Екатерина Блинкова
Информационно-творческий проект «Сундучок потешек»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-творческий проект
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение Детский сад № 10 «Сказка»
Информационно – творческий проект
«Сундучок потешек»
2014
Паспорт проекта
МБДОУ Детский сад №10 «Сказка»
г. Навашино Нижегородской области
1. Полное название проекта : «Сундучок потешек»
2. Авторы проекта : воспитатели группы раннего возраста Блинкова Е. Ю.
Публикация «Информационно-творческий проект „Сундучок потешек“» размещена в разделах
- Потешки для детей
- Потешки. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
3. Вид, тип, проекта : длительный, групповой, информационно – творческий.
4. Цели проекта :
Цель для педагога: создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора (потешки, песенки, стихи).
Цель, поставленная перед детьми: формировать умение проявлять положительные эмоции в общении с взрослыми и сверстниками.
5. Задачи:
• Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
• Развивать интерес и любовь к фольклору.
• Учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки.
• Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
6. Участники проекта : дети группы раннего возраста, воспитатель, родители.
7. Место проведения: МБДОУ Детский сад №10 «Сказка»
8. Сроки проведения: с 1 октября по 30 декабря.
9. Виды деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная.
10. Формы реализации проекта :
• Составление тематического перспективного плана.
• Конспекты игр- занятий.
• Составление картотеки игр - потешек на все случаи жизни.
11. Предполагаемые результаты:
Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.
Результат деятельности детей.
Заинтересованно рассматривают иллюстрации, слушают и проговаривают потешки и стихи за взрослыми, активно участвуют в играх- занятиях по развитию речи, более мягко проходит адаптация к детскому саду, дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым, малыши стали подвижны, раскрепощенны, сформированы простейшие КГН.
Этапы работы над проектом :
1 этап: Изучение методической литературы.
2 этап: Подбор фольклорных произведений.
3 этап: Составление тематического перспективного плана.
4 этап: Создание картотеки.
5 этап: Разработать консультации для родителей.
Аннотация.
Кто из нас не помнит эти удивительно нежные слова маминой колыбельной? А сколько ещё стишков и простых детских песенок «родом из детства» хранит наша память? «Коза рогатая», «Гуси-гуси», «Ладушки…». Все эти незатейливые игры, доставляющие огромное удовольствие и малышу и взрослому,- проверенный веками педагогический прием.
Построенные на различных движениях, в которых вовлекается малыш, - раскачивание на руке, подбрасывание на коленках, загибание пальчиков, - игры - потешки (стихи и движения, вид народной игры, забавление ребенка, ещё не говорящего, но уже понимающего речь) развивают двигательные навыки, вестибулярный аппарат, речь и даже мышление ребенка. Вот уж поистине: и забава, и наука… Сочетание ритма движений и рифмы приводит к потрясающему результату! Игры несут в себе огромное количество сведений об окружающем мире – знакомят с повадками животных и птиц, рассказывают о характере людей, объясняют значение слов. Заполняя песенками и играми – потешками день малыша, мы увидим отличный результат, который не заставит себя ждать!
Этапы реализации проекта
1 этап.
Изучение методической литературы.
Наблюдая за эмоциональной реакцией на прочтение детям потешек, я задалась вопросом, что же такое потешка и какова их роль в создании благоприятных условий для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста. С этой целью стала изучать методическую и художественную литературу.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Детский фольклор может стать средством воспитания ребёнка, так как черпает материал для детей из ранних источников. Прежде всего – это то, что взрослый на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребёнком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песни, которыми сопровождается уход за ребёнком.
Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками). Потешка - жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке, хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест (в отличие от считалки, где жест важнее слова). Такие задачи делают потешку прикладным, а не самостоятельным литературным жанром.
В период адаптации к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я, зная какую особую значимость фольклор приобретает в первые дни малыша в дошкольном учреждении, начала подбор потешек, которые помогают установить контакт с ребёнком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку – воспитателю. Правильно подобранные потешки помогают в режимных моментах. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т. е., привлекают его внимание к предметам, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует разговорной речи.
2 этап
Подбор фольклорных произведений.
Самого маленького потешка учит в процессе увлекательной игры с взрослым. Слово взрослого дает команду, а ребенок должен под эту команду сделать какие-то движения. Например, в известной потешке "ладушки", как только взрослый скажет это слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при словах "на головку сели" - положить ручки на головку. Постепенно ребенок овладевает речью и начинает сам себе давать команды.
