Папки-передвижки

Инновационные формы взаимодействия логопеда с семьёй

Анна Матигина
Инновационные формы взаимодействия логопеда с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема содружества детского сада и семьи не нова, сегодня она носит творческий характер благодаря дифференцированному подходу. Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга.

Публикация «Инновационные формы взаимодействия логопеда с семьёй» размещена в разделах

К инновационным формам работы с семьями можно отнести следующие:

• информационно-аналитические (проведение социологических срезов, вопросников, «Логофакс»);

• досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках);

• познавательные (семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей);

• наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет, организация мини-библиотек).

Но вполне возможен вариант, когда форма традиционна, а содержание – новаторское.

Ниже представлены наиболее эффективные формы и приёмы организации работы с семьями воспитанников, их можно объединить в коллективный, индивидуальный и наглядный блок.

Коллективная работа

представлена в нескольких видах.

Групповые родительские собрания помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Важно, чтобы родители на собрании были активны, включались в ту или иную предложенную им работу. Тема собрания сообщается заранее, чтобы родители сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом.

Родительские собрания – хорошо зарекомендовавшая себя форма работы, может осуществляться разными путями: педагогическая мастерская, организационно-деятельностная, деловая или ролевая игра, конференция, консилиум, практикум, тренинг, опыт, «круглый стол», вечер-встреча, КВН, викторины «Поле чудес» и «Счастливый случай».

Консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными и по возможности привлекали родителей для решения проблем. Для осознания родителями всей предложенной на семинаре информации, их вниманию предлагаются различные памятки, в которых прописаны ключевые моменты семинара.

Многими логопедами практикуется такая форма работы, как видеотека. Многие занятия, а также некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом, принцип выполнения задания, названия некоторых звуков. Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. Но сейчас у родителей появилась возможность взять диск с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и посмотреть его дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда.

Один из вариантов оригинального фильма «Сам себе логопед» требует хороших личных отношений с конкретным родителем, задача которого – провести логопедическое занятие вместо логопеда по заранее обсуждённому конспекту. Коллективный просмотр такой видеозаписи позволяет родителям выявить типичные трудности детей, оценить масштаб и трудоёмкость коррекционной работы, осуществляемой логопедом.

Родители могут воспользоваться подбором практического материала в библиотеке игр и упражнений. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, включающей лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания и памяти. В библиотеке есть все пособия, используемые на групповых логозанятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала являются речевые праздники. Их речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с родителями.

Индивидуальная работа

позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Немалую роль в совместной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей. При помощи анкетирования можно узнать особенности семейного воспитания, трудности и ошибки родителей. Анкетирование позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учётом трудностей, возникающих при общении с детьми.

Особенности семейного воспитания можно выявить в индивидуальной беседе, важнейший признак которой – двусторонняя активность. В начале года логопед знакомит каждого родителя с результатами обследования детей. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.

В этой же форме можно провести индивидуальные консультации по темам, которые на практике сложны для родителей, далёких от логопедии (например, о звуковом анализе слов).

В практике работы логопеда часто случаются ситуации, когда у родителей возникают какие-либо вопросы, но у них нет возможности задать их специалисту лично. В этом случае можно использовать «Логофакс» - коробку с прорезью для складывания записок с вопросами.

Большинство логопедов практикуют домашние задания на печатной основе. Но используя программу Power Point в форме компьютерной игры, можно отработать произношение того или иного звука, совершенствовать фонематические процессы, связную речь. У каждого ребёнка имеется свой диск для компьютерных домашних заданий логопеда, в который вставляется памятка для родителей «Как заниматься с ребёнком за компьютером». Задания рассчитаны на 7-10 минут и только для детей 5,5-7 лет и выполняются в присутствии родителей.

Основной формой взаимодействия с родителями служит тетрадь для домашних рекомендаций, своего рода «телефон доверия». Взрослый может задать в ней любой вопрос, выяснить качество выполнения задания ребёнком. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только на звукопроизношение, но и на формирование словаря, на развитие внимания и памяти.

В помощь родителям каждую неделю на «Родительских пятиминутках» предлагаются разнообразные дидактические игры для выполнения домашних заданий с ребёнком.

Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная логопедом домашняя библиотечка авторских пособий (например, Коноваленко В. В, Нищевой Н. В. и др.). С применением альбомов, рассчитанных на коррекцию речевых недостатков у детей, логопеду нет необходимости переписывать их для родителей, они в доступной форме объяснены в пособиях.

Наглядная форма работы

очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно.

Речевой уголок отражает тему занятия, даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например, артикуляции.

Рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми заданиями на закрепление различных речевых навыков в домашних условиях («Игры на кухне», «Игры по дороге домой»).

Информационный лист обновляется еженедельно, поскольку лексическая тема меняется каждую неделю. Также можно в этой форме знакомить родителей с состоянием звукопроизношения и фонематического слуха, лексико-грамматических категорий, связной речи.

Индивидуальный экран звукопроизношения (помещается в индивидуальную тетрадь каждого ребёнка) показывает количество нарушенных звуков и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (обозначаются цветными символами, какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

Альтернативой «Экрана звукопроизношения» может быть бейдж, имеющийся у каждого воспитанника на одежде в период пребывания в детском саду. На нём фломастером пишется звук, отрабатываемый в настоящий момент, рядом с уже поставленным звуком ставится звёздочка, символизирующая успех ребёнка. Такой приём работы позволяет сделать процесс логопедической коррекции ещё более открытым, а также не даёт возможности педагогам и родителям забывать, за каким звуком в речи следует особо тщательно следить в настоящий момент.

Прайс-листы сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст (с указание адресов магазинов и цен) составляется педагогами группы.

Информация в письменной форме (консультации, буклеты) также необходима родителям. От письменных консультаций, размещаемых на информационных стендах, буклет отличается индивидуальным информированием. Например, консультация на тему «Если Ваш ребёнок не говорит» будет актуальна лишь для тех родителей, чьи дети не говорят. Как правило, буклеты выдаются после родительских собраний, открытых занятий.

Литература:

1. Вакуленко Л. С. Инновационные формы взаимодействия логопеда с семьями, воспитывающими детей с нарушениями речи // Логопед, 2012. - №6.

2. Кустова О. И. Сотрудничество логопеда и родителей на логопедическом пункте ДОУ // Логопед, 2011. - №8.

Публикации по теме:

Презентация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей» Сотрудничество учителя-логопеда и родителей как фактор развития единого речевого пространства ребенка. Семья - основа первичной социализации.

Роль родителей в развитии речи дошкольников Консультирует специалистРоль родителей в развитии речи дошкольниковСвоевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные формы взаимодействия логопеда с семьёй
Опубликовано: 11 ноября 2013 в 20:56
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные формы взаимодействия логопеда с семьёй» (включая файлы) размещена пользователем Анна Матигина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД