Гузель Яхина
Информационный практико-ориентированный проект «Юный журналист»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Одна из важнейших составляющих процесса социализации ребенка – его профессиональное самоопределение, процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном возрасте.
Периоду дошкольного детства соответствует этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий, на основании которых будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
Публикация «Информационный практико-ориентированный проект „Юный журналист“» размещена в разделах
- Журналист. Знакомство с профессией
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Объект проекта.
Введение детей в мир профессий.
Предмет проекта.
Профессии на современном этапе жизни, профессия – журналист.
Цель проекта :
формирование устойчивых представлений у всех участников образовательного процесса о ценности труда и профессиональной деятельности человека.
Задачи проекта :
Для детей:
1. Познакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, выполняемые трудовые операции, результат труда)
2. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это основа жизни.
3. Познакомить детей с журналистикой, с профессиями связанными с журналистикой.
4. Ввести в словарь слова: редактор, журналистика, фотокорреспондент, репортер, ведущий новостей, звукорежиссер.
5. Создать газету из статей и фотографий детей, родителей, воспитателей.
Для педагогов:
1. Создать условия в ДОУ для реализации современных подходов в области профориентации детей дошкольного возраста.
2. Разработать методическое обеспечение по профориентационной работе с дошкольниками.
Для родителей:
1. Активизировать родителей для совместного участия в проекте.
2. Создать условия для совместного развития интереса детей к миру профессий.
Гипотеза.
Если для решения задач развития диалогической и монологической речи дошкольников использовать игровые методы, в частности метод интервьюирования, создания статей для газеты, беседы,то это усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений.
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : информационно – исследовательская.
По содержанию: ребенок и семья.
По числу участников проекта : групповой.
По времени проведения: краткосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Сроки исполнения проекта : с 20.02.17 по 21.04.17.
Участники проекта : воспитатели, воспитанники и родители (законные представители).
Основные ожидаемые результаты:
Дети:
ориентируются в профессиональной деятельности человека;
могут назвать свою будущую профессию и объяснить свой выбор;
знают профессии: специальный корреспондент, фоторепортер, видео-оператор, комментатор, редактор, звукорежиссер, ведущий новостей;
знают основные термины журналистики : интервью, репортаж, корреспондент, рубрика, редакция, диктор, звукорежиссер, телеоператор и т. п. ;
умеют самостоятельно брать интервью (грамотно вести диалог, сочинять статьи.
Родители:
помогают детям развивать их способности, побуждают их самостоятельно сделать выбор, основываясь на желаниях и способностях.
стремятся разнообразить представления детей о профессиональной деятельности человека.
Формы реализации проекта :
занятия;
беседы;
оснащение предметно-пространственной среды;
работа с родителями;
экскурсии;
самостоятельная деятельность детей;
встречи с интересными людьми.
Продукт проектной деятельности :
создание газеты «Волшебные будни «Семицветика».
выставка рисунков «Моя будущая профессия», «Я - журналист».
создание демонстрационного материала (лепбук).
создание отчета в виде презентации проекта.
I. План реализации проекта.
1.1. Подготовительный этап.
Срок реализации: с 20.02.17 – 28.02.17.
По проведенной диагностике можно сделать следующие выводы: на начало проекта : низкий уровень – 4 воспитанника, средний уровень - 16, высокий уровень - 0. Диагностика показала, что дети правильно называют профессии, предметы, которые используют в той или иной профессии. Большую сложность вызвали вопросы о профессиональных действиях («Кто что делает?») и вопросы о профессиональных качествах («Подбери слово»). Это говорит о проблемах в развитии речи и логическом мышлении. Данные проблемы отрицательно повлияют на успеваемость ребенка в школе. Поэтому возникла идея проекта «Юный журналист», который включал бы в себя развитие коммуникативных способностей и сделал более осмысленную ориентацию в мире профессий.
Среди родителей провели опрос. Родителям было задано всего лишь два вопроса.
1. Человеком какой профессии вы видите своего ребенка в будущем?
2. На чем основаны ваши желания?
На начало проекта в ответах родителей отсутствует разнообразие в выборе будущей профессии. Большинство родителей ориентируются на материальную причину и статус профессии для своего ребенка.
№ Мероприятие. Ответственные. Сроки.
1 Определение целей и задач проектной деятельности. Воспитатель. 1 неделя
2 Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта. Воспитатель. 1 неделя
3 Составление календарных планов. Воспитатель.
1 неделя
4 Проведение диагностического опроса детей и родителей, на определение актуальности проекта. Воспитатель. 1 неделя
5 Создание авторами проектов наглядно-дидактического материала. Воспитатель. 1 неделя
6 Проведение бесед с родителями (информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и воспитателями по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.) Воспитатель. 1 неделя
7 Составление плана основного этапа. Воспитатель. 1 неделя
Выводы подготовительного этапа проекта.
Первый этап проектирования – подготовительный. Данный этап реализовывался в течение одной недели, за истекший срок была проделана следующая работа:
Составили календарные планы.
Создали наглядно-дидактический материал.
Проинформировали родителей, сформировали интерес к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.
Обработали результаты диагностического опроса детей и родителей.
Составили план основного этапа проекта.
1.2. Этап реализации проекта.
Срок реализации: с 1.03.17. – 13.04.17.
№ Мероприятие. Участники Ответственные. Сроки.
1 Проведение НОД, способствующих расширению знаний о профессиях.
Дети, воспитатели. Воспитатель. Согласно календарно-перспективного плана.