3 этап
Составление тематического перспективного плана.
Месяц Виды детской деятельности Формы работы
Октябрь Чтение художественной литературы Потешка «Петушок-петушок»
Познавательная «Башенка из двух кубиков для петушка».
«Рассматривание петушка (игрушка)».
«Собери пирамидку для петушка».
Игра «Кто как кричит?»
Ноябрь Чтение художественной литературы Потешки «Киска-киска, киска брысь», «Как у нашего кота»
Познавательная «Дорожка для кошечки».
«Башенка для кошки».
Наблюдение за кошкой.
Игровая «Накормим кошку».
«Покатаем кошку на машине»
Декабрь Чтение художественной литературы Чтение потешек «Ладушки-ладушки», «Баю-бай», «Катя, Катя»
Познавательная «Стол и стул для куклы Кати»
«Укладывание куклы спать»
«Купание куклы»
«Одевание куклы Кати на прогулку»
«Покатаем куклу с горки»
«Катание кукол на машине»
Игровая «Накормим куклу Катю».
«Покатаем куклу Катю на коляске» и т. д.
Коммуникативная Разучивание потешек «Водичка, водичка…», «Ты расти, расти коса», «На моей тарелочке…», «Если хочешь прогуляться…».
В режимных процессах – умывание, одевание, расчесывания и др.
Чтение потешки «Петушок, петушок».
Цель: познакомить детей с фольклорным произведением, формировать познавательную активность, учить соотносить текст потешки с движением рук или пальцев, расширять знания детей о домашних животных, помочь малышам запомнить потешку, вызвать желание рассказывать её вместе с педагогом.
Материал: ширма для кукольного театра, игровой персонаж петушок, угощения для петушка.
Ход.
— Кто поёт «ку-ка-ре-ку»? Рано встаёт, деткам спать не даёт?
— Петушок.
— Позовё м его: «Петушок, петушок! Иди к нам!» (позови петушка Саша, Паша, Катя)
Воспитатель показывает игрушку петушка, дети рассматривают её.
— Какой петушок: большой или маленький?
— Петушок большой.
— Что у него на голове?
— На голове у петушка гребешок.
— Какой у петушка хвост?
— Хвост у петушка большой, красивый, колесом.
Воспитатель читает потешку :
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай свой голосок,
Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!
— Как кричит петушок?
— Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель предлагает детям попросить у петушка покричать. Дети просят вместе с воспитателем, затем по очереди.
Дети выполняют игровые действия: поят петушка водичкой, угощают зернышками. Воспитатель читает потешку ещё раз, дети договаривают слова и фразы.
Чтение потешки «Ладушки, ладушки»
Цель: формировать умение слушать образную поэтическую речь, побуждать детей проговаривать потешку вместе с воспитателем, учить детей подражать игровым действиям, формировать ощущение ритма.
Ход.
Воспитатель переодевшись «бабушкой» произносит потешку, делая соответствующие тексту движения руками.
Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
—Молочко.
—Кашку поели, молочко попили. Шу-у-у- Полетели!
На головку сели, Петушком запели. Ку-ка-реку!
Затем воспитатель повторяет потешку, играя руками ребенка, поощряет детей, когда они пытаются «подговаривать» текст и воспроизводить игровые движения.
Ладушки, ладушки!
— Где были?.
—У бабушки.
—Что ели?.
—Кашку.
— Что пили?.
—Молочко.
—Кашку поели, молочко попили….
— Шу-у-у -у полетели!
На головку сели, Петушком запели…
—Ку-ка-ре-ку!
—У тебя Ваня (Паша, Лена) есть бабушка?
—А какие у вас бабушки?
—Добрые, красивые, ласковые.
—Давайте, для наших бабушек, испечем пирожки.
Воспитатель поет песню «Я пеку, пеку, пеку…», а дети пекут пирожки и прянички для бабушки (эмитируют движения).
4 этап
Создание картотеки.
Вывод
Результатом моей работы явилось то, что расширился кругозор, увеличился словарный запас, они с большой охотой приходят в детский сад, легче прошли адаптационный период. Следует сказать и о том, что вводя в свою работу потешки, прибаутки я знакомлю детей с творчеством русского народа. Обыгрывая малые формы фольклора я использую красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты.
Потешки помогали наладить эмоциональный контакт. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка, во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).
Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.