Татьяна Бурейшина
Информационный проект по ранней профориентации дошкольников «Профессии моих родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили:
Бурейшина Татьяна Массумовна, воспитатель
Джуманазарова Яна Вадимовна, воспитатель, I квалификационная категория
Лесосибирск 2021 г.
Актуальность проекта
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы предоставить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Публикация «Информационный проект по ранней профориентации дошкольников „Профессии моих родителей“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей, т. е. чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан проект «Профессии моих родителей».
Практическая цель: рассказать детям о профессиях их родителей, расширить представление о сфере их профессиональной деятельности.
Педагогическая цель: совершенствование знаний детей о профессиях их родителей и ближнего окружения в процессе совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
расширять представления о разных профессиях, трудовых действиях, совершаемых взрослыми;
пробуждать у детей любознательность и интерес к деятельности своих родителей.
Развивающие:
развивать у детей интерес к окружающему миру;
развивать познавательную активность, интерес к профессиям родителей;
развивать эмоционально-положительного отношения к труду.
Воспитательные:
воспитывать эмоциональную отзывчивость;
воспитывать уважение к труду взрослых.
Вид проекта : информационный, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (февраль 2021).
Участники проекта : воспитатели группы, дети старшей группы компенсирующего направления, родители.
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Тематический план.
- Приложение № 1 Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней».
- Приложение № 2 Дидактические игры
- Приложение № 3 Словесные игры
- Приложение № 4 Беседы
-Приложение №5 Консультации для родителей
-Приложение №6 Сюжетно-ролевые игры
-Список литературы
Форма проведения:
- беседы;
-экскурсия;
-мультимедийное сопровождение (презентации, просмотр м/ф);
-викторина;
-составление описательных рассказов;
- дидактические игры;
-словесные игры;
-пальчиковая гимнастика;
-проигрывание сюжетно-ролевых игр;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- самостоятельная художественно – творческая деятельность;
-работа с родителями.
Алгоритм ознакомления с профессией.
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества.
Ожидаемые результаты:
- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям родных;
- разовьется чувство уважения к людям разных профессий.
Этапы реализации проекта.
1. Организационно-подготовительный этап
Определение целей и задач проекта, создание развивающей среды: подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме «Профессии моих родителей».
2. Основной этап
-Проведение бесед: «Какие профессии мы знаем», «Знакомство с профессиями детского сада», «Предприятия нашего города», «Профессии Лесосибирского лесопильно-деревообрабатывающего комбината №1», «Профессии наших родителей», «Чем важны профессии?».
-Ситуативный разговор «Важность профессии моего папы».
-Чтение художественной литературы: Г. Брагиловская «Наши мамы, наши папы», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа - милиционер», К. Чуковский «Доктор Айболит», Н. Мигунова «Любимые профессии малышей», А. Барто «Мы с Тамарой», Я. Аким «Мой брат Миша», Ю. Крутогоров «Профессии».
-Проведение дидактических игр: «Знаю все профессии», «Угадай профессию», «Найди пару», «Подскажи словечко», «Что лишнее?», «Кому, что нужно для работы?», «Кто, какой, какая?», «Собери картины».
-Проведение словесных игр: «Если весело живется делай так», «Угадай профессию».
-Проведение пальчиковых игр: «Строители», «Маляры», «Повар», «Пекарь», «Капитан».
- Составление описательных рассказов: «Профессии работников детского сада», «Место работы моих родителей», «Кем я хочу работать, когда вырасту?».
-Проведение экскурсии: «Профессии детского сада».
- Презентации: «Виртуальная прогулка по предприятию, где работают мои родители», «Наш город».
-Просмотр м/ф «Калейдоскоп профессий».
- Проведение игр со строительным материалом «Мы строим цех».
-Рисование «Профессии», «Кто работает в детском саду?», «Кем бы я хотел стать», «На реке Енисей», «Профессии моих родителей».
-Проигрывание сюжетно-ролевых игр: «Работа в лесопильном цеху», «Гараж», «Столовая для сотрудников».
3. Заключительный этап
-фотоальбом «Профессии моих родителей»;
-фотовыставка экскурсии «Профессии детского сада»
-выставка поделок «Руки мастера» (из дерева);
-развлечение-викторина;
-занятие НОД;
-защита проекта (презентация).
Продукт деятельности:
-фотоальбом «Профессии моих родителей»;
-фотовыставка экскурсии «Профессии детского сада»;
- выставка поделок «Руки мастера» (из дерева).
Перспективный план проекта
Дата Мероприятия Ответственный
8.02. 2021 Беседа: «Какие профессии мы знаем»;
Показ иллюстраций: «Профессии»;
Пальчиковая гимнастика: «Строители»;
Чтение художественной литературы: Ю. Крутогоров «Профессии», Н. Мигунова «Любимые профессии малышей»;
Дидактическая игра: «Знаю все профессии»;
Рисование: «Профессии». Бурейшина
Т. М.
