Ирина Панкратова
Информационно — познавательный проект «Птицы наши друзья, покормите их зимой!»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора.
В холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают.
Публикация «Информационно — познавательный проект „Птицы наши друзья, покормите их зимой!“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.
Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы.
Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Данный проект направлен на развитие положительного отношения к окружающему миру, во время реализации проекта в наблюдениях за птицами ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.
Цель:
Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц. Изготовление кормушек для поддержания жизнедеятельности зимующих птиц.
Задачи:
- Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.
-Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.
-Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.
-Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.
Ожидаемые результаты:
Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Тип проекта – творческий, групповой, семейный; информационно – познавательный.
Вид проекта – среднесрочный.
Предполагаемый результат: Конкурс на лучшую кормушку, досуг «Птицы – наши друзья»
Участниками проекта стали дети 5 - 7 лет, их родители, воспитатели групп.
Работа над проектом предполагала 6 этапов: планирование, сбор и анализ информации, коррекция, осуществление проекта, презентация результата.
На первом этапе мы с детьми обозначили проблему: Как сформировать представления и знания о зимующих птицах и навыки оказания помощи им зимой.
Определили задачи для каждой группы участников:
Для детей: Узнать, чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? Как оказать помощь птицам зимой?
Для родителей: Поддержать желание детей узнать новое, вместе с детьми ответить на вопрос – Как помочь птицам зимой?
Для педагогов: Вызвать и поддержать интерес узнать новое о том, как помочь птицам зимой. Учить детей проявлять настойчивость при достижении результата.
Для воспитателя: Развивать умение находить ответы на вопросы из разных источников: у взрослых, из книг, из Интернета, фиксировать информацию (зарисовывать, записывать, фотографировать). Воспитывать активность, самостоятельность, совершенствовать стиль партнерских отношений. Создать условия для формирования расширения знаний о зимующих птицах. Составить план совместной деятельности по уходу и кормлению птиц зимой. Привлечь родителей к участию данного проекта (корм, кормушки). Совместно с детьми презентовать продукт.
На втором этапе у нас возникла необходимость ответить на вопросы: как, из каких источников мы можем получить информацию о зимующих птицах. Где будем использовать полученные данные. Получить поддержку от родителей на участие в реализации проекта. Для родителей были проведены: родительское собрание, консультации, беседы, круглые столы. На них родителей познакомили с тем, что образовательная работа в детском саду строится по тематике, в результате чего у детей должны сложиться определенные представления по данной теме. Развивающие задачи будут решаться через проектную деятельность, раскрыли ее значение в развитии детей и роли взрослых в ней. Родители выразили готовность оказывать помощь в реализации проекта.
Был разработан план действий:
1. Беседа «Зимующие птицы», «Кто заботится о птицах», «Как мы птицам помогали».
2. Заучивание стихов о птицах (Александр Яшин «Покормите птиц»)
4. Чтение рассказов, стихов, пословиц, поговорок о птицах
5. Д/игра «Накорми птиц», Д/игра «Верю – не верю»
6. Игровое упражнение «Назови ласково», «Скажи одним словом», «Четвертый лишний», «У кого кто?»,
7. Экскурсии по территории детского сада в зимний период.
Наблюдение, «Какие птицы прилетают на кормушку?»
Столовая для птиц
8. Прослушивание голосов птиц
9. Информация в уголке для родителей «Покормите птиц зимой»
10. Памятка “Как подкармливать птиц”.
Правила поведения возле кормушек.
11 Рассматривание иллюстраций:
а. «Зимующие птицы»
б. «Птицы» В. Берестова
в. «Летает – не летает»
г. «Птицы на участке»
д. «Филин и пташки»
12. Создание копилки загадок о птицах.
13. Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Вороны и собачка», «Птички в гнёздышках», «Прилетели птицы».
14. Продуктивная деятельность:
Рисование- «Снегири на ветке рябины»,
«Птицы на кормушке»,
«Прилетели птицы»,
«Птички – невелички снегири»
Лепка - «Покормите птиц зимой!»,
«Снегирь на ветке рябины»
15. Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей», А. Прокофьева «Снегири»
16. Вечерние посиделки «Птичье кафе».
На третьем этапе: мы предложили детям понаблюдать за поведением птиц в природе, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет, повадки и т. д., и отгадывать их по их описанию.
Вместе с родителями написать небольшие рассказы «Покормите птиц зимой!», «Кто прилетел на кормушку?». Ежедневно мы получали новый материал, изучали его с детьми. Радовались каждому ответу, отмечали каждого ребенка и родителей, представивших их. В разнообразных видах деятельности дети накапливали и обогащали свои знания.
Родители активно помогали в изучении материала о зимующих птицах. Принесли наглядно – иллюстрированный материал. Оказали необходимую помощь при составлении и оформлении материала. Воспитывали у детей любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Когда был набран необходимый материал, у нас получилась выставка «Пернатые гости», совместная работа «Эко кормушки». Мы подготовили развлечение «Птицы – наши друзья» совместно с детьми и родителями.
На четвертом этапе была проведена коррекция проекта, поэтому было увеличено время на его реализацию, т. к. дети и родители приносили новую информацию. Соответственно увеличилось число мероприятий.
Пятый этап – осуществление проекта. В рамках проекта мы обобщили знания детей о зимующих птицах. На занятиях, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей и в режимных моментах мы закрепили представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии, вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, играют определенную роль в эволюции планеты. Провели совместно с родителями досуг «Птицы – наши друзья. На встрече с библиотекарем познакомились с книгой В. Чаплиной «Птицы под нашим окном».
Ольга Николаевна рассказала детям увлекательные истории из жизни зимующих птиц, о их повадках, что их надо подкармливать в зимний период.
Провели акцию "Покормите птиц зимой"
Заготовили корм для пернатых гостей
Посмотрели презентацию "Покормите птиц зимой"
Предложили изготовить кормушки для птиц совместно с родителями.
Организовали выставку кормушек «Столовая для пернатых».
Распределили кормушки для птиц на территории детского сада.
На шестом этапе мы провели презентацию нашего проекта. На защиту проекта мы пригласили родителей и воспитателей МБДОУ.
Результаты проекта: В ходе реализации проекта у воспитанников
возник интерес к поиску новой информации, желание делиться полученными знаниями;
расширились знания и представления об особенностях жизни зимующих птиц; увеличился словарный запас по данной теме;
пополнилась картотека игр, картинок с информацией о птицах;
повысился уровень сформированности знаний о птицах.
В процессе работы у детей возникло желание создавать условия для птиц: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.
Вывод: реализация проекта «Птицы наши друзья, покормите их зимой» способствовала развитию, как деятельностной, информационной, коммуникативной, так и социальной компетентностей.
Приложение:
Картотека пословиц и поговорок о птицах
Видно птицу по полету.
Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.
Старого воробья на мякине не проведешь.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.
Всякая ворона свой зябок набивает.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Знает птица, что без Родины не годится.
Всякая птица своим пером гордится.
Всякая птица по-своему поет.
Всякая птица своим клювом сыта.
У каждой пташки — свои замашки.
Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.
Вороненку гнездо — родимая хата.
Немного синица ест, пьет, да весело живет.
Сорока без причины не стрекочет.
Сорока весть на хвосте принесла.
Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.
Соловей берет пением, а человек — умением.
Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
Дидактическая игра «Верю – не верю»
Задачи: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю при этом отвечает тот ребенок кому воспитатель бросает мяч.
· Клесты выводят птенцов зимой.
· У синицы желтая грудка.
· У воробья большой сильный клюв. (Не верим) А у кого такой клюв?
· У сороки длинный черный хвост.
· У свиристеля на голове хохолок.
· Снегирь любит сало. (Не верим) Какая птица любит сало?
· Ворона питается остатками пищи.
· Клесты любят семена шишек.
Памятка “Как подкармливать птиц”.
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма : семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные, сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало. Нельзя давать чёрный хлеб.
Правила поведения возле кормушек.
Громко не кричать,
не сорить,
не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,
жестяные банки и коробочки.
Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.