Егорова Минзилэ Гильмановна
Информационно-творческий проект в старшей группе «Здоровое питание»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта
Все мы знаем, что влияние питания на состояние здоровья человека огромно. Известно, что пища является одним из важнейших факторов окружающей среды. Еще Гиппократ, живший в древней Греции, сказал следующее: «Зачастую, отец болезни неизвестен, но мать ее — это пища». Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.
Публикация «Информационно-творческий проект в старшей группе „Здоровое питание“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Продукты питания
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Рациональное сбалансированное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными потребностями растущего организма. Дети не могут самостоятельно оценить полезность здоровой пищи. Сегодня существует проблема правильного питания в семье. Многие родители не в состоянии обеспечить своим детям правильного питания из-за отсутствия теоретических знаний. Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, копчёное, острое, сладкое. Многие кормят детей однотипно. В лучшем случае – котлеты, картошка, в худшем – сосиска, макароны, пельмени. Из-за этого дети, не привыкшие к здоровой пище, отказываются в детском саду от овощных блюд, кисломолочной продукции, рыбы, запеканок.
А ведь без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Мы постоянно ищем всё новые и новые способы позаботиться о своём здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на своё питание.
Цель проекта
Создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах здорового питания.
Задачи проекта
1. Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания человека
2. Закреплять знания детей о необходимости витаминов для нормальной жизнедеятельности человека, о том, в состав каких продуктов они входят
3. Развивать познавательные и творческие способности детей, исследовательские умения и навыки, мыслительные процессы (анализ, синтез, умозаключения).
4. Воспитывать бережное отношение к своему организму, осознанное отношение к выбору продуктов питания, культуру поведения за столом.
5. Активизировать знания родителей о здоровом питании, повысить их самообразование по теме.
6. Вовлечь детей и их родителей в совместную деятельность по изучению здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасности и качества питания.
Участники проекта
Дети старшей группы (5-6 лет) : участвуют в разных видах деятельности.
Воспитатель : осуществляет педагогическое просвещение родителей по проблеме; организует деятельность детей и родителей.
Родители: участвуют в анкетировании и совместной деятельности.
Тип проекта
Информационно- творческий, групповой
Продолжительность проекта
Краткосрочный (с 04.11 по 16.11.2020 года)
Методы и формы работы, направленные на реализацию проекта
Методы
№ Методы Приемы
1 Словесные • чтение художественной литературы;
• беседы о прочитанном;
• составление рассказов по иллюстрациям; по схемам-моделям;
• игровые ситуации;
• отгадывание загадок;
• аудио – прослушивание.
2 Наглядные • организация выставок: «Моё любимое блюдо»;
• рассматривание иллюстраций;
3 Практические • настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые игры;
• элементы инсценировки;
• театрализованные игры.
Формы
№ Участники проекта Формы деятельности
1 Родители • анкетирование родителей
• беседы с родителями о важности реализации проекта;
• консультации для родителей по теме проекта;
• творческие работы детей совместно с родителями;
• оформление информационных стендов в родительских уголках.
2 Дети • НОД;
• совместная и самостоятельная деятельность детей;
• режимные моменты;
• выставки;
• театрализованное представление
3 Воспитатель • НОД;
• индивидуальные консультации;
• подвижные игры;
• беседа;
• слайд презентации;
Ожидаемые результаты
Педагоги: повысится педагогическая компетенция по вопросам о правильном питании; будут созданы условия для формирования знаний детей о полезных продуктах, витаминах и правильном питании.
Дети: получат представления о значении правильного и здорового питания для здоровья человека, о необходимости заботы о своём здоровье, бережном отношении к своему организму, представления о том, что вредно и что полезно для здоровья и как витамины влияют на организм человека.
Родители: обратят внимание на рацион своих детей, изменят их меню, сделав его более витаминизированным и полезным, получат представления об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного питания, о наиболее подходящих блюдах для детей; грамотно и творчески подойдут к вопросам правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей.
План-график мероприятий
I этап. Предварительный
Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
(04.11-06.11.)
1. Информирование родителей о реализации данного проекта. Подборка методической, справочной, художественной литературы.
2. Анкетирование родителей «Здоровое питание – здоровый ребёнок» : выявить уровень просвещенности родителей по данному вопросу.
3. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
4. Составление перспективного плана по данному проекту.
5. Подбор книг для рассматривания и чтения по возрасту, картотеки дидактических игр.
II этап. Основной
Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
Понедельник, 09.11
Беседа «Правильное питание – залог здоровья». Цель: познакомить детей с основами рационального питания, помогать детям осознать важность правильного питания, сформировать умение отличать полезные продукты от вредных.
Рисование «Наполним холодильник полезными продуктами питания». Цель: систематизировать представление о полезных продуктах питания, хранящихся в холодильнике (молочные, мясные, рыбные, кондитерские изделия, овощи, фрукты). Закрепить их характерные особенности. Самостоятельно выбирать полезные продукты, разнообразить тематику рисования.
Обсуждение проблемных ситуаций
- «Что будет, если питаться только сладкими продуктами?»
- «Как помочь другу правильно выбрать продукты питания в магазине»
Цель: учить рассуждать, давать правильную оценку ситуации.
Чтение Ю. Тувим «Овощи», А. Смирновой «Помидоры», В. Мусатов «Огурцы», «Капуста», «Укроп», Н. Носов «Огурцы». Чтение сказки Е. Фартутдинова «Сказка о том, почему помидор стал красным»
Сюжетно-ролевая игра «Сервируем стол». Цель: закреплять знания о правильной сервировке стола, о правилах гигиены.
Самостоятельная деятельность. Раскрашивание овощей и фруктов.
Цель: закреплять умения детей не выходить за контур предмета; закреплять знания об овощах и фруктах.
Дидактические игры «Фрукты и овощи», «Волшебный мешочек», «Узнай по описанию»,
«Что где растет». Цель: рассказать детям в игровой форме о важности правильного питания.
Оформить папки-передвижки «Советы родителям о питании дошкольников» «Стихи про витамины, овощи и фрукты», «Азбука витаминов" "Витамины наши друзья».
Цель: повысить уровень просвещенности родителей в вопросах здорового питания. Подбор книг по возрасту, создание мини-библиотеки. Цель: вызвать желание расширять знания о здоровом питании.
Обогащение речевого уголка дидактическими и настольными играми. Цель: продолжать создавать условия для расширения и закрепления знаний о здоровом питании.
Вторник, 10.11
Беседа «Зачем нужен режим в питании»
Цель: закреплять понятие о режиме питания и его влияния на здоровье.
Дидактическое упражнение «Расположи картинки правильно «Мой день». Цель: расширять знания о режиме в питании и его влиянии на здоровье, воспитывать необходимость
соблюдать режим питания.
Дидактическая игра «Кто из гостей ведет себя неправильно». Цель: закрепить у детей представления о правилах этикета во время приема пищи.
Конкурс: «Самый аккуратный за столом». Цель: Закреплять представления детей о значении для здоровья соблюдения культурно-гигиенических правил.
Составление детьми описательных рассказов по схемам-моделям «Мытьё рук перед едой», «Готовим угощение из фруктов», «Что можно приготовить из овощей»
Чтение Э. Успенского «Дети, которые плохо едят в детском саду». Цель: учить детей понимать содержание произведения и следить за развитием сюжета; развивать внимание, мышление, память, речь; формировать культуру поведения за столом; воспитывать нравственные качества: дружба, взаимопомощь.
Аппликация «Блюдо с овощами и фруктами». Цель: учить детей вырезать детали аппликации по предварительной разметке, располагать их на общей основе; продолжать знакомить детей с понятием “витамины”, формировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины; воспитать у детей потребность правильно питаться; развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
Заучивание пословиц и поговорок об овощах, фруктах и продуктах питания. Цель: закрепление представления детей о пользе для здоровья человека овощей и фруктов. Консультация для родителей «Питание в детском саду». Цель: повысить уровень просвещенности родителей в том, что
Помощь в разучивании слов к драматизации. Цель: вызвать интерес к совместной деятельности по реализации проекта
Среда, 11.11
Беседа «Польза молока. Что можно приготовить из молока?». Цель: Закрепить с детьми знания о молоке и пользе молочных продуктов. Закрепить знания детей о продуктах, которые можно изготовить из молока, витаминах в них, необходимости употребления и пользе для детского организма. Расширять словарный запас.
Дидактическая игра «Путешествие молока», «Приготовим суп, кашу», «Пирамида здоровья».
