Снежана Геннадьевна Богданова
Инновационные формы воздействия ДОУ с семьёй по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Почему?
Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества, в общем, для всех нас доме – на планете Земля.
Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здоровому Смыслу…
Публикация «Инновационные формы воздействия ДОУ с семьёй по экологическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2022
Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, мы получаем неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье.
«Природа — это блаженство, которым нельзя насладиться»
Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё.
Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы нашего детского сада. Только опираясь на семью и совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание экологически грамотного человека. Для решения данной задачи необходимо, чтобы родители были методически «подкованы», имели определённые знания в вопросах экологического воспитания дошкольников, т. к. семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека.
Работа с родителями представлена следующим образом:
экологическое просвещение – предоставление экологической информации, ее анализ; приоритетные темы: экологически грамотное поведение в природе и в быту, связь экологических проблем со здоровьем, экология жилища, правильное (сбалансированное) питание в семье, выращивание экологически безопасного урожая и т. п. ;
совместная деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, эколого-оздоровительных праздниках; выполнение домашних заданий, совместный уход за растениями; сбор коллекций природных и других материалов; выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями; помощь в создании развивающей среды; участие в природоохранных акциях, проведение педагогических мастерских; изготовление наглядных пособий, игрушек; сочинение экологических сказок и оформление книг; обследование собственного дома и дачи; проектно-исследовательская деятельность.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем все доступные формы взаимодействия. Наша работа основывается на педагогике сотрудничества и имеет два направления:
педагог - родитель;
педагог - ребенок - родитель.
Работу по экологическому воспитанию мы начинаем с анкетирования и тестирования родителей «Экологическое образование в семье», «Что мы знаем о природе и её охране?» и другие.
Данная форма необходима для того, чтобы выявить представления и ожидания родителей от образования, а также понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат) и в дальнейшем выстроить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.
В своей работе с родителями мы используем как традиционные так и нетрадиционные формы общения цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные :
К коллективным формам, которые мы используем относятся:
Родительские собрания: «Войди в природу другом», «Экологическое воспитание в семье и детском саду»
Круглые столы
К индивидуальной форме относятся :
Консультирование родителей на темы: «Детское экспериментирование в экологическом воспитании», «Как воспитывать любовь к природе, если дома нет растений и животных», «Экологические экскурсии, прогулки. Организация и проведение в семье» и т. д.
Беседы воспитателя с родителями – наиболее доступный и распространенный приём установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи.
Наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
К ним относятся:
стенды, ширмы, папки-передвижки на тему экологического воспитания дошкольников, буклеты, листовки, в которых, например, можно лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители.
Еще одна из форм работы, которую мы часто используем - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов.
Особой популярностью как у педагогов, так и у родителей нашего учреждения пользуются нетрадиционные формы работы с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр (КВН., «Что? Где? Когда?» «Поле чудес» и другие) и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, фольклорных праздников, в создании проектов, в организации и проведении целевых прогулок, экскурсий, субботников, экологической тропы «Удивительное рядом», в акциях «Берегите птиц зимой!», «Лес – наше богатство!».
Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.
В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно — образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.
Для этого мы в своей работе используем буктреллеры.
Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге, в нашем случае это книги на экологическую и познавательную тематику. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, это новый шаг навстречу передаче информации и представляет собой рекламное сообщение, построенное как загадка, которое содержит часть информации о продукте. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Буктрейлер может быть в трех основных вариантах: фильм, мультфильм, презентация или комбинация этих форм. Основой могут служить произведения классиков и современных авторов, литература для взрослых и детей, издания краеведческого характера. Все зависит от желания и полета фантазии. Вот несколько примеров использования буктрейлера https://youtu.be/GWXNmDtbUcQ, https://youtu.be/9L38MVTioZ0, https://youtu.be/UBxzAflO6To. Буктрейлер используем и для родителей, для преподнесения интересных книг для чтения детям как художественных, так и для познавательных произведений.
Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Проводятся совместно с родителями, с привлечением широкой общественности.
В ходе акций дошкольники совместно с родителями получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей к проблеме экологии. Ведь дети дошкольного возраста очень впечатлительны и восприимчивы, они копируют поведение взрослых, учатся у родителей отношению к окружающему, и то, что они видят воплощают в жизни. Поэтому природоохранные акции помогают родителям самим научиться правильно относиться к природе и показать правильный пример своим детям. Дети и взрослые совместно участвуют в различных природоохранных мероприятиях и получают незабываемый опыт.
А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
Наши дети и родители участвовали в таких акциях:
«Покорми птиц зимой»
Экологический субботник «Зелёная весна 2015»
«Весенняя неделя добра»
«Чистый берег»
«Декада сбора вторичных материальных ресурсов»
«Цвети земля»
Всю информацию полученную на данных акциях мы оформляем при помощи создания летбуков, тревелбуков и скетчбуков – это ещё одна нетрадиционная форма работы в нашем саду. Тревелбук и скетчбук – это своеобразный способ сохранить свои воспоминания о путешествии, о местах где вы были и что интересного узнали они могут включать в себя самую разную информацию интересные факты, зарисовки – все то что может быть интересно и памятно.
Положительной стороной нетрадиционных форм работы с родителями является то, что родители сами ищут выход из сложившейся ситуации, и решают проблемы. Данные формы взаимодействия вызывают у родителей желание сотрудничать, делают совместную работу увлекательной, содержательной, интересной, дают положительный результат: помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека, который любит природу и заботится о ней.
Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Уважаемые коллеги, я желаю Вам не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые пути сотрудничества с родителями! Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.