Папки-передвижки

Инновационные формы воздействия с родителями в ДОУ

Светлана Понаморёва
Инновационные формы воздействия с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

В последние года в педагогическом лексиконе всё чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт; «новаторство», возникшее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования».

Инновация – это изменение того, что уже существует.

Вопрос о взаимодействии образовательного учреждения и родителей – в ряду самых активных на сегодняшний день. Термин "взаимодействие" детского сада и семьи предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Родители выступают в позиции партнёров, а не учеников воспитателей.

Публикация «Инновационные формы воздействия с родителями в ДОУ» размещена в разделах

До недавнего времени существовало определённое отчуждение между детским садом и семьёй. Причина заключалась в создании "закрытой" модели дошкольного учреждения, когда родители утром отводили малыша в детский сад, а позже забирали и только время от времени участвовали в коллективных и индивидуальных формах работы, которые проводились по инициативе воспитателя и носили скорее принудительный, чем добровольный характер. Родители не видели и не знали, чем занимались их дети на протяжении дня, как с ними обращались и чему их учили.

В настоящее время идёт перестройка дошкольного воспитания, в центре которой стоит гуманизация педагогического процесса. Целью признаётся не воспитание члена общества, а свободное развитие личности ребёнка.

Главная задача воспитателя по работе с семьёй - разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к школе.

Нужно отказаться от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдавать приоритет таким формам работы, как "круглый стол", вечера вопросов и ответов, совместные со взрослыми праздники и развлечения, педсоветы, дискуссионные клубы, выставки совместных работ родителей и детей, тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальных решений.

Все инновационные формы работы подразделяются на индивидуальные, коллективные и наглядно - информационные.

Индивидуальные формы работы с родителями.

В самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводится диагностико - аналитическая работа со взрослыми. Наиболее распространённый метод диагностики - это анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребёнке.

Однако анкета не даёт возможности в полном объёме узнать индивидуальные особенности ребёнка, организацию его жизни в семье. Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи (трудные семьи). Основная цель визита - познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке. Посещение, с одной стороны приносит пользу родителям - они получают представления о том, как воспитатель общается с ребёнком, и, с другой стороны, позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живёт ребёнок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы даёт возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребёнком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании.

Беседа воспитателя с родителями - наиболее доступная форма установления связи педагога с семьёй, его систематического общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитание и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Одной из форм индивидуальной дифференцированной работой с родителями являются консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой - побуждают родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

Коллективные формы работы с родителями.

Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получат не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.

Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно считать мини-собрания. На такие встречи приглашаются семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. За чашкой чая происходит спокойное, доверительное общение. Изучается и передаётся опыт семейного общения.

Одной из форм педагогической культуры родителей является родительская конференция. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования. Происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности.

Дни открытых дверей - это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.

Целью создания клубов отцов, бабушек, дедушек - увеличение круга взаимодействия семьи и детского сада. На совместных встречах в клубе, за "круглым столом",во время дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию. Общение в клубе позволяет каждому из участников не только высказать своё мнение, но и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.

Родительские тренинги - помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребёнка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменить нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребёнком, постигает новые истины.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов - вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чём либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчуждённость между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества ив детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь дошкольных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через неё - к здоровому образу жизни.

Наглядно - информационные формы работы с родителями.

Прежде всего, это уголки для родителей с различной информацией :

• выставки детских работ

информационные листки

• памятки для родителей

• выставки книг

• папки - передвижки

• папки - ширмы

родительская газета, которая оформляется самими родителями.

Эффективность форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребёнка.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют :

• появлению у родителей интереса к содержанию занятий;

• возникновение дискуссий по их инициативе;

• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

• увеличения количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира;

• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

• повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждении дискуссионных вопросов.

Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. Как показал опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают

Индивидуальным беседам с воспитателем. Сегодня родителей в особенности волнуют проблемы неусидчивости, невнимательности, непослушания детей, а также повышенная нервозность.

Вместе с тем следует отметить, что многие формы работы не считаются родителями эффективными. Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Причины этого чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени для общения, нежелании заниматься своими детьми. Нужно чаще приглашать таких родителей в группу для посещения занятий, проводить с ними беседы, организовать клуб по интересам. Желательно, чтобы бабушки и дедушки также стали частыми гостями в группе. Ведь добротой и лаской они смогли бы заполнить нишу пустоты и одиночества, которая иногда окружает их внуков рядом с родителями.

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух не сообщающихся систем. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.

Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

Тренинг для родителей – как одна из современных эффективных форм взаимодействия с родителями.

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного взаимодействия присутствующих друг с другом. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Ход ТРЕНИНГА:

В соответствии с законом «Об образовании», «ФГОС дошкольного образования» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного всестороннего развития ребёнка».

В своей работе я использую многие формы работы с родителями. На мой взгляд, наиболее эффективными являются те формы и методы, которые на практике помогают родителям дать оценку различным способам взаимодействия с ребёнком, выбрать наиболее удачные, помогают исправить ошибки в воспитании детей, приобрести опыт общения с ними.

Одной из особенностей технологии организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, является использование мини-тренингов.

Хочу привести в качестве примера один из таких мини-тренингов, целью которого является:

- повышение эффективности взаимодействия родителей с детьми.

Этот мини- тренинг может стать частью родительского собрания.

(Воспитатель обращается к родителям)

- Любой тренинг начинается с приветствия. Не будем изменять традиции.

Начнём с приветствия «Поднимите флажок…».

Цель: создание оптимистического настроения и настроя на активное взаимодействие.

Это упражнение поможет нам познакомиться с вашими детьми и вами. Я буду задавать вопросы, а встанут только те, чей ответ соответствует действительности.

