Щербатова Елена Александровна
Информационные педагогические ресурсы в рамках изучения основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста
▼ Скачать
В настоящее время все чаще стали обсуждать вопросы финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Разрабатываются программы, методические рекомендации, составляются мини-учебники, то есть данная тема становится актуальной.
Публикация «Информационные педагогические ресурсы в рамках изучения основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сегодня многие родители, близкие родственники, да и друзья детей, фактически начиная с пяти-шести, а порой и с трех-четырех лет на день рождение или по какому-либо событию дарят денежные средства. Многих детей приучают копить на дорогостоящую, давно желаемую вещь. Фактически с малых лет, дети слышат от родителей такие понятия и изречения: как «зарплата», «банковская карта», «нужно оплатить», «мало денег», «надо накопить». Они видят, как взрослые заезжают в магазин и что-то покупают, при этом прикладывая карту или рассчитываясь наличными. Уже с дошкольного возраста, когда дети играют в магазин на улице, для расчета используют листики от деревьев, бумажки, камешки, таким образом, дети получают первые представления о финансовой системе. Из общения с родителями, некоторого уже из имеющегося жизненного наблюдения, из занятий узнают о том, что такое деньги, зачем они нужны людям, что было, когда не было денег, чем же расплачивались люди за свои покупки. Сегодня каждый из нас решает финансовые вопросы семьи, кто-то занимается экономическим планированием в профессиональной сфере, нам приходится принимать порой ответственные и важные финансовые решения. Финансовая грамотность в наше время представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение, писать и читать.
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Нельзя не отметить и недостаточный уровень финансовой грамотности, который мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.
В связи с этим, включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. В современной образовательной программе совсем недавно было включено понятие «финансовая грамотность» в детских образовательных учреждениях. В свое время идею раннего ознакомления детей поднимали Г. А. Острикова, А. Ф. Аменд, Г. Л. Могилевская и другие.
Так, Г. Л. Могилевская утверждает, что деньги – «не цель существования». Автор приходит к выводу, что отношение к материальным ценностям формируется под влиянием воспитания и среды. Г. Л. Могилевская убеждена, что быть добрым значит быть нежадным, щедрым[ ].
А. С. Макаренко в своей «Книге для родителей» писал по поводу одной хорошей семьи: «Меня всегда радовала эта веселая семья и ее строгий денежный порядок. Здесь деньги не пахли ни благостным богом, ни коварным дьяволом. Это было то обычное удобство жизни, которое не требует никаких моральных напряжений»[ ].
Таким образом, процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две стороны данного вопроса: «знание о деньгах и воспитание правильного отношения к ним. Правильное – это когда происхождение денег, материальный достаток и благосостояние в сознании ребенка связывается с трудом. Ценность представляет только честно заработанные деньги». Однако для того, чтобы выработать в детях такой естественный и спокойный взгляд на деньги, педагогам, родителям требуется подойти к делу серьезно, сознательно и ответственно.
Так, по мнению А. Ф. Аменда, давая дошкольникам представления о деньгах, мы приобщаем их «к истокам экономического образования и в целом к экономической культуре» [9].
Финансовую грамотность принято определять как совокупность знаний о финансовом секторе, особенностях его функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах и умения их применять с полным осознанием итогов своих действий и готовностью нести ответственность за осуществляемые решения.
Финансовое поведение осуществляется человеком в различных ситуациях и состоит в решении самых разнообразных задач. Грамотность финансового поведения определяется рациональностью и обоснованностью тех выборов, которые осуществляет человек в этих ситуациях.
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи, деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем чтото сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь», трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения[2].
Работать в данном направлении рекомендуют со старшего дошкольного возраста, но думается, что можно начинать и со средней группы, пополняя и расширяя знания, умения и навыки с каждым последующим учебным годом.
Рассмотрим некоторые особенности, а также возможности и идеи развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников дошкольного возраста.
В соответствии с этим можно выделить зоны: информационную (произведения художественной литературы экономического содержания); занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.); деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.) [2].
Представим обзор некоторых книг, которые будут интересны не только педагогам, но и родителям с детьми.
Так в замечательной энциклопедии «Деньги» А. Д. Шатовой, представлен комплект рабочих тетрадей, предназначенных для подготовки к школе детей 5—6 лет. Автор доступным языком, красочно оформленные разнообразные практические задания: дорисовывание, раскрашивание, отгадывание загадок, выбор необходимых инструментов - все это позволяют сделать занятия с детьми не только полезными, но и интересными.
В учебнике «Самоучитель семейных финансов для детей по финансовой грамотности» Евгении Блискавки, вы найдете много «начальных основ» для работы с дошкольниками, доступным языком представлены жизненные задачи, примеры, что поможет объяснить ребенку, что такое деньги и какова их ценность, сколько стоит труд, почему невозможно покупать все, что хочется, и ответить на другие сложные вопросы.
Не менее интересна книга «Волшебный банкомат. Детям об экономике», Т. Поповой знакомит ребёнка с занимательным миром денег, труда и хозяйства. В компании с главными героями (Катя и Сережа) ребенок отправится на экзотический остров, чтобы постичь основы экономического мышления. Сказочный сюжет, исторические справки и игровые задания помогут малышу найти ответ на вопрос «Для чего нужны деньги?». Перед каждой главой размещены рекомендации, которые подскажут родителям, на что обратить внимание ребёнка при совместном чтении.
