Галина Ивановна Гринь
Информационный материал «Цвет, форма, количество». Развитие познавательных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к цвету, форме и другим признакам предметов окружающего мира, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Работа по формированию познавательных способностей начинается со знакомства с цветом и формой. Обучение начинается с хорошо известного детям красного цвета и таких признаков формы, как большой - маленький. Дети должны научиться различать не только основные тона, но и оттенки: например, по отношению к зеленому цвету : темно-зеленый, светло-зеленый. При знакомстве дошкольников с признаками формы принимается во внимание их относительность: длинный, короткий и т. д.
Публикация «Информационный материал „Цвет, форма, количество“, Развитие познавательных способностей» размещена в разделах
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Счёт, количество. Игры, дидактические пособия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
После знакомства с каким-либо признаком следует игра на называние и только потом дается игра на группировку предметов на основе общих признаков, в которых закрепляется пройденный материал. Это могут быть игры строительные, подвижные, игры по изготовлению поделок и т. д.
ЦВЕТ
Детей знакомят со следующими цветами :
1. Красный - синий - желтый
2. Зеленый: темно-зеленый, светло-зеленый
3. Черный, серый, белый
4. Оранжевый - коричневый
ИГРА НА КЛАССИФИКАЦИЮ
«Найди предметы такого же цвета»
Дети образуют пары. Воспитатель раздает каждой паре играющих листы бумаги, на которых красками нанесены изображения красного, синего и желтого цветов. Определив, какого цвета изображение на листе, дети подходят к столу, на котором вперемешку лежат колечки от пирамидок таких же цветов. Дети, у которых листы с изображением красного цвета, должны выбрать все красные колечки; с изображением синего - все синие колечки и т. д.
В конце игры дети совместно строят из разноцветных колечек (квадратов, треугольников, кубиков) паровозик и рассказывают об этом, называя цвета отдельных вагончиков.
ИГРА НА НАЗЫВАНИЕ
«Назови цвет предмета»
Ребенок (или воспитатель) прячет в руке палочку или шарик (красный, синий или желтый) и предлагает детям отгадать, какого цвета палочка спрятана у него в руке.
«Угадай, какого цвета одежда»
Дети сидят по кругу на стульчиках, одно место свободное. Ведущий говорит: «Место рядом со мной свободно, я хочу чтобы его заняла девочка в красном платье (мальчик в синей рубашке и т. д.).
«ИГРА НА СИСТЕМАТИЗАЦИЮ»
«Разложи предметы поцвету»
Воспитатель раскладывает дидактический набор для свободной игры (например, мозаику или строительный материал) и побуждает детей называть цвета. После этого дети систематизируют материал по цвету.
Чтобы закрепить полученные знания о цвете, необходимо проводить с детьми игры в течение всего пребывания их в детском саду. Когда и как это делать? Данную задачу помогут решить проведенные игры и упражнения, которые можно использовать и на других этапах обучения. Главное, чаще фиксировать внимание детей на цвете
.
Создание развивающей и обучающей срсды
Самостоятельная игра - это та форма активности ребенка, в которой он учится свободно творчески экспериментировать с различными предметами, материалами; у него появляются первые творческие замыслы и планы, которые он пытается воплотить. Воспитателю нужно обеспечить разнообразие и смену материалов, различные пирамидки, матрешки, разрезные картинки, парные картинки, лото, мозаику, конструкторы, настольные игры, предметы заместители.
Воспитатель участвует в этих играх только по просьбе детей. При этом желательно повторять с ними считалочки, выделять разные признаки и свойства объектов и явлений, сравнивать по одному признаку или свойству, устанавливать отношения сходства и различия, строить ряды по возрастанию, собирать пирамидку, осуществлять операцию счета и т. д.
В игре возникают проблемные ситуации, которые ребенок решает самостоятельно. Это приводит не просто к появлению нового навыка или знания, но и к развитию самого мышления. Каждый ребенок имеет свой темп познания. В игре его никто не подгоняет, не ставит в пример других, не наносит удар по его самолюбию. В игре можно учиться спокойно, потому что не нужно бояться совершить ошибку.
В отличие от занятия, в игре ребенок сам ставит пере собой цель и ищет пути ее достижения, сам оценивает результаты своих усилий. В игре ребенок имеет возможность полноценно реализовать свою индивидуальность. Мозаика у всех одинаковая, а играет в нее каждый по-своему.
При рассматривании книжных иллюстраций, воспитатель подбирает книги с цветными рисунками, в которых чаще всего встречаются изучаемые цвета. Педагог рассматривает их вместе с детьми.
В беседах с детьми воспитатель заводит разговор о цвете, предлагает каждому ребенку назвать свой любимый цвет.
Во время рисования воспитатель предлагает детям использовать заданные краски, например, синего, красного и желтого цветов.
Во время изготовления поделок, дети выбирают из предложенной воспитателем бумаги листы красного, синего и желтого цветов.
Такая же работа может быть проведена при знакомстве с другими цветами.
ФОРМА
Так же как и цвет, форма имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Путем обследования, ощупывания, многократного обращения с предметом, ребенок согласует свое восприятие с формирующимся у него представлением о предмете. Он учится находить важные признаки предмета, сравнивать их с другими, по ним проводить группировку. Он устанавливает различие и сходство между предметами, что ведет к возникновению новых представлений о них. При этом большую роль играют не только практические действия с предметами, но также и название предметов и их свойств.
Детей знакомят с известными фигурами и их отличительными признаками. Детям последовательно предлагают следующие признаки предметов и геометрические фигуры:
1. Большой - маленький
2. Длинный - короткий
3. Толстый - тонкий
4. Круг
5. Треугольник
6. Прямоугольник - квадрат
ИГРА НА КЛАССИФИКАЦИЮ «Одень куклу»
На столе друг против друга сидят куклы: маленькая и большая. Одежда обеих кукол лежит рядом в куче. Дети сортируют одежду и кладут ее около соответствующей куклы. Затем выбирают наиболее понравившиеся вещи и одевают кукол.
ИГРА НА НАЗЫВАНИЕ
Под столом или под платком ребенок ощупывает предмет, определяет его величину и называет его: пуговица большая или маленькая, камешек большой или маленький. Остальные дети наблюдают за тем, правильно ли выполнено задание и меняют водящего.
Можно усложнить игру. Под платок прячутся предметы из разного материала, которые ребенок сравнивает: например, большая пуговица и маленькая коробка.
ИГРА НА СИСТЕМАТИЗАЦИЮ
Из строительного материала, имеющегося в группе, выбираются большие и маленькие кубики. Дети строят поезд, чередуя маленькие и большие кубики.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА
При слове «большой» дети становятся большими, как великаны. Они встают на носочки и поднимают руки вверх. При слове «маленький» дети становятся маленькими, как карлики. Они приседают. Игра проводится несколько раз. Ведущие меняются.
Для закрепления данного материала во время беседы воспитатель рассказывает детям о больших и маленьких животных, во время сервировки стола обращает внимание на большие и маленькие тарелки и ложки, во время физкультурных занятий - на большие и маленькие мячи и т. д.
Такая же работа проводится при знакомстве с другими признаками геометрических фигур.
КОЛИЧЕСТВО*
РАЗЛИЧИЕ - СРАВНЕНИЕ - СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
До сих пор детей знакомили с внешними признаками предметов такими, как красный, желтый, длинный, круглый и т. д., и учили их группировать и систематизировать предметы по этим признакам. Далее детей учат оперировать понятиями, которые выходят за рамки конкретно ощущаемого и на которые нельзя просто указать. Дети проводят сравнение признаков и степени их выраженности. При этом их внимание акцентируется уже не на качественных различиях между признаками, а на том, в какой мере различаются сравниваемые вещи. В процессе этого сравнения большое значение придают использованию таких понятий, как «больше чем», «меньше чем», «столько же», «сколько».
