Ирина Щапова
Инновационные подходы в проектировании образовательной среды дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные подходы в проектированииобразовательной среды дошкольной образовательной организации.
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.
Публикация «Инновационные подходы в проектировании образовательной среды дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
ФГОС как основа для проектирования и развития предметно-развивающей среды детского сада.
В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно-развивающей среды. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих ДОУ.
Инновационный подход заключается в индивидуализации среды, отражающей приоритетные направления работы каждого учреждения и включающей региональный аспект. Можно сказать, что создание развивающей среды - это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» отдельные образовательные блоки.
Непременным условием построения развивающей среды является личностно-ориентированная модель взаимодействия между детьми и взрослым.
Это предполагает решение следующих задач :
а) Обеспечить чувство психологической защищенности (доверие ребенка к миру).
б) Радости существованию (психологическое здоровье).
в) Формирование начал личности (базис личностной культуры).
г) Развитие индивидуальности ребенка (не «запрогромированность», а содействие развитию личности).
Одной из главных задач построения предметно - развивающей среды является обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей.
Выполнение этой задачи невозможно без организации и постоянного обновления развивающей среды для дошкольников.
Требования к содержанию обновления развивающей среды :
1 Содержание предметно-развивающей среды должно быть тесно связано с образовательными областями (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, художественная литература, музыка) и обеспечивать развитие, обучение и воспитание детей.
2 Соответствие программным требованиям, задачам воспитания и образования.
3 Соответствие возрастным особенностям дошкольников.
4 Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек при организации центров и игровых зон.
Заключение
В результате соблюдения всех перечисленных фактов у детей успешно происходит развитие познавательного интереса, они все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности ребенка. Результат такого взаимодействия позволяет достичь основную цель экологического образования дошкольника — формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, развитие чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой. Роль педагога в процессе создания среды и сопровождения развития ребенка в этой среде – это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребенком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения. Ребенок при этом является субъектом деятельности и активно включается в процесс игры, познания, творчества.