Наталья Прончатова
Инклюзивное образование: особенности и проблемы реализации в ДОУ
▼ Скачать
С каждым годом все чаще и чаще мы слышим про термин инклюзивное образование. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» №273 говорится, что инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся, с особенными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. Основной целью и задачами инклюзивного образования в ДОУ является обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития и организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности; создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ; формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения. Поддерживать инклюзивное образование – значит способствовать развитию индивидуальных психофизиологических способностей у детей, их талантов, способствовать их благоприятной социализации. Таким образом, инклюзивное образование, в противовес обучению в специализированном учреждении эффективнее готовит ребёнка к будущей самостоятельной жизни в обществе.
Публикация «Инклюзивное образование: особенности и проблемы реализации в ДОУ» размещена в разделах
Тот факт, что инклюзивное образование необходимо внедрять в Российские образовательные учреждения не вызывает сомнения. По последним данным Росстата за последние годы значительно выросло и продолжает расти количество детей с тем или иным видом инвалидности в России, что в свою очередь означает, что тысячи семей в стране нуждаются в специализированной поддержке. Но даже несмотря на эти неоспоримые факты, нельзя внедрять инклюзию насильно – необходимо рассказать обществу о ней и попытаться побороть опасения и предубеждения, рассказав о ее достоинствах. Инклюзия должна быть удобна и комфортна для всех участников образовательного процесса.
Значительная часть нашего общества, к большому сожалению, пока не готово к появлению детей с ОВЗ в образовательных учреждениях. Многие из них негативно даже относятся к появлению таких детей.
Во-первых, противниками выступают родители здоровых детей. Родители здоровых детей, консервативно настроенные, часто выступают против того, чтобы вместе с их здоровым ребенком обучались дети с ОВЗ. У многих родителей возникает вопрос, как обезопасить обычных детей, которые вынуждены обучаться с детьми, имеющими отклонения в развитии. У окружающих не всегда получается победить в себе чувство брезгливости, граничащее с отвращением, при виде особенных детей. Они стремятся оградить свое чадо от общения с такими детьми. У них возникает вопрос: почему обычные дети с ранних лет должны окунуться в эту, по сути, чужую беду. Получается, что, заботясь о комфорте детей с отклонениями в развитии, образовательные организации и государство, лишают обычных детей этого комфорта.
Во-вторых, большинство педагогов тоже выступают в роли противников. Это объясняется тем, что для того, чтобы практиковать инклюзивное образование, нужно разрабатывать специальные адаптированные образовательные программы, необходимы дополнительные знания, должна быть психологическая подготовка, необходимо тратить силы и время на работу с детьми с ОВЗ, к чему педагоги не всегда готовы. Педагоги, привыкшие к традиционным методам обучения, не готовы менять свои принципы.
И, в-третьих, сами дети с ОВЗ. Сам ребенок тоже понимает, что он не такой как все, и от этого он чувствует дискомфорт. При этом нормальные дети, не понимая жестокости, могут нанести психологическую травму ребенку с ОВЗ на всю жизнь.
Несомненно, в инклюзивном обучении больше плюсов, чем минусов. Имеющиеся недостатки данной системы образования являются скорее временными проблемами, чем минусами. Однако эти проблемы возникают. Рассмотрим более подробно какие проблемы возникают на пути к переходу к инклюзивным методам обучения.
1. Материально-техническое обеспечение.
Инклюзивное образование не может быть эффективным без оснащения соответствующей материально-технической базой образовательного учреждения, в том числе специальным оборудованием под нужды детей с ОВЗ. (специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, отсутствие пандусов, лифтов и т. д.).
Большинство образовательных учреждений не имеют средств, чтобы приобрести нужные материалы, как учебные, так и бытовые, поэтому финансовый вопрос стоит чрезвычайно остро. На государственном уровне отсутствуют правовые и экономические нормы, которые необходимы для внедрения инклюзивного образования, или руководство не знают их.
2. Кадровое обеспечение.
Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования можно определить через 2 основных показателя: профессиональную готовность и психологическую готовность.
Профессиональная готовность включает в себя: готовность педагогов использовать вариативные формы и методы работы; готовность к повышению профессиональных знаний и умений; информационную готовность; владение педагогическими технологиями; знание основ психологии и коррекционной педагоги; знание индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.
Психологическая готовность – это, прежде всего: удовлетворенность собственной педагогической деятельностью; эмоциональное принятие детей; готовность включать детей с ОВЗ в деятельность и взаимодействие.
Проанализировав и изучив специальную литературу, мною, были выделены следующие компетенции педагогов инклюзивных учреждений.
Гностическая компетенция предполагает, что воспитатель знает: основы общей педагогики, основы специальной педагогики и психологии, основы возрастной и педагогической психологии, методики и технологии обучения и воспитания детей; нормативно-правовые документы, регулирующие инклюзивную практику, психологические теории развития детей.
Деятельностная компетенция предполагает, что воспитатель определяет педагогические средства, с помощью которых будут достигнуты цели и задачи (методы, приемы, технологии); определяет предметно-развивающую среду, на базе которой будет происходить решение образовательных задач; организует образовательную деятельность; осуществляет анализ организованной им образовательной деятельности; определяет особенности детей с ОВЗ и разрабатывает в составе психолого-медико-педагогического консилиума адаптированную образовательную программу.
В рамках коммуникативной компетенции находятся: умение организовывать межличностные контакты, общение и совместную деятельность детей и взрослых, а также помочь детям в новой ситуации, в разрешении конфликтов, выстраивание партнерских отношений с родителями, чтобы обеспечить оптимальную поддержку; способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности: принятие, терпение, привыкание.
При этом педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен уметь контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать грамотные решения, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, а также быть тактичным и деликатным.
Таким образом, готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств.
Не каждый педагог, воспитатель, просто человек готов к работе с детьми ОВЗ. Но, не смотря на все условия и трудности, самое главное – заинтересованность педагога в работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание особенного ребёнка в дошкольном учреждении интересным и полезным для него.
3. Методическое обеспечение: учебные планы и содержание обучения в ДОУ не соответствуют особым образовательным потребностям ребёнка с ОВЗ; необходимость индивидуальных планов для «включения» детей; отсутствие опыта работы в инклюзивном пространстве и в дошкольных учреждениях дефицит узкопрофильной методической литературы, по этой проблеме.
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что инклюзивное образование обеспечивает максимальную и комфортную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими и индивидуальными возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности такие общечеловеческие ценности, как осознание себя частью общества, взаимное уважение, толерантность, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус; обеспечивается информационно – методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, которые направлены на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.