чем же пахнет фрагмент, сказка или герой сказки (с опорой
на текст и на логику, но можно и придумать, пофантазировать, если нет прямого указания в тексте).
Можно собирать «виртуальные» запахи непосредственно после прочтения сказки в виде списка.
Придумайте коллекцию запахов избушки Бабы-яги.
Это могут быть:
мох,
деревянная стружка,
кусочки (веточки) дерева,
сушеные грибы, ягоды, травы,
шишки ели, сосны
сухари,
свеча,
угольки
В помощь детям можно предложить иллюстрации или сделать акцент
На ключевые слова, которые можно найти в тексте сказки. Например, в сказке
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО» можно найти такие подсказки :
-Из трубы поднимался дымок.
-Буратино не очень хотелось возвращаться к девочке с голубыми волосами. Но он был голоден и еще издалека учуял носом запах кипяченого молока.
-В это время Мальвина вышла из домика. В одной руке она держала фарфоровый кофейник, в другой — корзиночку с печеньем.
-Сели за стол. Буратино набивал еду за обе щеки. Пьеро даже не надкусил ни кусочка пирожного.
-Зато Буратино сразу вскочил и начал засовывать в карманы печенье,сахар и конфеты.
Прием «Звуки сказки»
Детям предлагается задание: Как можно озвучить сказку? Какие звуки можно услышать в этой сказке? Подберите предметы, музыкальные инструменты, с помощью
которых это можно сделать.
• Например:
- речка, море- медленно переливающаяся вода из одного стакана в другой
- капель, весна - капающая вода
- листва под ногами - шуршащая бумага,
- бегущая тройка коней -звон колокольчиков,
- голоса сорок, ворон - трещотки - голоса сорок, ворон,
- певчие птицы- полёт свистулька,
– стук в дверь избушки, стук дятла, марш сказочного солдатика - барабан
Можно предложить детям выполнить домашнее задание с помощью родителей:
• собрать «виртуальную коллекцию звуков сказки в электронном виде» (используя Интернет, аудиозаписи);
• подобрать песни к сказке (например, готовые: из кинофильмов, мультфильмов по сказкам, народные песни, авторские песни, которые дети выбрали бы сами для озвучивания)
• подобрать мелодию к сказе (дети могут подобрать народную, классическую или современную музыку).
• подобрать шумовые эффекты к сказке ( например: шум дождя, вьюги, рев медведя)
Задание также может быть как индивидуальным, так и групповым. Важно, чтобы ребенок мог обосновать свой выбор, развивая при этом логическое мышление.
При использовании данных приёмов следует учитывать психо –физиологические особенности детей, идти от простого к сложному.
Использование инновационных методов и приёмов открывает новые возможности работы со сказкой.