Джуманазарова Я. В.
9.02. 2021 Беседа: «Знакомство с профессиями детского сада»;
Показ иллюстраций: «Профессии работников детского сада»;
Пальчиковая гимнастика: «Повар»;
Дидактическая игра «Угадай по профессию». Джуманазарова Я. В.
10.02. 2021 Экскурсия: «Профессии детского сада»;
Рисование: «Кто работает в детском саду?»;
Пальчиковая гимнастика: «Повар»;
Составление описательного рассказа: «Профессии работников детского сада»;
Дидактическая игра: «Найди пару».
Джуманазарова Я. В.
Бурейшина
Т. М.
11.02.2021 Презентация «Наш город»;
Беседа «Предприятия нашего города»;
Показ иллюстраций предприятий нашего города;
Проведение анкетирования для родителей. Бурейшина Т. М.
12.02. 2021 Беседа: «Профессии наших родителей»;
Показ фотографий с места работы родителей;
Чтение художественной литературы: Г. Брагиловская «Наши мамы, наши папы». Бурейшина
Т. М.
15.02.2021 «Виртуальная прогулка по предприятию, где работают мои родители»;
Чтение художественной литературы: С. Михалков «А что у вас?»;
Пальчиковая гимнастика: «Строители», «Пекарь»;
Составление описательного рассказа: «Место работы моих родителей». Бурейшина
Т. М.
16.02. 2021 Беседа: «Профессии Лесосибирского лесопильно-деревообрабатывающего комбината №1»;
Проведение игры со строительным материалом «Мы строим цех»;
Проигрывание сюжетно-ролевой игры: «Работа в лесопильном цеху»;
Пальчиковая гимнастика: «Строители». Джуманазарова Я. В.
17.02. 2021 Проигрывание сюжетно-ролевой игры: «Гараж»;
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Дядя Стёпа - милиционер»;
Пальчиковая гимнастика: «Строители»;
Дидактическая игра: «Подскажи словечко»;
Рисование: «На реке Енисей». Бурейшина
Т. М.
Джуманазарова Я. В.
18.02.2021 Ситуативный разговор «Важность профессии моего папы»;
Проведение игры со строительным материалом «Мы строим цех»;
Дидактическая игра: «Что лишнее?»;
Проигрывание сюжетно-ролевой игры: «Столовая для сотрудников». Джуманазарова Я. В.
19.02. 2021 Составление описательного рассказа: «Место работы моих родителей»;
Пальчиковая гимнастика: «Повар»;
Дидактическая игра: «Кому, что нужно для работы?»;
Рисование: «Профессии моих родителей». Бурейшина
Т. М.
22.02.2021 Рассматривание сюжетных картинок о профессиях;
Пальчиковая гимнастика: «Маляры»;
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит»;
Словесные игры: «Если весело живется делай так». Джуманазарова Я. В.
23.02. 2021 Беседа: «Чем важны профессии?»;
Пальчиковая гимнастика: «Капитан»;
Разрезные картинки «Профессии»;
Чтение художественной литературы: С. Маршак «Почта». Бурейшина
Т. М.
24.02. 2021 Чтение художественной литературы: Я. Аким «Мой брат Миша»;
Словесная игра: «Угадай профессию»;
Дидактическая игра: «Кто, какой, какя?». Джуманазарова Я. В.
25.02. 2021 Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?»;
Просмотр м/ф «Калейдоскоп профессий»;
Рисование: «Кем я хочу работать, когда вырасту». Бурейшина
Т. М.
26.02. 2021 Дидактическая игра: «Собери картинки»;
Составление описательного рассказа: «Кем я хочу стать, когда вырасту»;
Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней». Джуманазарова Я. В.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней»
Цель: формировать у детей представление о важности профессии взрослых.
Задачи:
• показать социальную ценность и значимость представителей многих профессий;
• с помощью музыкального материала обобщить и углубить знания детей о профессиях взрослых;
• развивать эмоциональный отклик на музыку, в процессе исполнительской деятельности использовать мимику, жесты;
• воспитывать уважение к труду взрослых.
Ход мероприятия
Под музыку Л. Деревягиной «Кем быть?» дети входят в зал и рассаживаются на специально приготовленные места. На груди каждого ребёнка эмблема команды, которую они представляют.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о профессиях. Да!
Профессий много есть на свете
Профессии нужны, важны,
Но чтобы выбрать, знайте, дети,
Мы очень много знать должны!
А пока мы подрастаем,
Мы в профессии играем!
1 ребёнок
Очень много мы читали,
Узнавали, выбирали,
На экскурсии ходили
Много мест мы посетили.
2 ребёнок
И решили:
Соберёмся и все вместе разберёмся
Чья профессия важней, интересней и нужней
Ведущий: Как же выбрать себе профессию? Очень важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела. И сегодня я предлагаю вам поучаствовать в турнире знатоков профессий, где вы сможете не только показать свои знания по этой теме, быстро и правильно отвечать на мои вопросы, но и проявить смекалку. Согласны? (Ответы детей)
Представим участников нашего турнира. Это команда «Домисолька», команда и команда «Мечтатели».
