Екатерина Козлова
Инклюзивная культура — основа толерантного общества
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В статье изложены определения понятия «инклюзивная культура», описана важность формирования и развития инклюзивной культуры у детей, сделан вывод о том, что инклюзивная культура является основой толерантного общества.
Публикация «Инклюзивная культура — основа толерантного общества» размещена в разделах
Ключевые слова: толерантность, инклюзивная культура, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, инклюзия.
В настоящее время одной из наиболее важных проблем в системе образования является внедрение инклюзивной практики в общеобразовательные учреждения, предполагающей включение детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив здоровых сверстников.
Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, индивидуальности, а также механизмов социальных и культурных процессов, определяющих его статус и влияющих на обеспечение его прав. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений.
Важнейшее значение имеет принятие в 1994 году Саламанской декларации (произошло введение понятия «инклюзивное образование лиц с ОВЗ») и в 2001 году Принятие Декларации ЮНЕСКО о культурном образовании. Эти документы выражают не просто признание неоднородности общества и его культуры, но и изменение отношения в обществе к этому разнообразию — осознание его ценности, осознание ценности различий между людьми [3].
Основой инклюзии является готовность общества и государства пересмотреть отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, где главной целью является реализация их прав на предоставление равных с другими людьми возможностей в разных областях жизни, включая образование.
В настоящее время одним из особо значимых направлений исследования инклюзивного образования является исследование инклюзивной культуры образовательной организации
В статье Н. В. Старовойт «Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию» рассматривается пять определений понятия «инклюзивная культура». Она отмечает, что «инклюзивная культура» это: особая философия; часть общей школьной культуры; уникальный микроклимат доверия; особая инклюзивная атмосфера; фундаментальная основа для создания культуры инклюзивного общества [6]. Но главным аспектом в понимании этого термина является то, что участниками инклюзивного образования являются не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и дети, не имеющие каких-либо отклонений в развитии.
Для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или здоровье.
Некоторые родители нормально развивающихся детей считают, что присутствие в образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья, которым требуется особое внимание, может задерживать развитие их ребенка, однако опыт показывает, что успехи детей, без отклонений в развитии, не становятся хуже, а даже улучшаются в интеграционных условиях. [5]
Нормально развивающиеся дети, с ранних лет общаясь с детьми, которые не похожи на них, осознают, что мир представляет собой единое сообщество людей, включающее тех, кто нуждается в помощи с их стороны. Включенное образование формирует принятие уникальности и значимости каждого человека. Ребенок, с детства умеющий принимать особенности другого человека, вырастет толерантным взрослым.
Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости - основные компоненты понятия толерантности. С. К. Бондырева обращает внимание на то, что в идее толерантности лежит отсутствие оснований для негативной реакции, либо сдерживание индивидом собственных отрицательных побуждений [2]. По мнению О. Е. Смирновой, именно отношение к другим людям определяет ценность личности, оно является главным содержанием ее внутренней жизни, рождает наиболее сильные и значимые переживания. Первый опыт таких отношений, приобретаемый в дошкольном возрасте, становится тем фундаментом, на котором строится личность ребенка, определяя во многом его дальнейшую судьбу [6].
Таким образом, поддержание и развитие инклюзивной культуры с раннего детства должно привести к тому, что у общества сформируеся совокупность неосознаваемых положений, стандартных процедур и способов поведения, толерантности по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, которые были усвоены в такой степени, что люди не рассуждают о них. Это система представлений, правил, установок, ценностей и моделей поведения, общих для группы и являющихся условием устойчивости группы, что является одной из целей инклюзии.
Список литературы:
1. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики [Текст] / С. В. Алехина. // Психологическая наука и образование. – 2014. – 1. – С. 5-16.
2. Бондырева, С. К. Толерантность [Текст]/ С. К. Бондырева, В. Д. Колесов. – Москва: Издательство Московского Психолого-социального института, 2003. – 240 c.
3. Крысько, В. Г. Психология и педагогика : Вопросы - ответы: Структурные схемы: Учебное пособие [Текст] / В. Г. Крысько. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 366 с.
4. Международная научно-практическая конференция по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) [Текст] / Б. М. Кулевая, Э. И. Леонгард, Е. А. Стребелева, Н. Д. Шматко // Актуальные проблемы интегри-рованного обучения: материалы Междунар. науч. -практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностя-ми) 29-31 января 2001 года. – М. : Права человека, 2001. – С. 14-23.
5. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. – Москва: Издательский центр Академия, 2000. – 160 c.
6. Старовойт, Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию [Электронный ресурс] : / Н. В. Старовойт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 31–35 // [сайт]. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/56117.htm ( дата обращения: 20.05.2018).