Педагог формирует у детей действия по :
1. составлению упорядоченного ряда
2. сравнению количества
3. формированию представлений о сохранении количества (или постоянстве)
Первый этап - составление ряда. Основная цель - научить детей узнавать и систематизировать различия признаков цвета, формы, величины. Чтобы постепенно прийти к сравнению количества, ребята должны научиться правильно составлять ряд из предметов. При этом внимание ребенка должно обращаться на отдельные элементы группы предметов. Последний этап обучения направлен на формирование представлений о сохранении количества (или постоянстве, суть которого заключается в следующем: путем многократных изменений пространственного расположения предметов ребенок должен увидеть (уяснить для себя, что определенное количество предметов сохраняется, несмотря на изменение пространственного расположения.
Итак, усвоение понятия о числе происходит последовательно в три этапа.
*На первом этапе дети занимаются определением последовательности расположения предметов по степени выраженности в них определенного свойства или признака.
На втором этапе у детей формируется понятие о сохранении количества.
Каждый этап обучения содержит подробное описание проводимых игр: на классификацию, сравнение, систематизацию.
ИГРЫ НА СИСТЕМАТИЗАЦИЮ
Дети выстраивают прямоугольные параллелепипеды в ряд от самого короткого до самого длинного и, наоборот, от самого длинного до самого короткого. Можно предложить вложить коробочки друг в друга. Эти игры можно усложнить за счет составления ряда с середины.
ИГРА НА НАХОЖДЕНИЕ МЕСТА В РЯДУ
На столе лежат 3 матрешки разные по высоте. Дети должны расположить их по величине. Затем воспитатель дает еще одну матрешку и предлагает найти ее место в ряду. После выполнения задания можно добавить еще несколько матрешек.
ИГРА-КОНСТРУИРОВАНИЕ
Дети строят из прямоугольных палочек на столе лестницу. Первая ступенька - 1 палочка; следующая - 2 и т. д. Максимально должно быть 10 палочек, причем очередная ступенька состоит из палочек большей или меньшей длины, чем предыдущие.
ДЕЙСТВИЯ ПО СРАВНЕНИЮ КОЛИЧЕСТВА
На данном этапе применяют прием приложения, сравнивают 2 группы предметов, сопоставляя их по количеству предметов. Прием приложения является наиболее простым для установления равенства группировок по числу их членов. Сравнение должно быть наглядным и обеспечивать возможность проверки.
ИГРА НА СИСТЕМАТИЗАЦИЮ
«У каждого ребенка стул?»
По количеству играющих ставится ряд стульев. Дети садятся на стулья и убеждаются, что стульев столько же, сколько детей. Для проверки применяется прием сопоставления (или приложения). Количество стульев изменяется, играющие проверяют соотношение стульев и детей: столько же стульев, сколько и детей, или же стульев больше (меньше).
Парная игра.
Дети ищут себе партнера. Каждая пара получает 10 одноцветных круглых камешков и 10 кружков. Ребенок кладет определенное количество камешков, а его партнер должен положить столько же кружков (используется прием приложения, количество предметов изменяется).Для формирования представления о сохранении количества проводятся игры : «В каком ряду детей больше?», «Игра в камешки», «Чего больше?», «Разложи цветы по вазам», «Найди кукле стул», «Поставь машину в гараж», «Где больше?».
ПЛАН ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1. Покажи предмет (изображение) красного цвета (желтого, синего, черно, белого).
2. Покажи круг (треугольник, квадрат).
3. Покажи большой предмет (в выборе из 2-х, покажи маленький предмет (в выборе из 2-х).
4. Покажи длинную ленту (дорожку, гусеницу, покажи короткую.
5. Покажи на рисунке или на предметах высокий дом, а теперь низкий.
6. Найди картинку или предмет такой же, как у меня.
7. Подбери пару.
8. Собери пирамидку. Собери матрешку.
9. Разложи иллюстрации к сказке по порядку.
10. Посчитай до пяти наизусть.
11. Покажи 1 (2,3,4,5) пальчиков.
12. Покажи, на какой карточке изображено (на какой тарелочке лежит) столько-то предметов (от 1 до 5).
13. Разложи картинки на 2-е группы (например, обувь и головные уборы или цветы и бабочки и т. д.).