Татьяна Подобед
Инновации дизайна в детском саду (защита проекта)
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении, как принципы пускового механизма для детского творчества и развития через дизайн помещений.
Публикация «Инновации дизайна в детском саду (защита проекта)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
(Материал подготовила Подобед Т. А.
воспитатель средней группы №1 МДОБУ №1 п. Чунский)
В настоящее время с введением нового федерального государственного образовательного стандарта и выработкой соответствующих ему программ для детском саду, актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его жизненного пути, с самого детства, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное, рациональное и творческое начало. Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.
На современном этапе развития педагогической науки задача активизации творческих способностей детей приводит исследователей к необходимости поиска новых способов художественного выражения, в основе которых лежит культурно-созидательная деятельность, в частности дизайн* помещений.
*Дизайн – это творческая деятельность по проектированию предметного мира.
Грамотный дизайн развивает эстетическое мировоззрение, художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к самостоятельному творчеству, позволяет самостоятельно решать творческие задачи, развивает способность к анализу и обобщению. Применяя опыт дизайна, украшая мир вокруг себя, у детей развивается пространственное воображение, образное мышление, эстетический вкус. В данном случае дизайн рассматривается как проектная художественно-техническая деятельность по формированию гармоничной предметной среды, создание функционального комфорта для оптимального состояния ребенка в процессе активной деятельности в течении всего времени пребывания ребенка в детском саду.
Инновационный подход заключается в том, что индивидуализация среды- это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» используемые в настоящее время образовательные технологии:
1. Исследовательскую (проблемно-поисковую); модель «образование через открытие».
2. Коммуникативную (дискуссионную) : наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставления, поиск лучшего варианта решения.
3. Технология имитационного моделирования (игровая)
4. Психологическую: самоопределение педагога по выполнению той или иной образовательной деятельности.
5. Деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую деятельность
6. Рефлективную: осознание ребенком деятельности того, каким способом был получен результат.
7. Динамичную. Среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся, т. е. динамичная и активная.
Пространственная среда организована по принципу эмоциогенности, а именно индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса, через создание оптимальных условий для игр, быта, наблюдений, обучения, развития и развлечения не только группы в целом, но и каждого ребенка индивидуально.
Создано так называемо личностное пространство, которое предоставляет детям возможность заниматься тем, чем нравится. Сочетание привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждая ребенка к активной самостоятельной творческой деятельности, дает ребенку возможность коллективного участия в создании среды, создает условия для развития образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности. Не остается в стороне и принцип сотрудничества с семьей через создание специальных форм работы с семьей, мотивации, вызывающих у родителей стремление к сотрудничеству с детским садом и внесению своего вклада.
Каждому коллективу детского сада приходится искать ответ на вопрос: как создать комфортную обстановку, стимулирующих дошкольников на развитие! Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, у ребенка может появиться как апатия, так и агрессия и исчезнет стремление усваивать новое. Те же ощущения возникают и у родителей, когда окружающая их среда унылая, серая и непривлекательная.
Все это подтолкнуло меня к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к конструированию пространственной среды в группе, посредством реализации долгосрочного (1 год) дизайнерского арт-проекта, который бы помог создать комфортные условия для воспитания и развития детей.
Проект по инновационному подходу к организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении,как принципу пускового механизма для детского творчества и развития, через арт-дизайн. (проект и более подробные фотографии с комментариями представлены ниже через презентац
ию)[/u]