Жюри конкурса – наши гости.
Поприветствуем друг друга аплодисментами. Команды готовы? (Ответы детей)
Тогда начинаем наш «Конкурс профессий».
Тур первый – разминка! «Кто что делает»
Прежде чем мы начнём соревноваться я прошу команды обратить внимание на экран. На вопросы жёлтого цвета будет отвечать команда «Домисолька», на вопросы синего цвета – команда «Мечтатели».
Итак, на экране жёлтый вопрос, значит отвечает команда «Домисолька» :
Кто учит детей?
1. Кто лечит людей?
2. Кто делает мебель?
3. Кто красит стены?
4. Кто печёт торты?
5. Кто продаёт товар?
На экране вопрос синего цвета. Эти вопросы для команды «Мечтатели» :
1. Кто делает причёски?
2. Кто строит дома?
3. Кто добывает уголь?
4. Кто пишет книги?
5. Кто управляет оркестром?
6. Кто рисует картины?
Ведущий: Все справились, молодцы, усложним задачу. Сейчас будут звучать музыкальные вопросы. Команды, будьте внимательны и отвечайте на вопросы своего цвета.
«Рифмуем профессии» муз. Я. Пригожего
Тур второй – «Кто здесь был и что забыл»
Каждой команде предлагаются предметы, вы должны быстро и точно ответить кому они нужны для работы. Время для обдумывания ответа одна минута.
1) Шляпа цилиндр, пипетка, фляжка, кисть, мел, жезл полицейский;
2) Ножницы, свисток, шприц, молоток, палитра, калькулятор;
3) Ноты, обои, кукла, отвёртка, руль.
Ведущий: А сейчас объявляется музыкальная пауза, которая обязательно будет связана с какой-то профессией.
Ребёнок
Музыкантом стану я, чем не профессия, друзья!
Где музыкант – всегда веселье!
Всегда в хорошем настроенье!
И для друзей, и для себя,
На празднике сыграю я!
Что музыкант так нужен нам,
Докажем вам и всем гостям!
Оркестр «Самбарита» муз. Джеймса Ласта
Ведущий: Тур третий – домашнее задание «Представление профессий». Каждая команда подготовила презентацию, представление профессии. Итак, слово команде «Домисолька»
Ребёнок
Где музыка, там танец. Я буду танцевать!
Ведь танцем что угодно смогу я передать!
И шутку, и тревогу, и сказку, и рассказ
Чтобы доставить радость всем людям - здесь, сейчас!
Танец «Я люблю танцевать» муз. А. Варганова
Ведущий: Замечательная профессия и тоже очень нужная. Где, по вашему может работать танцор? (в театре, филармонии, дворце культуры, в школе, детском саду)
Своё домашнее задание представляет команда «Мечтатели».
1 ребёнок
Музыканты и танцоры – это не для нас, друзья.
Профессию мужскую хотел бы выбрать я!
Летать на самолёте – вот лётчиком бы стать!
2 ребёнок
А я служить на флоте!
3 ребёнок
А я – изобретать!
4 ребёнок
А я хочу на сцене песни распевать
5 ребёнок
Актёром я в театре мечтаю очень стать!
Песня «Мальчишечьи мечты» муз. А Ермолова
Ведущий: Вот какие разнообразные и нужные профессии представили эти ребята.
Я тоже хочу представить вам не менее важную профессию, которая непосредственно связана с профессией агронома. Ведь агроном выращивает не только овощи и фрукты, но ещё и зерно. И профессия, которую я вам сейчас представлю поставляет нам на стол вкусную выпечку. Посмотрите как работают кондитеры (ролик «Ром баба»)
Ведущий: Пришло время подведения итогов нашего турнира. Пока жюри работает, мы ещё раз вспомним некоторые профессии.
Строитель нам построит дом
И мы в нём дружно заживём
Костюм нарядный выходной
Искусно нам сошьёт портной
Даст книги нам библиотекарь
Хлеб испечёт в пекарне пекарь
Учитель выучит всему,
Научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон
А повар сварит нам бульон!
Ведущий: Слово предоставляется жюри!
Жюри подводит итоги конкурса и награждает участников памятными подарками.
Ведущий:
Сегодня много мы узнали.
Как вы всё точно рассказали.
Все профессии нужны,
Все профессии важны
Сколько их не сосчитать,
Обо всех не рассказать.
Только важно, очень важно
Человеком в жизни стать!
Выход из зала под песню А Деревягиной «Кем быть»
Список литературы
1. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
2. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
3. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. М., 2014
4. Интернет ресурсы:
https://nsportal.ru/
https://festival.1september.ru/articles/566837/pril2.doc
Совместно с Я. В. Джуманазаровой