«Поднимите флажок те…» :

- У кого есть сын;

- Дочь;

- Сын и дочь;

- 2 дочери;

- 2 сына;

- многодетная мама;

- Чей ребёнок имеет голубые глаза;

- А теперь встаньте те, чьи дети кареглазые;

- Есть родители, у кого дети имеют серый цвет глаз;

- У кого дети любят бананы;

- Манную кашу;

- Чей ребёнок любит мыть посуду;

- Поднимите флажок те, кто в детстве хотел быть космонавтом, врачом;

- Может быть кто- то хотел быть поваром;

- Мечтал стать педагогом;

- Поднимите флажок те, кто верит в Деда Мороза.

- У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

- Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих коллег;

- Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин».

Вот мы и узнали немного о ваших детях и о Вас.

- А сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. Упражнение на знакомство «Прилагательное на первую букву имени».

Каждый участник называет своё имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я Оксана. Я ответственная».

- Очень часто получается так, что с работы родители, зачастую приходят с плохим настроением, раздражёнными, озлобленными. И заложниками этого плохого настроения становятся наши дети.

Тест «Скрытый стресс»

Всем участникам тренинга выдаются подготовленные бланки тестов.

- Вам предлагается 9 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют.

1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.

2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.

3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.

4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.

5. Если кто-то без причин повышает голос.

6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.

7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.

8. Когда при рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнёра.

9. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас.

Результат: Посчитайте отмеченные ситуации. Если Вы отметили 5 и более ситуаций, это означает, что повседневные неприятности больно бьют по вашим нервам. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или меньше обращайте на них внимание.

Предлагаю упражнение «Лопайся пузырь». Оно поможет освободиться от гнева, негативных эмоций.

Возьмите воздушный шарик. Надувая, наполните его всем тем плохим, что испортило Вам настроение.

Вы готовы отпустить свою злость, раздражительность, все плохие эмоции, готовы от них избавиться?

Кто готов, произнесите: «Я отпускаю свои негативные эмоции» и выпустите воздух из шарика.

- А теперь «Блиц- опрос».

Я задаю вопрос, вы, передавая игрушку, быстро отвечаете, давая 3 ответа каждый:

- Какой ваш ребёнок?

Дайте 3 качества своему ребёнку, начиная ответ со слов: «Мой ребёнок…»

- Мой ребёнок любит (тоже 3 ответа)

- Я мечтаю, что мой ребёнок станет…

- Что я ожидаю от своего ребёнка?

Вы рассказали о своих ожиданиях от ваших детей, но истина гласит:

- Ребёнок не обязан оправдывать ожидания своих родителей. Это часто ваши нереализованные желания. Ребёнка надо принять таким, какой он есть, дать ему возможность быть самим собой и идти своим путём.

Рефлексия

- А у меня к вам пожелание, всегда думайте о последствиях ваших слов и действий, вдруг они могут кого - то обидеть, причинить боль! И как приятно, когда ваши слова несут другим радость и хорошее настроение, давайте пожелаем друг другу всего самого хорошего. Возьмите на столе зеленые листочки и ручки, напишите пожелание соседу (пусть это будет что-то приятное, написав, сложите записки и передайте их соседу справа. Развернуть записки можно будет, когда вы будете свободны, наедине. Прочитаете, улыбнётесь и вспомните наш тренинг.

А чтобы Вам наша сегодняшняя встреча запомнилась, я хочу предложить Вам памятку, которая поможет Вам в воспитании ваших детей.

Тест «Скрытый стресс»

1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.

2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.

3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.

4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.

5. Если кто-то без причин повышает голос.

6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.

7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.

8. Когда при рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнёра.

9. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас.

Тест «Скрытый стресс»

1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.

2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.

3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.

4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.

5. Если кто-то без причин повышает голос.

6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.

7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.

8. Когда при рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнёра.

9. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас.

Тест «Скрытый стресс»

1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.

2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.

3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.

4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.

5. Если кто-то без причин повышает голос.

6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.

7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.

8. Когда при рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнёра.

9. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас.

Тест «Скрытый стресс»

1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.

2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.

3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.

4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.

5. Если кто-то без причин повышает голос.

6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.

7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.

8. Когда при рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнёра.

9. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас.

9 заповедей для родителей.

1. Если ребёнка постоянно критикуют, он учит ненавидеть.

2. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

4. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

5. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

6. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

7. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

8. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

9. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.

Некоторые советы при воспитании:

1. Не ждите, что ребёнок будет таким, как Вы хотите.

Помогите ему стать самим собой.

2. Не вымещайте на ребёнке свои обиды.

3. Не относитесь к его проблемам свысока.

4. Не унижайте никогда.

5. Умейте любить не только своего, но и чужого ребёнка.

6. Любите своего ребёнка неталантливым, неудачным, слабым.

Общайтесь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с вами.

Помните!

Ребёнок ждё т от Вас: нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, доброты, заботы, похвалы, улыбки, а не внушения спасительных правил, назойливой передачи опыта, контроля за выполнением правил, диктата, управления, отвержения, осуждения, наказания, принятия за него решений.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Наглядные формы работы с родителями»Фотоотчёт «Наглядные формы работы с родителями» Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребёнка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги дошкольных.

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДОФормы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО разработан.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Формы работы с родителями в детском саду В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих.

Новые формы общения с родителями Как выстроить гармоничные отношения с родителями? Мотивированные и вовлеченные родители помогут не просто достичь новых образовательных.

Новые формы работы с родителямиНовые формы работы с родителями Родительская гостиная «Посеять в детских душах доброту» Подготовительная группа Предварительная работа: - Совместно с детьми изготовить.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационные формы воздействия с родителями в ДОУ
Опубликовано: 18 января 2023 в 13:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные формы воздействия с родителями в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Понаморёва (УИ 465959) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД