Марина Дементьева
Колыбельные песни в музыкальном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Колыбельные песни в музыкальном развитии малышей
Колыбельные песни – основа фольклора разных народов, большой пласт народного искусства. Название «колыбельная» произошло от слов «колыбель», «колыхать» (качать). В ранних исторических источниках встречается слово «байки», которое созвучно древнерусскому «байкать» (баюкать, убаюкивать) или «баять» (сказывать небылицы, говорить неторопливо, нараспев). Древние колыбельные пелись без слов или на припев «баю-баю-баюшки». Колыбельные байки – это ещё и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимого существа, которые приносят ребёнку сон.
Публикация «Колыбельные песни в музыкальном развитии детей» размещена в разделах
- Колыбельные песни
- Песни. Все материалы на тему песен
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слушая колыбельные песни, ребенок чувствует комфорт, умиротворение, безопасность. Основное предназначение колыбельных – усыпить того, кому они поются. Но это лишь видимая функция колыбельной песни. В момент засыпания мозг ребёнка находится в пассивном состоянии, но его подсознание, наоборот, наиболее активно.
Медики называют колыбельные универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю жизнь: детям, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдают психическими расстройствами. Колыбельные песни помогают установить особое эмоциональное отношение между их исполнителем и малышом. Исполнение колыбельных песен благотворно влияет и на материнский организм. Педиатры отмечают усиление лактации у кормящих матерей, которые регулярно напевают что-то своим детям.
Информация, которая передается ребенку с песней во время засыпания, остается у него в памяти. Малыш воспринимает интонации, тембр голоса, который дает ему чувство тепла и защищенности.
Даже если взрослые (родители, воспитатели, педагоги) не уверены в своих музыкальных способностях, это не повод лишать малыша колыбельных песен. Здесь более важен эмоциональный посыл, который адресован ребёнку.
Исследователи выделяют несколько разновидностей колыбельных.
Первая группа. Это песни, которые обращаются к ребенку с пожеланием сна, благополучия, счастья, достатка, с обещанием гостинцев, вкусной еды.
Ай, люлю, люлю, люлю,
Уж я Вовушку люблю
Спи-ка, Вовушка в добре,
На соломке, на ковре.
Занавесочка шелкова,
Сидит нянюшка толкова,
Люлю-бай, люлю-бай,
Спи-ка, Вова, засыпай!
Вторая группа. Сюда входят колыбельные, в которых фигурируют образы животных и птиц, обращение с просьбой помочь укачать ребёнка.
Гули, гули, гуленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать.
Стали гули ворковать,
Нашу деточку качать.
Третья группа. Составляют колыбельные с мифологическими образами Сна, Дрёмы, Угомона, которые должны успокоить ребенка, навеять на него сон.
Баю-бай, баю-бай,
Машу Бука не пугай!
Мы дадим тебе чайку,
Два кусочка сахарку,
Ещё пышки, да пирог,
Уйди, Бука, за порог.
Куда хочешь, уходи,
Только Машу не буди!
Ходит сон по хате
В сереньком халате,
А сониха под окном –
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
А ты, доченька, усни.
Ходит сон у окон,
Ходит к дрё ме на поклон:
- Приходи к нам, дрёма, в дом,
Приноси нам угомон.
Четвёртая группа. Входят песни, которые содержат мотив устрашения, запугивания ребенка.
Баю, баюшки-бою,
Колотушек надаю.
Колотушек двадцать пять,
Будет Ваня крепко спать.
Пятую группу – образуют песни со смешным содержанием.
Баю, баю, баючок,
В огороде хмельничок,
Зайка хмеля нащипал, в чисто поле убежал.
А мы заиньку поймали, ушки зайке потрепали,
Чтоб он хмеля не щипал, а на скрипочке играл.
Чтоб на скрипочке играл, нашу детку забавлял.
Исследователи, обратившие внимание на важность колыбельных песен для развития современного ребенка, доказали влияние индивидуальности пения взрослого (родителя). В момент исполнения колыбельной родитель целиком принадлежит ребёнку. Он дарит ему свою любовь, нежность, свою энергию. Такое близкое общение создаёт в ребенке уверенность не только в своих силах, но и в том, что его любят, что он важен для своей семьи.
Обычно в течение дня ребенок слышит колыбельные песни перед дневным и пред ночным сном. Их поют взрослые, которые хотят усыпить малыша, дать ему возможность отдохнуть и набраться сил.
При прослушивании разных колыбельных у ребенка появляются любимые песни. Он напевает их, играя, укачивая игрушку. Необходимо в этот момент взрослым показать, как правильно прижать игрушку к себе, как правильно её укачивать и одновременно петь колыбельную.
Использовать колыбельные можно на занятиях. Так, знакомя детей с творчеством поэта, можно включить эти стихи:
• При чтении художественной литературы;
• На занятиях по рисованию.
Из поколения в поколение передается народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.