МААМ-картинки

Информационный материал «Цвет, форма, количество». Развитие познавательных способностей

Галина Ивановна Гринь
Информационный материал «Цвет, форма, количество». Развитие познавательных способностей
▼ Скачать + Заказать документы

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к цвету, форме и другим признакам предметов окружающего мира, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Работа по формированию познавательных способностей начинается со знакомства с цветом и формой. Обучение начинается с хорошо известного детям красного цвета и таких признаков формы, как большой - маленький. Дети должны научиться различать не только основные тона, но и оттенки: например, по отношению к зеленому цвету : темно-зеленый, светло-зеленый. При знакомстве дошкольников с признаками формы принимается во внимание их относительность: длинный, короткий и т. д.

Публикация «Информационный материал „Цвет, форма, количество“, Развитие познавательных способностей» размещена в разделах

После знакомства с каким-либо признаком следует игра на называние и только потом дается игра на группировку предметов на основе общих признаков, в которых закрепляется пройденный материал. Это могут быть игры строительные, подвижные, игры по изготовлению поделок и т. д.

ЦВЕТ

Детей знакомят со следующими цветами :

1. Красный - синий - желтый

2. Зеленый: темно-зеленый, светло-зеленый

3. Черный, серый, белый

4. Оранжевый - коричневый

ИГРА НА КЛАССИФИКАЦИЮ

«Найди предметы такого же цвета»

Дети образуют пары. Воспитатель раздает каждой паре играющих листы бумаги, на которых красками нанесены изображения красного, синего и желтого цветов. Определив, какого цвета изображение на листе, дети подходят к столу, на котором вперемешку лежат колечки от пирамидок таких же цветов. Дети, у которых листы с изображением красного цвета, должны выбрать все красные колечки; с изображением синего - все синие колечки и т. д.

В конце игры дети совместно строят из разноцветных колечек (квадратов, треугольников, кубиков) паровозик и рассказывают об этом, называя цвета отдельных вагончиков.

ИГРА НА НАЗЫВАНИЕ

«Назови цвет предмета»

Ребенок (или воспитатель) прячет в руке палочку или шарик (красный, синий или желтый) и предлагает детям отгадать, какого цвета палочка спрятана у него в руке.

«Угадай, какого цвета одежда»

Дети сидят по кругу на стульчиках, одно место свободное. Ведущий говорит: «Место рядом со мной свободно, я хочу чтобы его заняла девочка в красном платье (мальчик в синей рубашке и т. д.).

«ИГРА НА СИСТЕМАТИЗАЦИЮ»

«Разложи предметы поцвету»

Воспитатель раскладывает дидактический набор для свободной игры (например, мозаику или строительный материал) и побуждает детей называть цвета. После этого дети систематизируют материал по цвету.

Чтобы закрепить полученные знания о цвете, необходимо проводить с детьми игры в течение всего пребывания их в детском саду. Когда и как это делать? Данную задачу помогут решить проведенные игры и упражнения, которые можно использовать и на других этапах обучения. Главное, чаще фиксировать внимание детей на цвете

.

Создание развивающей и обучающей срсды

Самостоятельная игра - это та форма активности ребенка, в которой он учится свободно творчески экспериментировать с различными предметами, материалами; у него появляются первые творческие замыслы и планы, которые он пытается воплотить. Воспитателю нужно обеспечить разнообразие и смену материалов, различные пирамидки, матрешки, разрезные картинки, парные картинки, лото, мозаику, конструкторы, настольные игры, предметы заместители.

Воспитатель участвует в этих играх только по просьбе детей. При этом желательно повторять с ними считалочки, выделять разные признаки и свойства объектов и явлений, сравнивать по одному признаку или свойству, устанавливать отношения сходства и различия, строить ряды по возрастанию, собирать пирамидку, осуществлять операцию счета и т. д.

В игре возникают проблемные ситуации, которые ребенок решает самостоятельно. Это приводит не просто к появлению нового навыка или знания, но и к развитию самого мышления. Каждый ребенок имеет свой темп познания. В игре его никто не подгоняет, не ставит в пример других, не наносит удар по его самолюбию. В игре можно учиться спокойно, потому что не нужно бояться совершить ошибку.

В отличие от занятия, в игре ребенок сам ставит пере собой цель и ищет пути ее достижения, сам оценивает результаты своих усилий. В игре ребенок имеет возможность полноценно реализовать свою индивидуальность. Мозаика у всех одинаковая, а играет в нее каждый по-своему.

При рассматривании книжных иллюстраций, воспитатель подбирает книги с цветными рисунками, в которых чаще всего встречаются изучаемые цвета. Педагог рассматривает их вместе с детьми.

В беседах с детьми воспитатель заводит разговор о цвете, предлагает каждому ребенку назвать свой любимый цвет.

