АНАСТАСИЯ ОРЛОВА
Инновационная технология стимулирования здоровья — Сорси
▼ Скачать +Заказ
Инновационная технология стимулирования здоровья — Сорси
Потребности современного общества, диктуют необходимость разностороннего развития личности. Основным требованием ФГОС ДО, является формирование личности - физически здоровой, творчески развитой, с активной познавательной позицией.
Сегодня на детей обрушивается огромный поток информации, с которой надо справляться, обрабатывать и анализировать. Все это наталкивает педагогов к поиску новых форм организации образовательной работы в ДОУ, среди которых наибольшее распространение получили технологии, основанные на укреплении здоровья дошкольников. И одной из таких технологий является СОРСИ - Сюжетно-Оздоровительная Развивающая Соревновательная Игра. Данная технология позволяет сделать обучение занимательным, в котором интегрируется развитие и совершенствование двигательных навыков детей, развитие наблюдательности, формирование умений сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Публикация «Инновационная технология стимулирования здоровья — Сорси» размещена в разделах
Немного предыстории. Откуда возникла эта технология? И кто является её авторами?
В 2001 году в Институте дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования была открыта экспериментальная площадка по теме «Организация развивающей оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста» под руководством заведующего лабораторией, кандидата педагогических наук Егорова Баатра Борисовича и ведущего научного сотрудника, доктора медицинских наук Лукоянова Юрия Ефремовича.
В эксперименте участвовали несколько детских садов г. Москвы, а также детские сады из других регионов России. Имея общую для всех детских садов тему, каждый детский сад находил свое особое направление для исследования.
В 2009 году экспериментальная площадка завершила свою работу и по её результатам вышла книга «Здоровый дошкольник. Физическое развитие в игровой деятельности».
В основу данной книги легли труды коллектива детского сада №733 г. Москвы. Эта книга написана в соавторстве с Давыдовой Ириной Ивановной и Маловой Галиной Петровной, именно они-то и являются авторами технологии СОРСИ.
Цель и задачи, преследуемые игрой представлены на слайде.
Коллектив детского сада разработал сюжетно-оздоровительную развивающую соревновательную игру, в которую включены различные формы решения задач речевого, математического, экологического, музыкального воспитания детей. Усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач осуществляется на фоне развития двигательных способностей и совершенствования познавательной преобразующей деятельности.
Как считают разработчики, СОРСИ является новой формой игры для дошкольников. Она позволяет решить более трудную задачу, чем на занятии. Дошкольники мобилизуют знания и силы, делают самостоятельный выбор решения, объединяются общей целью, совместными усилиями к её достижению, общими переживаниями.
СОРСИ сочетает в себе физическую активность и интеллект, является активной деятельностью, способствующей повышению жизненного тонуса, удовлетворяет интересы ребенка, его социальные потребности, делает жизнь ребёнка более содержательной, полной, создающую уверенность в своих силах.
Данная технология осуществляет интегрированный подход в освоении детьми интеллектуальных ценностей физической культуры, формирование у них стойких стимулов к выполнению упражнений, использование средств физического воспитания для развития познавательных процессов.
Для развития познавательной деятельности в СОРСИ используются проблемные образовательные ситуации, стимулирующие творческий потенциал ребенка, которые требуются по ФГОС ДО. Дети становятся путешественниками и как бы превращают в реальность образы, увиденные с экранов телевизора. Они погружаются в исследовательскую деятельность, ищут ответы на вопросы и выход из порой очень трудных ситуаций с помощью догадок, предположений, вопросов, игрового экспериментирования.
Безусловно, рядом с личностью ребенка должен оказаться педагог, который сам является личностью, ориентированной на творчество в своей профессиональной педагогической деятельности. Педагог, способный самостоятельно конструировать профессиональную деятельность, направленную на достижение максимального результата в траектории образовательного процесса отдельного воспитанника и группы в целом.
Какова же структура СОРСИ? Она включает в себя 3 структурных компонента:
1. Мотивация
2. Испытания
3. Итог
1. МОТИВАЦИЯ
Педагог предлагает детям отправиться в путешествие, создавая воображаемую ситуацию. Дошкольники погружаются в «собственную познавательную деятельность», что помогает вызвать у ребят положительные эмоции и развить мотивацию предстоящей деятельности, занять игровую позицию.
1 ЭТАП: СПОСОБСТВУЕМ ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание Обратная связь на высказывание детей
ПРИМЕР: Дети, натолкнулась сегодня в кладовке вот на этот предмет
(педагог показывает детям руль). Человеку, какой профессии он нужен?
Можно задать наводящие вопросы.
-Ребята, может быть, и вы хотите попробовать пройти обучение в автошколе, стать «Супер водителем»? Как вам идея?
