Наталия Смирнова
Информационный материал для педагогов «Знакомим детей с Москвой. Собор Василия Блаженного»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с Москвой обычно начинается с ее сердца, с самого центра,- Красной площади и Московского кремля.
Рассказывая детям о Красной площади, мы никак не можем обойти стороной один из самых известных и узнаваемых московских храмов- Собор Василия Блаженного на Васильевском спуске. Кажется, всем уже давно все известно, но читая разные источники каждый раз находишь что-нибудь новое и удивительное.
Красотой людей пленяя,
Верность Богу сохраняя,
Святой Дух обряд творит,
Публикация «Информационный материал для педагогов „Знакомим детей с Москвой, Собор Василия Блаженного“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Московская область, город Москва
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Чудо-Храм в Москве стоит.
Богатырев Ю. Н.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Покровский собор, Покрова на Рву) более известен как собор (храм) Василия Блаженного) — православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. Строительство собора велось с 1555 по 1561 год.
На Красной Площади стоишь ты до сих пор,
Вещая миру о могучей нашей силе,
В честь военных побед, возведённый собор,
Красивейший из храмов России!
В. Марахин
Во время походов Ивана Грозного на Казань (Казанские походы) на Взлобье Троицкой площади (нынешняя Красная площадь, ставились «походные» деревянные церкви в память об одержанных победах. Очередной поход закончился победой над Казанским ханством и присоединением города к Московскому государству. Это случилось 2 октября 1552 года в день памяти Киприана и Иустины, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда Иван Грозный повелел объединить все «походные» деревянные церкви в один каменный храм во имя Покрова Богородицы — Покровский собор
Собор объединяет десять церквей (приделов, часть из которых освящены в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань. Центральная церковь сооружена в честь Покрова Богородицы, вокруг которой группируются отдельные церкви в честь: Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Трё х Патриархов: Александра, Иоанна и Павла Нового, Григория Армянского, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Варлаама Хутынского, размещённые на одном основании-подклете, и придел в честь Василия Блаженного, по имени которого храм получил второе, более известное название.
В названии собора упомянут ров, проходивший вдоль Кремлёвской стены и служивший оборонительным укреплением (Алевизов ров, его глубина была около 13 метров, а ширина — около 36 метров.
В 1895 году, в рукописном сборнике XVII века, найденном в архивах Румянцевского музея, обнаружилась запись, где летописец говорил, что «Бог даровал» Ивану Грозному «двух мастеров русских по реклу [то есть по-прозвищу] Постник и Барма». В другом сборнике кратко сообщается, что «мастер [собора] был Барма со товарищи». Летописец поясняет, что мастера эти «быша премудрии и удобны таковому чюдному делу».
Отступление: Некоторые историки сейчас считают, что данная версия о строителях храма устарела. А зодчий у храма был один: «Барма, по прозвищу Постник». По третьей версии собор был построен неизвестным западноевропейским мастером, предположительно итальянцем, как и значительная часть сооружений Московского Кремля, возведённых ранее. Отсюда и неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока не нашла чёткого документального подтверждения. Кто знает…
Постник Яковлев, Барма,
Высока о них молва.
И по жизни не хитры,
И в строительстве мудры.
Двое псковских мастеров,
Каждый к подвигу готов.
Не прогневайся, Властитель,
Мастера в России есть.
Мы построим храм Властитель,
Окажи нам эту честь.
Богатырев Ю. Н.
Согласно легенде, зодчие собора Барма и Постник, а в другой версии — неизвестный зодчий, были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Впервые легенду об ослеплении архитектора приводит иностранец, голштинский посол XVII века Адам Алеарий (Олеарий, он же называет собор «иерусалимским». Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.
Другая легенда гласит, что деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный : он приносил монеты на Красную площадь и бросал через правое плечо, никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному. Однако Василий умер в 1552-м, тогда как храм стали строить на три года позже. Хотя по уточнённым данным датой смерти может быть 1557 год.
Сама идея многопридельного собора принадлежала митрополиту Макарию, задумавшему воссоздать в центре Москвы образ святого города Иерусалима — города в городе, что также отвечало концепции Третьего Рима. Покровский собор символизирует собой Небесный Иерусалим : архитекторы поставили несколько храмов на одном фундаменте, поскольку именно так они представляли себе «град обетованный»
От имени Христа на колокольный звон
Благословил тебя митрополит Макарий,
Зодчим Барме и Постнику низкий поклон,
И царю за шедевр государев!
В. Марахин
В 1812 году в подклете Покровского собора занявшие Москву французы держали лошадей. Существует легенда, что Наполеон Бонапарт, восхищённый красотой храма, намеревался перевезти его во Францию. Однако когда понял, что это невозможно, решил взорвать собор. По легенде, дождь загасил фитили французских пушек после молитвы москвичей. Документальных подтверждений этой истории нет
После Отечественной войны 1812 года Красную площадь начали благоустраивать, но в это время собор всё ещё не имел современного вида. Известна история, как Александр I, будучи в Англии после войны, увидел изображение Покровского собора без пристроек и не узнал его. В 1817 году архитектор Осип Бове, реконструируя Красную площадь с торговыми рядами, выложил подпорную стену храма «диким» камнем и установил чугунную ограду.
В 1890-х годах храм вновь масштабно реконструировали: полы укрепили, а Соборную ризницу украсили цветными витражными окнами, спроектированными по заказу Московского археологического общества архитектором Андреем Павлиновым. С начала 1900-х по 1912 год была проведена реставрация храма под руководством архитектора Сергея Соловьёва.
В 1918 году Покровский собор стал одним из первых культурных объектов, взятых под государственную охрану как памятник национального и мирового значения. Тогда же в верхних церквах были прекращены службы. С этого момента началась его музеефикация. Первым смотрителем музея стал протоиерей Иоанн Кузнецов.
В 1923 году было принято решение о создании в соборе историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный сотрудник Государственного исторического музея Е. И. Силин. Музей открыли для посетителей 21 мая 1923 года, параллельно велось комплектование фондов.
В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом Государственного исторического музея. Несмотря на регулярные реставрационные работы, храм был всегда открыт для посетителей. Он закрывался только один раз — во время Великой Отечественной войны. В 1929 году в соборе окончательно запретили богослужения, сняли и переплавили колокола.
Отступление:В 1930-е произошёл инцидент Иосифа Сталина с Лазарем Кагановичем, когда тот представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!»
С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви. Богослужения совершаются регулярно в воскресные дни и на второй день Светлой седмицы (Пасхи) священниками Патриаршего подворья храмов в Зарядье и Китай-городе.
Собор уникален тем, что у здания высотой более 60 метров нет глубокого фундамента — только высокий подклет на искусственно подсыпанном холме на месте оборонительного рва. Эта особенность ставит под сомнение существующую легенду о том, что в подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Единственно возможным фундаментом был неглубокий ленточный, который едва ли достигает двух метров глубиной.
Символ Москвы и душа сокровенного,
Вечный наследник и славы, и бед,
Храм Василия Блаженного -
Памятник русских побед!
Марахин Владимир