Во время рисования воспитатель предлагает детям использовать заданные краски, например, синего, красного и желтого цветов.

Во время изготовления поделок, дети выбирают из предложенной воспитателем бумаги листы красного, синего и желтого цветов.

Такая же работа может быть проведена при знакомстве с другими цветами.

ФОРМА

Так же как и цвет, форма имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Путем обследования, ощупывания, многократного обращения с предметом, ребенок согласует свое восприятие с формирующимся у него представлением о предмете. Он учится находить важные признаки предмета, сравнивать их с другими, по ним проводить группировку. Он устанавливает различие и сходство между предметами, что ведет к возникновению новых представлений о них. При этом большую роль играют не только практические действия с предметами, но также и название предметов и их свойств.

Детей знакомят с известными фигурами и их отличительными признаками. Детям последовательно предлагают следующие признаки предметов и геометрические фигуры:

1. Большой - маленький

2. Длинный - короткий

3. Толстый - тонкий

4. Круг

5. Треугольник

6. Прямоугольник - квадрат

ИГРА НА КЛАССИФИКАЦИЮ «Одень куклу»

На столе друг против друга сидят куклы: маленькая и большая. Одежда обеих кукол лежит рядом в куче. Дети сортируют одежду и кладут ее около соответствующей куклы. Затем выбирают наиболее понравившиеся вещи и одевают кукол.

ИГРА НА НАЗЫВАНИЕ

Под столом или под платком ребенок ощупывает предмет, определяет его величину и называет его: пуговица большая или маленькая, камешек большой или маленький. Остальные дети наблюдают за тем, правильно ли выполнено задание и меняют водящего.

Можно усложнить игру. Под платок прячутся предметы из разного материала, которые ребенок сравнивает: например, большая пуговица и маленькая коробка.

ИГРА НА СИСТЕМАТИЗАЦИЮ

Из строительного материала, имеющегося в группе, выбираются большие и маленькие кубики. Дети строят поезд, чередуя маленькие и большие кубики.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

При слове «большой» дети становятся большими, как великаны. Они встают на носочки и поднимают руки вверх. При слове «маленький» дети становятся маленькими, как карлики. Они приседают. Игра проводится несколько раз. Ведущие меняются.

Для закрепления данного материала во время беседы воспитатель рассказывает детям о больших и маленьких животных, во время сервировки стола обращает внимание на большие и маленькие тарелки и ложки, во время физкультурных занятий - на большие и маленькие мячи и т. д.

Такая же работа проводится при знакомстве с другими признаками геометрических фигур.

КОЛИЧЕСТВО*

РАЗЛИЧИЕ - СРАВНЕНИЕ - СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

До сих пор детей знакомили с внешними признаками предметов такими, как красный, желтый, длинный, круглый и т. д., и учили их группировать и систематизировать предметы по этим признакам. Далее детей учат оперировать понятиями, которые выходят за рамки конкретно ощущаемого и на которые нельзя просто указать. Дети проводят сравнение признаков и степени их выраженности. При этом их внимание акцентируется уже не на качественных различиях между признаками, а на том, в какой мере различаются сравниваемые вещи. В процессе этого сравнения большое значение придают использованию таких понятий, как «больше чем», «меньше чем», «столько же», «сколько».

Педагог формирует у детей действия по :

1. составлению упорядоченного ряда

2. сравнению количества

3. формированию представлений о сохранении количества (или постоянстве)

Первый этап - составление ряда. Основная цель - научить детей узнавать и систематизировать различия признаков цвета, формы, величины. Чтобы постепенно прийти к сравнению количества, ребята должны научиться правильно составлять ряд из предметов. При этом внимание ребенка должно обращаться на отдельные элементы группы предметов. Последний этап обучения направлен на формирование представлений о сохранении количества (или постоянстве, суть которого заключается в следующем: путем многократных изменений пространственного расположения предметов ребенок должен увидеть (уяснить для себя, что определенное количество предметов сохраняется, несмотря на изменение пространственного расположения.

Итак, усвоение понятия о числе происходит последовательно в три этапа.

*На первом этапе дети занимаются определением последовательности расположения предметов по степени выраженности в них определенного свойства или признака.

На втором этапе у детей формируется понятие о сохранении количества.

Каждый этап обучения содержит подробное описание проводимых игр: на классификацию, сравнение, систематизацию.

ИГРЫ НА СИСТЕМАТИЗАЦИЮ

Дети выстраивают прямоугольные параллелепипеды в ряд от самого короткого до самого длинного и, наоборот, от самого длинного до самого короткого. Можно предложить вложить коробочки друг в друга. Эти игры можно усложнить за счет составления ряда с середины.

