Нина Федюнина
Инновационные методы коррекции детей с РАС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Расстройство аутистического спектра или РАС, возникают в формировании центральной нервной системы. Пока до конца не выяснена его природа возникновения. По мнениям некоторых специалистов в появлении аутизма большая роль принадлежит генетической предрасположенности.
АУТИЗМ (РАС) – это крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний, постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.
Публикация «Инновационные методы коррекции детей с РАС в ДОУ» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Первые признаки аутизма заметны уже после года у ребенка:
- он не проявляет какого-либо отношения на появление мамы, не улыбается, не узнает близких ему людей, дети пугаются всяких электроприборов со звуками.
Сложно установить с ребенком зрительный контакт. Не смотрит в глаза, не откликается на свое имя.
Малыши во время сна бодрствуют: они не капризничают, но и не спят.
Сложно взять таких деток на руки, поскольку они спину выгибают так, что их нелегко прижать к груди
Работа с такими детьми в доу воспитателями и психологами должна проводиться в особенных условиях. К таким условиям относятся:
- формирование среды, которая позволяет восполнить отсутствующие знания и привычки;
- коллективная работа разнопрофильных специалистов с родителями.
Коррекционные работы с детьми рас в доу начинаются с индивидуальной деятельности.
Начните с обучения положительным контактам. Необходимым является владение родителями, специалистами, первичным языком, доступным аутичному малышу.
Коллективные занятия с такими детьми осуществляется группами, которые сформированы по полу, возрасту, уровню развития, качества и количества проявлений аутичности. Группа, которая состоит из двух подгрупп детей одного и того же возраста, но различного уровня развития, является хорошей моделью.
Для коррекционных действий необходимо развить целенаправленное поведение, включающее подбор занятий, которые не требуют больших напряжений.
У детей с расстройством аутистического спектра часто преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам.
Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др.
путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно ребенку.
Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или сказка зарисовывается схематически.
После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности.
Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т. д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?
PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС.
Этапы обучения:
Сначала ребенка необходимо научить брать картинку.
На втором шаге малыша обучают отдавать карточку.
Третий этап включает в себя обучение тому, чтобы ребенок начал распознавать предметы, которые нарисованы на пластинках. Ошибки, наступающие на этом шаге, заключены в неумении определить изображение.
Затем ребенку нужно объяснить, как формировать предложения по типу «Я хочу игрушку (или что-то еще)», «Дай мне…».
На пятом шаге малыша учат отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?».
Заключительный этап подразумевает обучение ребенка различать предметы на пластинках, самостоятельно их называть и отвечать, когда его спрашивают.
Для развития речи и мелкой моторики рук также можно применять технологию «Су – джок»
Терапия стимулирует речевые зоны коры головного мозга. Содействовует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовывает тонус, совершенствует навыки пространственной ориентации, развивает речь, память, внимание, мышление.
Как можно использовать арт – терапию для детей аутистов? Арт-терапия для детей с аутизмом – это вид психологической помощи, основанный на погружении в искусство или творчество.
Необходимо разграничить простые занятия рисованием и арт-терапию. Первое относится к категории уроков. Цель таких занятий – приобретение навыков и получение конкретного результата.
Арт-терапия при аутизме не обязательно состоит исключительно из рисования. Это может быть лепка, фотография, создание мягких игрушек.
Погружение в необычную среду убирает контроль сознания над ребёнком, снижает уровень его защиты. Именно достижение этого результата и является одной из целей психологической помощи ребенку.
Однако разнообразие методик должно соотноситься с возможностями – надо отталкиваться от простоты процесса.
Применение АВА – терапии в работе с детьми с расстройством аутического спектра:
Этапы обучения детей в рамках АВА-терапии
С чего начать АВА-терапию? С самого легкого. Ребенка просят выполнить простое действие (например, взять в руки игрушку) и сразу дают подсказку — показывают, как он должен это сделать.
Специалист подсказывает несколько раз, после чего повторяет просьбу, но уже без подсказки. Каждый раз, когда ребенок делает то, о чем его просят, он получает награду. Все неудачные попытки игнорируются.
Когда специалист видит, что его ученик освоил одно действие, он обучает его второму, затем третьему и т. д.
После этого упражнение усложняют: простые действия начинают чередовать. Когда ребенок начинает действовать правильно и без подсказок, обучение снова усложняют. Теперь занятия проводят в непривычных местах — например, на улице. Затем меняются люди, которые просят ребенка выполнить упражнение: в обучение включают родителей, сестер, братьев и пр.
Обучение считается пройденным, если в результате занятий ребенок начинает усваивать новую информацию за 1-2 повторения. Например, ему достаточно пару раз показать, как закрывать и открывать дверь ключом, чтобы он смог сделать это сам.
Холдинг – терапия. Холдинг терапия так же известна под названием терапия объятий и проходит совместно с родителями ребенка.
Преимущества холдинг-терапии состоят в том, что е ее помощью можно стабилизировать некоторые рефлекторные реакции ЦНС детей, страдающих аутизмом, положительно повлиять на развитие речевых навыков ребенка, расширить диапазон его эмоционального восприятия и корректировать изменения в поведении.
Как одна из поведенческих методик холдинг-терапия направлена на коррекцию поведения детей-аутистов и таких симптомов данного расстройства, как нарушение эмоциональных связей ребенка с родителями, избегание близких контактов, в том числе визуальных.
Существует три этапа в последовательности холдинг терапии
Противостояние. Мать должна крепко держать ребёнка на коленях лицом к себе стараясь смотреть в глаза. Ребёнок, как правило, на этом этапе сопротивляется — может кричать, рыдать, биться в истерике и кусаться. В момент противостояния нужно крепко держать руки малыша, чтобы он не нанёс себе вред. На этом этапе родителю нужно успокоить ребёнка, помочь выплеснуть ему негативные эмоции. Можно говорить о переживаниях, о своей любви, также важно говорить и о недовольстве связанным с плохим поведением, ребёнок должен научиться понимать разные эмоции.
2. Отказ. Ребёнок перестаёт бороться на некоторое время, но полностью не расслабляется. На этом этапе можно рассказывать сказки, потешки, стишки, петь песни, продолжать говорить, но не отпускать.
3. Разрешение. Оно достигается, когда ребёнок полностью расслаблен, на первый взгляд он, кажется обессилен. Этот этап считается самым лучшим для усвоения информации, так как ребёнок обретает спокойствие, он начинает смотреть в глаза, интересоваться лицом матери и с интересом слушать. Можно читать книжки, учить части тела, фигуры, животных, цвета и т. д.
Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие
является неотъемленной частью деятельности любого образовательного
учреждения, особенно актуально это по отношению к детям аутистам.
Ранний детский аутизм –это особая форма нарушения психического развития
с неравномерностью формирования различных психических функций, со
своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и
интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к
значительной социальной дезадаптации