Цель: Показать детям, как приходит молоко на наш стол. Учить детей правильно подбирать продукты для приготовления молочных блюд, раскладывать картинки по порядку.
Чтение художественной литературы: стихи, загадки о продуктах.
Просмотр слайд-презентации «Вкусная и полезная еда» : расширять знания детей о здоровой еде.
Сюжетно-ролевая игра «Молочный магазин». Цель: Закрепить знания детей о продуктах из молока. Продолжать играть дружно в коллективе.
Лепка «Полезные продукты». Цель: лепить фрукты и овощи по представлению, используя знакомые техники лепки; развивать мелкую моторику; воспитывать у детей потребность правильно питаться.
Подготовка к драматизации сказки
Помощь в изготовлении атрибутов к театрализации сказки. Цель: привлечь к совместному творчеству родителей и детей.
Буклеты "Где живут витамины", "Разговор о правильном питании"
Пополнить уголок ряжения масками овощей и фруктов. Цель: создать условия для реализации сказочных сюжетов в игровой деятельности.
Четверг, 12.11 Беседа «Как попадают на стол в наш детский сад овощи и фрукты?». Цель: показать детям путь, который проходят овощи и фрукты, прежде чем попасть в детский сад; закрепить названия и особенности труда данных профессий.
«Вкусно – не всегда полезно. Что мы знаем о вредных продуктах». Цель: Закрепить с детьми знания о вредных продуктах и почему нужно их употреблять в ограниченных количествах. Какие последствия происходят в чрезмерном их употреблении. Какой вред могут нанести организму вредные продукты.
Экспериментирование «Вредно-полезно». Цель: показать важность в жизни человека употребления полезных продуктов.
Подвижные игры «Собери урожай» (эстафета). Цель: Формирование у детей физических качеств и повышение интереса к занятиям физической культурой, потребности в здоровом образе жизни.
Дидактическая игра «Назови лишний продукт». Цель: упражнять детей в классификации продуктов на вредные и полезные, мотивировать свои ответы.
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.
Подготовка к драматизации сказки
Совместная деятельность родителей с детьми. Рисование «Моё любимое блюдо». Цель: привлечь к совместному творчеству родителей и детей. Обогащение речевого уголка дидактическими и настольными играми. Цель: продолжать создавать условия для расширения и закрепления знаний о здоровом питании.
Пятница, 13.11 Беседа «Что такое консерванты?». Цель: познакомить детей с понятием «консерванты», подвести воспитанников к пониманию, что консервированные продукты содержат в себе недостаточное количество витаминов и минеральных веществ.
Дидактическое упражнение «Где взять витамины зимой?». Цель: дать представление детям о том, какие витамины и минеральные вещества содержатся в продуктах, какие наиболее полезны и почему.
Дидактическая игра «Где живут витамины?». Цель: закрепить знания о витаминах, пользе для здоровья, содержание тех или иных витаминов в овощах и фруктах.
Чтение и обсуждение поговорок и пословиц «Сытый голодному не товарищ», «Сладкого досыта не наешься», «Щи да каша – пища наша», «Когда я ем - я глух и нем»
Викторина с детьми «Будьте здоровы!». Цель: обобщить знания детей о продуктах питания, их разнообразии и жизненно важной ценности, о влиянии пищи на организм человека; закрепить у детей умения различать полезные и вредные для здоровья продукты питания, представления о пользе витаминов для здоровья человека, воспитывать осознанное отношение к выполнению правил здорового питания.
Подготовка к драматизации сказки. Приготовление костюмов и декораций. Цель: вызвать интерес к совместной деятельности по реализации проекта.
Обмен опытом по приготовлению полезных блюд родителей и детей.
III этап. Заключительный
16.11. Обобщение опыта по оздоровлению детей через театрализованную деятельность «Спор овощей» Н. Семёнова.
Оформление фотоальбома «Мое любимое блюдо» (фото любимого блюда и рецепт от мамы)
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата. Презентация проекта.
Оценка результатов и отчетность
У детей сформировались представления о здоровом образе жизни (понимают значимость правильного питания для здоровья; умеют выполнять культурно - гигиенические правила; умеют оценивать полезность продуктов и блюд в ежедневном рационе и др.). Родители и дети осознали необходимость и значимость здорового образа жизни.
