МААМ-картинки

Колыбельные песни в музыкальном развитии детей

Марина Дементьева
Колыбельные песни в музыкальном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы

Колыбельные песни в музыкальном развитии малышей

Колыбельные песни – основа фольклора разных народов, большой пласт народного искусства. Название «колыбельная» произошло от слов «колыбель», «колыхать» (качать). В ранних исторических источниках встречается слово «байки», которое созвучно древнерусскому «байкать» (баюкать, убаюкивать) или «баять» (сказывать небылицы, говорить неторопливо, нараспев). Древние колыбельные пелись без слов или на припев «баю-баю-баюшки». Колыбельные байки – это ещё и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимого существа, которые приносят ребёнку сон.

Публикация «Колыбельные песни в музыкальном развитии детей» размещена в разделах

Слушая колыбельные песни, ребенок чувствует комфорт, умиротворение, безопасность. Основное предназначение колыбельных – усыпить того, кому они поются. Но это лишь видимая функция колыбельной песни. В момент засыпания мозг ребёнка находится в пассивном состоянии, но его подсознание, наоборот, наиболее активно.

Медики называют колыбельные универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю жизнь: детям, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдают психическими расстройствами. Колыбельные песни помогают установить особое эмоциональное отношение между их исполнителем и малышом. Исполнение колыбельных песен благотворно влияет и на материнский организм. Педиатры отмечают усиление лактации у кормящих матерей, которые регулярно напевают что-то своим детям.

Информация, которая передается ребенку с песней во время засыпания, остается у него в памяти. Малыш воспринимает интонации, тембр голоса, который дает ему чувство тепла и защищенности.

Даже если взрослые (родители, воспитатели, педагоги) не уверены в своих музыкальных способностях, это не повод лишать малыша колыбельных песен. Здесь более важен эмоциональный посыл, который адресован ребёнку.

Исследователи выделяют несколько разновидностей колыбельных.

Первая группа. Это песни, которые обращаются к ребенку с пожеланием сна, благополучия, счастья, достатка, с обещанием гостинцев, вкусной еды.

Ай, люлю, люлю, люлю,

Уж я Вовушку люблю

Спи-ка, Вовушка в добре,

На соломке, на ковре.

Занавесочка шелкова,

Сидит нянюшка толкова,

Люлю-бай, люлю-бай,

Спи-ка, Вова, засыпай!

Вторая группа. Сюда входят колыбельные, в которых фигурируют образы животных и птиц, обращение с просьбой помочь укачать ребёнка.

Гули, гули, гуленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать.

Стали гули ворковать,

Нашу деточку качать.

Третья группа. Составляют колыбельные с мифологическими образами Сна, Дрёмы, Угомона, которые должны успокоить ребенка, навеять на него сон.

Баю-бай, баю-бай,

Машу Бука не пугай!

Мы дадим тебе чайку,

Два кусочка сахарку,

Ещё пышки, да пирог,

Уйди, Бука, за порог.

Куда хочешь, уходи,

Только Машу не буди!

Ходит сон по хате

В сереньком халате,

А сониха под окном –

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

А ты, доченька, усни.

Ходит сон у окон,

Ходит к дрё ме на поклон:

- Приходи к нам, дрёма, в дом,

Приноси нам угомон.

Четвёртая группа. Входят песни, которые содержат мотив устрашения, запугивания ребенка.

Баю, баюшки-бою,

Колотушек надаю.

Колотушек двадцать пять,

Будет Ваня крепко спать.

Пятую группу – образуют песни со смешным содержанием.

Баю, баю, баючок,

В огороде хмельничок,

Зайка хмеля нащипал, в чисто поле убежал.

А мы заиньку поймали, ушки зайке потрепали,

Чтоб он хмеля не щипал, а на скрипочке играл.

Чтоб на скрипочке играл, нашу детку забавлял.

Исследователи, обратившие внимание на важность колыбельных песен для развития современного ребенка, доказали влияние индивидуальности пения взрослого (родителя). В момент исполнения колыбельной родитель целиком принадлежит ребёнку. Он дарит ему свою любовь, нежность, свою энергию. Такое близкое общение создаёт в ребенке уверенность не только в своих силах, но и в том, что его любят, что он важен для своей семьи.

Обычно в течение дня ребенок слышит колыбельные песни перед дневным и пред ночным сном. Их поют взрослые, которые хотят усыпить малыша, дать ему возможность отдохнуть и набраться сил.

При прослушивании разных колыбельных у ребенка появляются любимые песни. Он напевает их, играя, укачивая игрушку. Необходимо в этот момент взрослым показать, как правильно прижать игрушку к себе, как правильно её укачивать и одновременно петь колыбельную.

Использовать колыбельные можно на занятиях. Так, знакомя детей с творчеством поэта, можно включить эти стихи:

• При чтении художественной литературы;

• На занятиях по рисованию.

Из поколения в поколение передается народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»Из опыта работы «Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста» Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понятие эстетического.

Эстетическое воспитание в музыкальном развитии Доклад: «Эстетическое воспитание в музыкальном развитии». Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ д/с №1 г. Лебедянь Федосова.

Интегрированное музыкальное занятие НОД с элементами осетинского регионального компонента в ДОУ «Колыбельные песни» Интегрированное музыкальное занятие, с элементами (осетинского)регионального компонента в ДОУ НОД «Колыбельные песни». Разработала музыкальный.

Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии .

Конспект НОД «Колыбельные песни» в первой младшей группе «Колыбельные песни» в первой младшей группе. - Развивать у детей интерес и любовь к песенному народному творчеству; обогащать словарь детей.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Колыбельные песни для куклы» ЦЕЛЬ: • формировать у детей представление о культуре разных народов используя элементы фольклора: колыбельные. • продолжать знакомить.

Консультация для мамочек «Что значат колыбельные песни для малышей?» Что значат колыбельные песни для малышей? У современных матерей жизнь расписана по часам, даже дети живут по строгому распорядку дня. Колыбельные.

Консультация для родителей «Зачем петь малышу колыбельные песни?»Консультация для родителей «Зачем петь малышу колыбельные песни?» Колыбельные - первые уроки родного языка для ребёнка. Песни, которые ребёнку поёт мама, бабушка, способствуют тому, что ребёнок запоминает.

Пение и его роль в музыкальном развитии ребенка Пение и его роль в музыкальном развитии ребенка. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать.

Роль фольклора в музыкальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста Актуальность Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сегодня остро стоит проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Колыбельные песни в музыкальном развитии детей
Опубликовано: 17 января 2019 в 11:07
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Колыбельные песни в музыкальном развитии детей» (включая файлы) размещена пользователем Марина Дементьева (УИ 1781972) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД