Дарья Рыбинская
Инклюзия — это процесс включения в жизнь всех без исключения
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзия — это процесс включения в жизнь всех без исключения
С каждым годом огромное значение в оценке уровней здоровья населения мира приобретает детская инвалидность. На сегодняшний момент явно видна тенденция увеличения детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо обеспечить условия для успешной инклюзии таких детей в среду здоровых сверстников начиная уже с дошкольных учреждений. Инклюзия необходима для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной.
Публикация «Инклюзия — это процесс включения в жизнь всех без исключения» размещена в разделах
Инклюзия- это процесс включения в жизнь всех без исключения не только в образование, но и в жизнь; учет сильных и слабых сторон каждого.
Создание условий инклюзии очень сложная задача, которая требует полной отдачи от всех участников процесса. Образование таких детей предусматривает обеспечение для них специальной коррекционно-развивающей среды, образование проходит в пределах специальных образовательных стандартов, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию, лечение и оздоровление, а так же воспитание и обучение.
Чтобы решить проблему внедрения инклюзивного образования нельзя принуждать детей с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться под имеющиеся условия, а наоборот, должны изменить систему образования, создать новые формы организации детей с ОВЗ. В связи с этим внедрение инклюзивного образования в сферу современной образовательной системы актуально в настоящее время. «Инклюзия» в переводе с английского языка обозначает «включенность». «Включенность»- это возможность полного вовлечения детей с ОВЗ в жизнь общеобразовательного дошкольного учреждения.
На сегодня такие страны как Кипр, Дания, Бельгия, ЮАР, Швеции имеют богатый опыт по организации социального взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ, а так же предоставление им реальных возможностей для получения качественного образования с учетом их индивидуальных особенностей. В этих странах инклюзивное образование существует 30-40 лет. Материальные сложности обеспечения «особенного» ребенка в специализированных интернатах подтолкнули британское общество отказаться от термина «необучаемый ребенок» в 80-х годах и создать систему, которая базируется на трех типах учреждений, один из которых- инклюзивный детский сад. Инклюзивный детский сад отличается от обычного тем, что в нем:
-детям со специальными потребностями создаются индивидуальные условия для их воспитания и обучения;
-для работы с «особенными» детьми воспитатели проходят специальную подготовку;
-детям с тяжелыми и множественными нарушениями выделяются помощники- воспитатели;
-работа педагогов координируется и направляется «координаторами по работе с детьми с особыми образовательными потребностями» [1];
В России реализация модели инклюзивного образования поддерживается современной государственной образовательной политики РФ, закреплена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (ред. От 08.08.2009)» и обусловлена рядом объективных факторов. К этим факторам относятся:
-увеличение количества детей с ОВЗ;
-соблюдение прав детей на образование;
-право родителей выбора модели образования индивидуально для своего ребенка.
Актуальность решения задач, необходимых для инклюзивного образования в ДОУ отображена так же в Приказе Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 №2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
Внедрение инклюзивного образования в ДОУ на практике выявляет ряд проблем:
-отсутствие нормативно-правовой базы, которая могла бы определять такие критерии «численность детей с особенностями в одной группе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка». [2]
-отсутствие методической литературы в ДОУ, необходимой при организации НОД детей с ОВЗ, которая позволит педагогам воплощать различные методы и средства работы, в том числе и по специальной педагогике;
-необходимы изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования;
-отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребенка с ОВЗ в обычной группе детского сада;
-нехватка специалистов (дефектологов, сурдологов и т. д., а ведь организовать коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов;
-отношение родителей здоровых детей и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования является немаловажной проблемой;
Опыт показывает, дети легко налаживают контакт между собой и быстро начинают общаться, играть, сотрудничать друг с другом. Взрослых намного сложнее научить адекватно относится к интегрированному ребенку.
Опрос педагогов дошкольных учреждений показал пессимистичный настрой на совместное обучение здоровых детей совместно с детьми с ОВЗ. Около 50 % считают, что ухудшится дисциплина, снизится качество обучения, меньше времени будет уделяться здоровым детям.
Л. М. Кобрина (д. п. н., профессор факультета дефектологии Ленинградского университета им. А. С. Пушкина) объясняет нежелание педагогов работать с детьми, имеющими ОВЗ следующими причинами:
-воспитателей при обучении в вузе ориентируют на работу со здоровыми детьми и не дают специальных дефектологических знаний.
-педагог не в состоянии оценить тяжесть дефекта, не может наладить правильную коррекционную работу.
-педагог не видит результата своей работы и отказывается работать с детьми.
Н. Н. Малофеев говорит о необходимости повышения квалификации всех членов коллектива от администратора до нянечки. Каждый сотрудник ДОУ должен хорошо себе представлять возможности и особенности «включенных» детей. Это сможет защитить ребенка от избыточных нагрузок и от необоснованных опасений в его несостоятельности.
Российская концепция интегрированного обучения строится на 3х основных принципах интеграции:
-обязательная коррекционная помощь каждому ребенку;
-обоснованный отбор детей для интегрированного обучения;
-ранняя коррекция;
Первый принцип- это обоснованный отбор детей для интегрированного образования. Стоит признать важность и значимость данной интеграции, как инновационного процесса обучения и воспитания, при этом важно отметить те негативные тенденции, связанные с невозможностью интеграции всех детей в широкое социокультурное пространство.
Второй принцип- обеспечение медико-психолого-педагогическим сопровождением каждого ребенка с ОВЗ. Может быть, удастся достигнуть высокого уровня психофизического и речевого развития, которое позволит ребенку обучаться в массовом ДОУ. Но у него все равно останутся особые потребности, связанные с тем или иным отклонением в развитии, которые должны быть удовлетворены. Поэтому необходим индивидуальный подбор форм для совместного воспитания и обучения каждого ребенка с ОВЗ с учетом уровня его психофизического и речевого развития.
Третий принцип - требует создания законодательного оформления ранней помощи, функционирующей в рамках командного подхода к работе специалистов. Эта система обязательна, должна включать специалистов медицинского, психолого-педагогического, социального и дефектологического профиля. От 15-20% до 100% интеллектуально сохранных детей, имеющих различные отклонения в развитии, благодаря ранней коррекционной помощи, способны впоследствии успешно обучаться в массовой школе.
Говоря о «психологической готовности к интеграции» самого воспитанника, имеется в виду и мотивационная, личностная, специальная готовность. Наличие таких серьезных психологических новообразований позволяет предположить, что из системы интегрированного образования будут вновь исключены некоторые категории детей: с тяжелыми двигательными нарушениями, особенностями поведения и эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями развития и другие.
Снять эти процессы позволяют процессы инклюзии, начинающие появляться в России. И образовательные учреждения, избравшие путь интегрированного обучения, должны претерпеть определенные преобразования:
1. Изменение в сознании общества (педагоги должны понимать и осознавать необходимость и возможность инклюзивного образования).
2. Уменьшение количества детей в группах.
3. Создание в каждом учреждении команды специалистов, которая поможет педагогам общего образования вести грамотную коррекционную работу с детьми с особенностями в развитии.
4. Улучшение и обогащение оснащенности групп оборудованием и различными пособиями.
5. Реализация индивидуальных планов обучения, которые позволяют детям осваивать общую программу, но в индивидуальном темпе.
Современная общеобразовательная программа должна включать условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.