2. ИСПЫТАНИЯ
В игру, включены 5-7 испытаний, которые состоят из двух этапов. В первом этапе – двигательном, ребята проявляют и совершенствуют свои физические качества, навыки и умения, ловкость, скорость, быстроту, меткость и т. д. Во втором этапе каждого испытания, детям предстоит выполнить задание на развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания.
Каждый этап в испытании проходит в течение 5-7 минут. За временем следит «мэтр» с помощью секундомера или песочных часов. По истечению времени, подается звуковой сигнал с помощью колокольчика, свистка, бубна или другого предмета.
Если кто-то из детей, испытывает затруднение при выполнении двигательного этапа, ему не разрешается повтор. В этом случае решением команды выбираются один или два игрока, которые выполнят то же задание.
При затруднении выполнения второго этапа испытания, участники команды могут оказывать помощь.
Во время проведения каждого этапа испытания звучит тревожная музыка (например, из телевизионной игры «Форт Боярд»). Это помогает создать обстановку неизвестности, неопределенности.
2 ЭТАП: СПОСОБСТВУЕМ ПЛАНИРОВАНИЮ ДЕТЬМИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕАЛИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЗАМЫСЛА
Содержание Обратная связь на высказывание детей
ПРИМЕР: Тогда мы отправляемся на автодром, где и будем проходить обучение. Нам предстоит пройти 5 испытаний. Далее педагог сообщает о правилах прохождения испытаний, обязательно нужно сообщить детям, что после прохождения каждого испытания их ждёт награда.
Содержание Обратная связь на высказывание детей
I задание
Пример:
Двигательный этап: игра-эстафета «Змейка».
-Первое упражнение, которое осваивает водитель, называется «Змейка». Научившись его выполнять, вы без страха будете выполнять повороты на дороге.
Игроки по очереди бегут змейкой между кеглями. Руль используется вместо эстафетной палочки. Около последней стойки лежит обруч, в котором находятся карточки. Каждый ребенок, добегая до обруча, берет одну карточку и возвращается к команде. Передает руль, карточку оставляет у себя. После объяснения задания воспитатель переворачивает часы, включает музыку.
Познавательный этап: игра «Четвертый лишний».
На карточке рассматривают картинки: автобус, легковой автомобиль, лодка, грузовик. Дети находят четвертый лишний предмет и объясняют, почему он лишний.
За выполнение задания команда получает дорожный знак «Осторожно дети».
Не забывайте, что каждое испытание включает в себя 2 этапа – двигательный и познавательный
II задание
III задание
IV задание и т. д.
3. ИТОГ
За правильно и вовремя выполненные задания каждого испытания дети получают «ключ». В зависимости от темы игры это может быть снежинка, дорожный знак, матрешка и т. п. В конце игры, когда дети пройдут все испытания, у команды должно быть не менее пяти «ключей». Это дает право обменять «ключи» на сюрприз.
Разработчики считают, что СОРСИ является новой формой игры для дошкольников и построена она в первую очередь на предварительной работе педагога и ребёнка. Подготовка, организация и проведение игры предполагает несколько структурных блоков.
1 блок – организационно–подготовительный.
Включает в себя проведение предварительной работы: выбирается тема игры, планируется создание проекта единого образовательного пространства, ведется отбор приемов и методов. Придумываются и планируются физические упражнения для двигательного этапа испытания, с учетом возраста детей. Планируется совместная деятельность познавательной и продуктивной области по выбранной теме.
2 блок – взаимодействие педагога и детей.
Предполагает формирование системы знаний, по выбранной теме, как в организованной образовательной деятельности, так и в свободном повседневном общении. Проводится разучивание и совершенствование физических упражнений. Осуществляется совместная деятельность взрослых и детей в рамках познавательной, продуктивной деятельности по теме.
3 блок – проведение игры.
Нацелен на продолжение процесса обучения дошкольников, творческому применению знаний, навыков и умений. Выполнение в ирге знакомых физических упражнений, наполненных новыми структурными частями, заданий познавательной, продуктивной деятельности.
В подведении итогов хочется отметить следующее:
1. СОРСИ – эффективное средство для развития как физических, так и психических качеств в дошкольном возрасте.
2. Создаваемая игрой радостная, увлекательная атмосфера деятельности способствует проявлению не только ловкости и силы, но и интеллекта. Дошкольники мобилизуют знания и силы, делают самостоятельный выбор решения, объединяются общей целью, совместными усилиями к её достижению, общими переживаниями и т. д.
3. СОРСИ является одной из современных педагогических технологий, направленной на решение задач физического воспитания, всестороннего развития и укрепления здоровья детей.
СЛАЙД 20 Своё выступление мы хотели бы закончить словами Жан-Жака Руссо «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым : пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»