Список использованной литературы
1. Бондарева Наталья Николаевна. Издательский дом «Карапуз», 27.02.1998.
2. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г., «Разговор о правильном питание» [Текст] : Методическое пособие для педагогов. Москва ОЛМА медиа группа, 2008.
3. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика [Текст] : Гимнастика для пальчиков / Т. А. Ткаченко. - М. : Изд-во Эскимо, 2005. - 48с.
4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ»; 1999. - 48с.
5. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 Загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль. Академия развития: Академия Холдинг 2000.- 224с.
6. Полянская Юлия «Школа этикета». Издательский дом «Лидер» 2012.
7. Соколова Е. И. «Болтливая редька». Издательство «Академия развития» 1999.
8. В. А. Деркунская «Образовательная область «Здоровье»
9. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
10. Интернет ресурсы
Викторина «Будьте здоровы!»
Программное содержание:
Закрепить знания детей о пользе витаминов для нашего организма;
Закрепить знания о полезной для развития организма пище;
Поддерживать у детей интерес к своему здоровью;
Развивать познавательные и творческие способности детей.
Оборудование:
Отличительные знаки (бейджики) для членов команд; карточки с изображением двух овощей; цветные карандаши (10 наборов); 5 силуэтов овощей, набор детской посуды; халат для Айболита; овощи и фрукты для конкурса «Перенеси овощи (фрукты); 6 карточек для конкурса «Четвертый лишний»; шапочки овощей для инсценировки.
Ход ВИКТОРИНЫ:
Здравствуйте, дорогие гости! Всем известно, что, когда люди здороваются – они желают друг другу здоровья. Все мы хотим быть здоровыми, а для того, чтобы быть здоровым необходимо, прежде всего, правильно питаться. Чтобы выяснить, что мы знаем о правильном питании, мы собрались в этом зале на викторину (дети хором) – «Будьте здоровы!»
Пора начинать. Я приглашаю наших участников. Это две команды: «ОВОЩИ» и «ФРУКТЫ» (представляю капитанов команд). Командам будут предоставлены различные конкурсы, с трудностями которых им предстоит справиться, а наши болельщики будут переживать за участников и поддерживать их.
Право оценивать выступления наших команд я предоставляю жюри в составе: …
Итак, начинаем. 1 конкурс называется «Отгадай загадку». Я буду по очереди загадывать командам загадки. Ваша задача – дослушать загадку до конца и дать правильный ответ. За каждый правильный ответ команды получат по 1 баллу. (Каждой команде загадывается по 6 загадок об овощах и фруктах).
Переходим ко 2 конкурсу. Это «Конкурс капитанов» команд. Каждому из вас я даю карточку с изображением овоща. Вам необходимо как можно подробнее рассказать о нем по плану: как называется, где растет, форма, цвет, какой он на ощупь, на вкус, чем полезен, что можно из него приготовить. Дадим капитанам время на подготовку, а пока жюри сообщит об итогах «Конкурса загадок» (затем слово предоставляется капитанам). Молодцы, капитаны, постарались, не подвели свои команды.
Мы с вами живем в селе и имеем возможность выращивать овощи. А как быть городским жителям? (ответы детей). Правильно, им приходится овощи покупать. Я предлагаю вам вспомнить об одной нашей городской знакомой и поведать гостям ее историю, а заодно и немного отдохнуть.
(Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» - со всеми детьми).
Я предоставляю слово жюри. А теперь настало время следующего конкурса. Он называется «Закрась овощ (фрукт)». Каждый из участников получит изображение какого-либо овоща или фрукта. Обратите внимание, что художник не успел их раскрасить, т. е. наши овощи и фрукты не созрели. Как вы думаете, можно употреблять в пищу незрелые овощи и фрукты? Чем это грозит? (ответы детей).
Совершенно верно, поэтому, чтобы не навредить своему здоровью, вы должны помочь нашим овощам и фруктам созреть, а значит, ваша задача, их раскрасить. Старайтесь раскрашивать аккуратно, чтобы карандаш не выходил за контур, обратите внимание на выбор цвета.
Пока участники команд закрашивают, я провожу с болельщиками
пальчиковую гимнастику «Фрукты», при наличии времени, загадываю загадки.
Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга
На базар ходили мы, (мизинцы)
Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы)
Но купили мы арбуз — (большие пальцы)
Это самый вкусный груз. (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)
Вижу, с заданием все справились, я отдаю ваши уже зрелые овощи и фрукты в руки жюри, которое оценит качество созревания.
А нам пора переходить к конкурсу «Знатоки». Командам необходимо назвать как можно больше пословиц и поговорок о здоровье. За каждую пословицу команде присуждается 1 балл, отвечают команды по очереди.
Пока жюри подсчитывает баллы, предлагаю отдохнуть от конкурсов и познакомиться с любопытными персонажами.
Час обеда подошел, Нехочуха сел за стол:
-Не хочу я есть салат,
Дайте лучше мармелад,
Не хочу я есть котлет,
Дайте булок и конфет!
Привередница вскочила, на весь зал заголосила:
Приносите в сад и школу
Фанту, Спрайт и Пепси-Колу,
А из фруктов разных соки
Доведут вас до мороки!
Посмотрите-ка на них! Это что еще за новости? Раве можно так себя вести?
- Дети, скажите, в чем не правы Нехочуха и Привередница? (ответы детей).
- Нехочуха и Привередница, вы нам верите?
-Нет! Нет! Нет!
- Ну, раз вы нам не верите, тогда придется позвать доктора Айболита, чтобы он подтвердил наши слова. (Входит Айболит, здоровается с детьми).
- Айболит, помоги нам, пожалуйста, научить Нехочуху и Привередницу правильно питаться. Они питаются совершенно неправильно, и поэтому такие бледные, вялые и все время зевают. (Айболит рассказывает о том, что надо обязательно есть овощи и фрукты, в них содержатся волшебные вещества, которые помогают нашему организму расти).
- Дети, а вы знаете, что это за волшебные вещества? Правильно, это витамины.
(Нехочуха и Привередница) - Какие еще витамины?
(Дети рассказывают о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах,
об их пользе, дают Нехочухе и Привереднице полезные советы).
(Нехочуха и Привередница) – Айболит, оказывается в каждом овоще и фрукте целые витаминные семейки, скажи нам, а какие из них полезнее?
Айболит: - В каждой польза есть и вкус
А решать я не берусь,
Кто из них важнее,
Кто из них нужнее.
А теперь Нехочуха и Привередница, вы убедились, что неправильно питаетесь? (Нехочуха и Привередница обещают следить за своим питанием).
Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключения,
В этом нет сомнения!
- Спасибо, Айболит, что помог нам. (Айболит прощается и уходит)
(Слово предоставляется жюри).
Пришло время еще одного конкурса, в котором от команд потребуется быстрота и ловкость, ведь, кА известно, быстрого и ловкого болезнь не догонит. Я приглашаю участников команд построиться и приготовиться переносить овощи (фрукты, ведь наш конкурс так и называется «Перенеси овощи (фрукты)». Выигрывает та команда, которая быстрее их перенесет.
Следующий конкурс «Четвертый лишний». Командам дается по три карточки, на каждой из которой один предмет лишний, вы должны назвать его и объяснить свой выбор. Чья команда лучше справится с заданием – получит большее количество баллов.
Пока жюри подводит итоги, мы немного отдохнем.
Проводится подвижная игра «Яблонька» (играют все дети).
- Яблонька, яблонька, где же твои яблочки?
Заморозил их мороз? Или ветер их унес?
Или молния спалила? Или градом их побило?
Или птицы поклевали? Не морозил их мороз, и не ветер их унес.
- Не спалило их огнем, града не было с дождем,
Птицы их не поклевали…
Дети оборвали!
Ну а сейчас я попрошу участников команд превратиться в поварят, потому что следующий конкурс называется «Поварята». Вы будете называть блюда, в приготовлении которых используется картофель. За каждое названное блюдо команды получают по 1 баллу.
На этом вопросы нашей викторины закончились, я благодарю команды за проявленные способности, знания, ловкость, за ваш талант и эрудицию, и пока жюри подводит итоги, мы с вами выйдем на уборку урожая, чтобы запастись витаминами на всю зиму.
«Огородная – хороводная» (участвуют все дети).
Далее подведение итогов, награждение победителей.
И на прощание я предлагаю сказать нашим гостям и себе тоже два волшебных слова: «Будьте здоровы!» - (все дети).