ирина польшина
Информационный этап реализации проекта по ознакомлению с Лебедянским краем
I ЭТАП
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
Информационный этап, включает в себя:
1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированность знаний и представлений об истории и культуре родного города,
3) повышение компетентности педагогов по заявленной проблеме воспитанников и анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений о родном городе.
Публикация «Информационный этап реализации проекта по ознакомлению с Лебедянским краем» размещена в разделах
- Лебедь. Все о лебедях
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Для изучения уровня родительской компетентности по данному вопросу, была составлена анкета (см. приложение, вопросы которой раскрывали не только уровень знаний о родном городе, но и отношение к патриотическому воспитанию детей.
Для воспитателей подготовить сообщения, консультации, семинары-практикумы для повышения уровня компетентности сотрудников детского сада.
С целью выявления уровня знаний и представлений детей была разработана методика диагностирования и диагностическая карта для фиксации полученных результатов (см. приложение).
Основная задача информационного этапа — отработать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа родного края; труд людей, традиции, общественные события. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес; особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.
Отбор соответствующего материала из литературы по данной теме, позволил сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Условно содержание знаний о родном крае разделено на четыре основных блока: «Моя семья», «Мой любимый город», «Знаменитые люди города», «Мир природы». Блочное подача материала будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.
Покажем это на конкретных примерах.
Лебедянский район богат своей природой: садами. Поэтому здесь нашли своё яркое выражение различные стороны жизнедеятельности людей: ОАО Лебедянский, который выпускает фруктовые соки.
Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления (в том числе и исторического, установить взаимосвязь прошлого, настоящего, будущего. В соответствии этим был определён один из основных принципов отбора знаний для дошкольников исторического характера. Степень глубины таких знаний обусловлена соответствующей наглядной представленностью: наличие памятников, зданий и других достопримечательностей определяет необходимостью исторического экскурса в прошлое.
Таким образом, в основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:
1)Энциклопедичности.
2)Краеведческий (региональный).
3) Интеграции — установление соотношения между информацией естественно—научного характера и сведениями о человеческой деятельности (Н. Ф. Виноградова).
4) Культурологический — приобщение детей к истокам культуры.
5) Тематический — деление материала на основные темы (блоки).
6) Наглядности.
7) Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
8) Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его
психологических особенностей, возможностей и интересов.
9) Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Для осуществления данного проекта использовались современные методы к ознакомлению детей с окружающей действительностью:
- методы ознакомления детей с социальной действительностью С. А. Козлова;
- методы, повышающие познавательную активность;
- методы, направленные на повышение эмоциональной активности;
- методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности;
- методы обучения и развития творчества (Н. Н. Подьяков);
- методы ТРИЗ (см. схему № 1)
Не менее важным условием данного проекта является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин <. > Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», -эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Анализ литературы по данной теме, позволил сделать вывод о том, что любовь к родному краю будет воспитываться лишь при целенаправленном руководстве педагога, систематическом обучении на занятиях и при тесном взаимодействии с родителями.
Схема 1
Методы ознакомления детей с окружающей деятельностью
Методы повышения познавательной активности (С. А. Козлова) Методы повышения эмоциональной активности (С. А. Козлова) Методы и приёмы установления связей между различными видами деятель-
ности (С. А. Козлова) Методы обучения и развития творчества
(Н. Н. Поддьяков) Методы ТРИЗ Элементарный и казуальный анализ (причинные связи); сравнение; метод моделирования и конструирования;
метод вопросов; метод повторения; решение логических задач;
экспериментирование и опыты. Игровые воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры –драматизации; сюрпризные моменты;элементы
новизны; юмор и шутка. Прием предложения и обучения способу установления связи между разными видами деятельности; перспективное
планирование; использование в одном виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности; беседа; метод опосредованного переключения детей на другую деятельность.
Эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование); прогнозирование (умение рассматривать
предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее);
игровые примеры; юмор, шутка; детское эксперементирование; проблемные ситуации и задачи; вопросы, задаваемые детьми; неясные знания, догадки,предположения. Метод проб и ошибок (МП и О);
метод протииворечий; метод морфологического анализа (МА); метод фокальных объектов; метод мозгового штурма; метод синексики;
метод контрольных вопросов; моделирование