Ирина Шалыгина
Инновации в развитии одаренности
И. В. Шалыгина, учитель английского языка
Аннотация: Проблема одарённости привлекает внимание и необычайный интерес многих учёных и практиков всего мира. Это связано с потребностью общества в современных, успешных, умеющих отвечать сегодняшним вызовам времени молодых людях.
Ключевые слова: интеллект, одаренность, интерактивность.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Публикация «Инновации в развитии одаренности» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.
В нашей школе на уроках английского языка формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Проходят групповые формы работы, различные творческие задания, обучающиеся вовлекаются в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: компьютерные энциклопедии, словари, интерактивные курсы, всевозможные программы позволяют повысить мотивацию учащихся.
Широкое использование Интернет - ресурсов для развития коммуникативной компетенции дает возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации.
Мультимедийные средства позволяют мне корректировать учебные планы, исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Мультимедийные средства я использую:
- выборочно при организации уроков;
- для самостоятельной работы учащихся;
- при выполнении творческих работ учащимися, групповых и индивидуальных проектов;
- в организации коррекционной работы и дополнительных занятий;
- для проведения различных видов опросов и контроля знаний школьников;
- во внеурочной деятельности учащихся.
Колоссальные возможности сети Интернет я с большой пользой внедряю в свою урочную и внеурочную деятельность. Регулярно использую на уроках и дополнительных занятиях сайт Puzzle English. Особенность Puzzle English в том, что акцент в изучении языка делается именно на восприятие чужой речи. Грамматика, аудирование, лексика подается пользователям в виде интерактивных пазлов. Для обучения подготовлены тысячи фраз, которые произносят лучшие дикторы из Великобритании и Америки.
Самый обширный раздел сайта - это Аудиопазлы. Здесь мои ученики воспринимают английскую речь на слух.
Видеопазлы. Работа с видеопазлами чуть сложнее. Здесь мы собираем уже не начитанные диктором фразы, а живую английскую речь с разным произношением и акцентами. Видеопазлы - это самые разные ролики: отрывки из фильмов и сериалов, трейлеры, мультфильмы, музыкальные клипы, интервью, познавательные видео, уроки и многое другое. Работая с ними, мы не просто тренируем навыки аудирования и перевода, но и слушаем любимые песни, дети узнают много новой интересной информации.
Подкасты. Подкасты - это большой сборник живых разговоров, начитанных носителями английского языка. Они отсортированы по акцентам, сложности и категориям. Особенно полезны синхроподкасты. Они состоят из английского текста, перевода и аудиодорожки. При воспроизведении аудио, английский текст подсвечивается синхронно звуку, что помогает ребятам распознавать отдельные слова и фразы в речевом потоке.
И самое основное, то, чем мы занимаемся в каждом модуле учебника, это Грамматика: уроки
На сайте Puzzle English уроки по грамматике охватывают все аспекты английского языка. Они рассортированы по темам, сложности.
Каждый урок представляет собой небольшое обучающее видео, после которого мы сразу же закрепляем полученные знания, выполняя упражнения.
Упражнения строятся по принципу: ученику необходимо перевести русскую фразу на английский язык, а затем составить её из пазлов. После этого можно прослушать правильный ответ в озвучке диктора.
Грамматика: тренажёр. Здесь мы тренируем умение выбрать правильное слово, подобрать предлог или артикль и правильно их расставить в предложении.
Транслейты. Раздел транслейтов содержит упражнения, направленные на серьёзную тренировку навыка перевода и грамматики. Этим пользуюсь на уроках в 8-11 классах.
Ученикам помладше, 3-7 классы, больше нравится, когда мы используем
игры.
В игре Данетка мы тренируем знание лексики, необходимо быстро ответить, правильный ли перевод слова.
В игре Дуэль умов ученики тренируются между собой в общих знаниях, я также практикую перевод: детям необходимо не только правильно перевести вопрос и понять его, но и дать правильный ответ.
В игре Переводилка дня мы группой представляем свой вариант перевода фразы дня, затем сравниваем его с вариантами других пользователей и голосуем за верный перевод.
Возможности использования компьютера в преподавании широки:
- использование компьютера при подготовке и проведении уроков;
- использование электронных учебников;
- использование ресурсов сети Интернет.
Одним из направлений деятельности школы по работе с одаренными детьми является внедрение ИКТ в учебную практику. На данном этапе развития информационный потенциал нашей школы позволяет использовать информационные технологии разными способами:
1. Проведение медиа-уроков. Урок, отвечающий современным требованиям, не может обойтись без использования ИКТ, что приводит к новым формам работы учителей-предметников.
2. Привлечение учащихся в цифровую образовательную среду: детям регулярно выдаются внеурочные задания он-лайн на портале Skyes school.
3. Участие в интернет – олимпиадах и конкурсах по английскому языку. Результаты помогают объективно оценивать знания учеников и готовить их к экзаменам. По итогам интернет-олимпиад ученики получают доступ к полезным материалам.
С конца прошлого года мы в нашей школе начали работу с платформой Skyes School. Теперь у учеников есть доступ в эту систему через логин, пароль и специальный код для родителей. Ученики получают дополнительное домашнее задание через эту платформу. Основная часть Skyes School бесплатна. Это личный кабинет, мультимедийные задания, статистика прогресса и другие возможности. На этой платформе мы заниматемся как отдельно, так и в группах. Каждому ученику можно добавить персональные задания в зависимости от его уровня.
Путешествуя по сети, учащийся непременно встретится с таким количеством печатной информации, которую он никогда бы не собрал во время посещения страны. На самом деле, она стирает географические границы, когда-то служившие препятствием приобретения информации. В “Виртуальной реальности” возможно остановиться у небольшого кафе на проторенной дорожке, оказаться на вокзале и выяснить расписание поездов на выходные, зайти в супермаркет как коренной житель этого города, а затем принести собранную коллекцию в класс и использовать на уроке, никогда при этом не покидав дом или школу.
Список использованных источников
Гильбух Ю. З. – Внимание: одаренные дети. – М., 1991, 78 с.
Андреев В. И. «Способности к саморазвитию как показатель творческой одаренности личности», Новосибирск,1993
Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская// Одар. ребенок. - 2011.
Мельхорн П. – Гениями не рождаются. – Киев, Вища школа, 1985, с. 10–15.
Митин А. Управленческие взаимоотношения с талантливыми детьми. – Управление персоналом. – 2000, с. 15–19.