2 • Проведение НОД, способствующих формированию систематизированного круга простейших понятий,
направленных на развитие познавательной деятельности.
Дети, воспитатели. Воспитатель. Согласно календарно-перспективного плана.
3 Изготовление наглядно-информационного материала для родителей.
Родители, дети, воспитатели. Воспитатель В течение реализации проекта.
4 Совместная деятельность с детьми. Дети, воспитатели Воспитатель. В течение реализации проекта.
5 Самостоятельная деятельность детей. Дети, воспитатели Воспитатель Ежедневно.
6 Создание газеты «Волшебные будни «Семицветика».
Родители, дети, воспитатели Воспитатель. В течение реализации проекта.
7 Выставка рисунков
«Моя будущая профессия», «Я -журналист» Дети, воспитатели Воспитатель. Согласно календарно-перспективного планирования
8 Консультации и беседы с родителями Родители, воспитатели Воспитатель В течение реализации проекта.
Выводы основного этапа проекта.
Данный этап реализуется в течение двух недель. За истекший срок были проведены следующие мероприятия:
НОД, способствующей расширению знаний о профессиях.
НОД, способствующие формированию систематизированного круга простейших понятий, направленных на развитие познавательной деятельности.
Во время совместной деятельности с детьми проводились игры и упражнения: загадки, стихи, дидактические, подвижные игры, направленные на изучение и закрепление знаний о разнообразных профессиях, о профессии журналист.
В самостоятельной деятельности дети активно использовали картинки, театр, дидактический материал, художественную литературу.
Работа с родителями велась на индивидуальных и групповых консультациях.
На индивидуальных консультациях с воспитателем родители получали советы по формированию простейших понятий, направленных на развитие познавательной деятельности, получили представления о работе воспитателя, о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома.
Родители приняли активное участие в проекте. Совместно с родителями была создана газете «Волшебные будни «Семицветика», подготовлена выставка рисунков; демонстрационный материал для занятий. Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнеры своих детей, помогая им выполнять творческие задания педагогов.
1.3. Заключительный этап.
Срок реализации: с 14.04.17 – 21.04.17.
№ Мероприятие. Участники. Ответственные. Сроки.
1 Встреча с интересными людьми. Дети и воспитатели. Воспитатель. Согласно календарно-перспективного планирования.
2 Экскурсия на первый городской телеканал
г. Нефтекамск «NEXT - TV» и встреча с главным редактором Ахметовой Л. А. Дети и воспитатели. Воспитатель. Согласно календарно-перспективного планирования.
3 Обобщающая и систематизирующая знания детей беседа. Дети. Воспитатель. Согласно календарно-перспективного планирования.
4 Диагностический опрос в конце проекта, обработка результатов диагностики в конце проекта. Дети. Воспитатель. С 19.04.17 – 20.04.17
5 Подготовка отчета о проделанной работе. Воспитатель. С 19.04.17 – 21.04.17.
Выводы заключительного этапа проекта.
Данный этап реализуется в течение одной недели. За истекший срок были проведены следующие мероприятия:
• Провели обобщающую беседу «Захватывающая профессия».
• Диагностический опрос в конце проекта, обработали результаты диагностики в конце проекта.
• Посетили первый городской телеканал г. Нефтекамск «NEXT - TV».
• Встретились с главным редактором UTVНефтекамск Хазиевой Е.
• Соотнесли цели и результаты проекта.
• Подготовили отчет о проделанной работе.
II. Обеспечение проектной деятельности.
Методическое:
1. Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа / авт. – сост. Т. И. Кандала (и др.). – Волгоград: Учитель, 2013.
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Авторы: Антонова А. В. / Веракса Н. Е. / Гербова В. В. Издательство: Мозаика-Синтез, 2011.
3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. Авторы-составители: Сертакова Н. М. Издательство: Учитель, 2014.
4. Фалькович, Татьяна Анатольевна.
Развитие речи, подготовка к освоению письма / Т. А. Фалькович, Л. П.
Барылкина. - Москва: ВАКО, 2007 ( Киров : Дом печати - Вятка). - 287 с.
5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/
6. https://pedportal.net/
7. https://www.maam.ru/detskijsad/
8. https://uchportfolio.ru/
Материально - техническое:
1. Иллюстрации, картинки, книги.
2. Газеты и журналы.
3. Театр, костюмы.
4. Фотоаппарат.
Заключение.
Этот проект значим для всех его участников:
Дети получили новые знания, проявили творческую активность в процессе выполнения продуктов деятельности.
Воспитатели продолжили освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители получили новые знания, повысили компетентность в вопросе домашнего обучения, расширили возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
По результатам проделанной работы можно сделать выводы:
Дети:
расширили свои знания о профессиях, о значении каждой профессии.
свободно говорят о разнообразных профессиях, могут назвать свою будущую профессию и объяснить свой выбор.
получили знания о журналистике, о работе телевизионных студий.
повысили коммуникативные, творческие способности;
расширили и активизировали словарный запас.
Проект значительно повлиял на результаты диагностики. В конце проекта результаты значительно повысились. Низкий уровень – 3 воспитанника, средний уровень – 14, высокий уровень – 3.
Родители:
повысилась психологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов, разнообразный подход в обучении и развитии своего ребенка, преодолении возможных трудностей при обучении в домашних условиях.
развивают способности их детей, побуждают их самостоятельно сделать выбор, основываясь на желаниях и способностях.
разнообразили представления детей о профессиональной деятельности человека.