Книга Джолайн Годфри, «Как научить ребёнка обращаться с деньгами» будет также интересна не только педагогам, но и родителям. Автор книги – американский эксперт по детской финансовой грамотности. Она много работала с детьми разных возрастов из семей с самым разным уровнем дохода. По ее мнению, за период от 5 до 18 лет ребёнок должен усвоить десять основных навыков обращения с деньгами — научиться экономить, вести счёт деньгам, добиваться достойной оплаты труда, тратить с умом, говорить о деньгах, жить по средствам, вкладывать деньги, проявлять предприимчивость, возвращать долги и с помощью денег менять мир. В своей книге она описывает приёмы, которые помогут ребёнку постепенно узнавать о деньгах и учиться управлять ими.
Одна из задач ранней финансовой грамотности – знакомство дошкольников с деньгами. Решать эту задачу можно, внося в среду тематические альбомы, рабочие тетради, коллекции денег. Темы для обсуждения: Монетка. Аверс и реверс. История монетки. Благотворительность. Труд родителей и мой труд. Сбережения. Кредиты. Планирование покупок (расходы семьи).
Книги, фильмы, мультфильмы, способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников : Буратино, Дюймовочка, Бременские музыканты, Ослиные уши, Сказка о золотой рыбке, Сказка о попе и его работнике Балде, Золушка, Морозко, Цветик-Семицветик, Конек-Горбунок, Огниво, Кот в сапогах, Фиксики-Копилка, Смешарики, Сказка о золотом петушке, Фунтик, «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Дудочка и кувшинчик», «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена» и т. д.
Игра «Верю - не верю» Дошкольникам задается вопрос, а они должны ответить верят или нет. 1. Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»? (Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов). 2. Верите ли вы, что жители островов Санта-Крус применяли деньги в виде перьев? (Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта-Крус. Представляли они собой тонкие красные перья длиной до 10 сантиметров). 3. Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики? (Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц) 4. Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть «Остров каменных денег»? (Да. В бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».) [7].
Игры: Выход в супермаркет (приобретение основных покупок за 20 мин.). Потеря или находка банковской карты. Кошелек-мой и чужой. Квест-игра «Найди по схеме, где спрятан клад» [7].
Игра «Я и финансы» (старший дошкольный возраст). Игру лучше проводить в течение дня, во время каникул. В ходе игры детям предоставляется возможность «заработать» (что-то разобрать, протереть пыль, прочитать книжку «бабушке» и т. д.) «дошколики» (условные единицы игры, деньги, а затем, заработанные деньги можно потратить в супермаркете – выбрать товар, приобрести его индивидуально или коллективно и не забыть взять чек. Также дети могут инвестировать деньги в благотворительность. Дети учатся планировать покупки по каталогам товаров, рассчитывать стоимость товара, отталкиваясь от заработанной суммы. Есть возможность и подработать [7].
Игра «Хочу и надо». Перед вами схема потребностей и несколько монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность. (Дети выполняют задание и объясняют свой выбор). Воспитатель: Когда оплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку[ ].
Игра «Доход и расход». В каждой семье есть Доходы и Расходы. Давайте поиграем в игру «Доход или Расход». Я буду говорить предложения, а вы мне должны закончить их словами: Доход или Расход. Мама с папой получили зарплату (доход); Мама заплатила за детский сад (расход); Вы нашли клад (доход); Бабушка купила молоко (расход); Мама купила ботиночки (расход); Дедушка получил пенсию (доход); Папа заплатил за стрижку (расход); Брат получил стипендию (доход); Вы купили билеты в кино (расход) [8].
Конкурсы на составление рекламы фирменного блюда или изделия, на использование бросового материала «Вторая жизнь вещей». Конкурс копилок (самодельных). Конкурс мини-бизнес-план. Участие в экономическом аукционе, в игре «День предпринимателя» и т. д. [6].
Детско-родительские проекты: «Магазин моей мечты», «Как мы экономили бюджет», «Как мы копили деньги». Изготовление семейных экономических газет.
Пример, элемента беседы о том, что такое деньги?
Воспитатель: Послушайте мою загадку: «Бывают они медные, блестящие, бумажные, Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?» (Ответы детей). Воспитатель: Совершенно верно - «деньги». Как слово «деньги» можно сказать на английском языке? (Money) (Ответы детей). А как называются Российские деньги? (Ответы детей - рубль). А как называются Немецкие деньги? (евро) Английские? (Ответы детей - фунт, американские (доллар). На экране демонстрируется валюта разных стран. Дети называют знакомые банкноты.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать деньги других стран? (Ответы детей). Да, ребята, валюта – это денежная единица, лежащая в основе денежной системы того или иного государства.
А для чего людям нужны деньги? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей). Воспитатель: Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда. Может ли человек за свой труд получать больше денег или не может? (Ответы детей) [7].
Таким образом, основу по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет. Освоение денежно-экономических отношений в детском возрасте, в будущем даст основу для успешного У ребенка, у которого сформированы на достаточном уровне «денежно-экономические отношения», тем успешнее будет складываться его жизнедеятельность во взрослой жизни. Также важно делать это и в семье, чтобы он не просто знал способы обращения с деньгами, но и активно мог их применять. Следовательно, понимание азов денежно-экономических отношений в дошкольном возрасте - это актуальный вопрос сегодня. Сегодня существует достаточно методических рекомендаций, сборников по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Евгения Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.
2. Введение основ финансовой грамотности в образовательную В24 деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О. В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 50 с
3. Макаренко А. С. Книга для родителей. Академический проект, 2019 г.
4. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников. Москва. – 2019.
5. Могилевская Г. Л. Дети и деньги. М., «Знание», 1981 г.
6. Семенкова Е. В., Стахович Л. В., Рыжановская Л. Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019
7. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
8. Шатова, А. Н. Деньги /А. Н. Шатова. — М. : Издательство «Ювента», 2003. — 16 с. : ил.
9. Шатова, А. Н. Финансовая грамотность дошкольников : две стороны проблемы. / А. Н. Шатова // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 2, - с. 22-26.