ИГРА НА НАХОЖДЕНИЕ МЕСТА В РЯДУ

На столе лежат 3 матрешки разные по высоте. Дети должны расположить их по величине. Затем воспитатель дает еще одну матрешку и предлагает найти ее место в ряду. После выполнения задания можно добавить еще несколько матрешек.

ИГРА-КОНСТРУИРОВАНИЕ

Дети строят из прямоугольных палочек на столе лестницу. Первая ступенька - 1 палочка; следующая - 2 и т. д. Максимально должно быть 10 палочек, причем очередная ступенька состоит из палочек большей или меньшей длины, чем предыдущие.

ДЕЙСТВИЯ ПО СРАВНЕНИЮ КОЛИЧЕСТВА

На данном этапе применяют прием приложения, сравнивают 2 группы предметов, сопоставляя их по количеству предметов. Прием приложения является наиболее простым для установления равенства группировок по числу их членов. Сравнение должно быть наглядным и обеспечивать возможность проверки.

ИГРА НА СИСТЕМАТИЗАЦИЮ

«У каждого ребенка стул?»

По количеству играющих ставится ряд стульев. Дети садятся на стулья и убеждаются, что стульев столько же, сколько детей. Для проверки применяется прием сопоставления (или приложения). Количество стульев изменяется, играющие проверяют соотношение стульев и детей: столько же стульев, сколько и детей, или же стульев больше (меньше).

Парная игра.

Дети ищут себе партнера. Каждая пара получает 10 одноцветных круглых камешков и 10 кружков. Ребенок кладет определенное количество камешков, а его партнер должен положить столько же кружков (используется прием приложения, количество предметов изменяется).Для формирования представления о сохранении количества проводятся игры : «В каком ряду детей больше?», «Игра в камешки», «Чего больше?», «Разложи цветы по вазам», «Найди кукле стул», «Поставь машину в гараж», «Где больше?».

ПЛАН ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Покажи предмет (изображение) красного цвета (желтого, синего, черно, белого).

2. Покажи круг (треугольник, квадрат).

3. Покажи большой предмет (в выборе из 2-х, покажи маленький предмет (в выборе из 2-х).

4. Покажи длинную ленту (дорожку, гусеницу, покажи короткую.

5. Покажи на рисунке или на предметах высокий дом, а теперь низкий.

6. Найди картинку или предмет такой же, как у меня.

7. Подбери пару.

8. Собери пирамидку. Собери матрешку.

9. Разложи иллюстрации к сказке по порядку.

10. Посчитай до пяти наизусть.

11. Покажи 1 (2,3,4,5) пальчиков.

12. Покажи, на какой карточке изображено (на какой тарелочке лежит) столько-то предметов (от 1 до 5).

13. Разложи картинки на 2-е группы (например, обувь и головные уборы или цветы и бабочки и т. д.).

Публикации по теме:

Информационный буклет как форма работы с родителями Цель: привлечь внимание целевой аудитории Форма: буклет Обоснование идеи: Главные преимущества информационного буклета: невысокая стоимость,.

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Дидактическая игра «Цвет. Форма. Величина»Дидактическая игра «Цвет. Форма. Величина» Кто из нас не знает знаменитую на весь мир подвижную игру "Твистер"? Наблюдая дома за своими детьми, а в последствии и за детьми в группе,.

Дидактические игры по темам «Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени» для детей средней группыДидактические игры по темам «Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени» для детей средней группы Дидактические игры по темам "Количество и счёт", "Величина", «Форма», «Ориентировка во времени» для детей группы средней группы. Цель.

Информационный материал для педагогов «Знакомим детей с Москвой. Собор Василия Блаженного»Информационный материал для педагогов «Знакомим детей с Москвой. Собор Василия Блаженного» Знакомство детей с Москвой обычно начинается с ее сердца, с самого центра,- Красной площади и Московского кремля. Рассказывая детям о Красной.

Информационный материал для родителей «Велосипед — основные правила безопасности»Информационный материал для родителей «Велосипед — основные правила безопасности» С установлением теплых и солнечных дней увеличивается количество детей, подростков и взрослых, использующих двухколесные транспортные.

Информационный проект «Занимательный материал для дошкольников по математике (1 часть)» Информационный проект «Занимательный материал для дошкольников по математике» (1 часть) Проект направлен на формирование у детей интереса.

Конспект НОД по развитию познавательных способностей в речевой деятельности для старшей группы «Путешествие в осенний лес» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский/сад с. Звонарёвка Марксовский район Саратовская область Конспект НОД по.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационный материал «Цвет, форма, количество». Развитие познавательных способностей
Опубликовано: 23 июня 2020 в 12:55
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационный материал «Цвет, форма, количество». Развитие познавательных способностей» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ивановна Гринь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД