Ольга Васильевна Анциферова
Методическая разработка «Веселые старты разноцветных физминуток» (здоровьесберегающая технология)
▼ Скачать + Заказать документы
Веселые старты разноцветных физминуток
Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.
Очевидно, что взрослые должны у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Каждый воспитатель, для предупреждения возникновения утомления, должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут! Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.
Темочки:
- Веселые старты. Сценарии эстафет
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Физминутки - это “минутка” активного и здорового отдыха во время малоподвижной непосредственной образовательной деятельности. Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине непосредственной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Совсем необязательно провести лишь одну физминутку, больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Но не увлекайтесь и не превышайте временной лимит! Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.
Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Она необходима и важна, это - “минутка” активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно!
Физминутка – это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Но усталости чего? Что устало у детей именно сейчас? Какая физминутка принесет наибольшую пользу? Ответы на эти вопросы воспитатели обязательно должны знать прежде, чем предложить физминутку детям.
Различных физминуток бесчисленное множество. В наше время их можно найти и в большом количестве книг, представленных на полках книжных магазинов, и в интернете. Но не забывайте, что выбор той самой эффективной, подходящей вашим детям именно сейчас физминутки зависит от того, каким видом деятельности вы в данное время занимаетесь с дошкольниками, ведь наверняка все воспитатели согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физминутки малыши нуждаются больше всего!
Виды физминуток
1. Физминутки – разминки для всего тела (двигательно – речевые);
2. Упражнения для глаз;
3. Пальчиковая гимнастика;
ФИЗМИНУТКИ – РАЗМИНКИ ДЛЯ ВСЕГО ТЕЛА (ДВИГАТЕЛЬНО – РЕЧЕВЫЕ);
КРАСНЫЕ
Ой, Мороз Красный нос,
Мы тебя все знаем.
(хлопки в ладоши)
И тебя, Дед Мороз
Радостно встречаем.
(руки на поясе, наклоны туловища вперед)
Ой, Мороз Красный нос,
Песню запеваем.
(хлопки в ладоши)
И тебя в хоровод
К детям приглашаем.
(приседания)
Ой, Мороз Красный нос
Бей сильней в ладоши!
(хлопки в ладоши)
А у нас веселей
Затанцуют ножки!
(прыжки на месте)
***
Наши красные цветки
Распускают лепестки.
(плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(качание руками вправо – влево)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки,
(Присели спрятались)
Головой качают,
(Движение головой вправо и влево)
Тихо засыпают.
ЖЕЛТЫЕ
Тучи в небе кружатся,
(Дети плавно покачиваются с ноги на ногу)
Что ни шаг, то лужица.
(Ходьба на месте с высоким подниманием колена)
День осенний хмурится,
Руки на поясе, повороты вправо, влево)
Листопад на улице.
(Кружатся на месте)
По дороге стелется
Желтая метелица.
(Легко бегут по кругу)
***
Желтое солнце на землю глядит,
(Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)
Желтый подсолнух за солнцем следит.
(Качание руками влево и вправо)
Желтые груши на ветках висят
(Встряхивание руками вниз)
Желтые листья с деревьев летят.
(Махи руками в стороны, вверх, вниз)
Желтая бабочка, желтая букашка
Желтые лютики, желтая ромашка.
(приседания)
Желтое солнышко, Желтенький песочек,
Желтый цвет радости, радуйся, дружочек.
(прыжки на месте)
***
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели
БЕЛЫЕ
Выпал беленький снежок -
Собрались мы все в кружок:
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать,
Будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее,
Будем прыгать мы скорее.
***
Покатился снежный ком,
(крутить руками)
Я за ним бегом, бегом
(бег на месте)
Об забор лбом – бом!
(наклон туловища, задевая лбом колена)
***
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
(из малого круга сделать большой – кружась вокруг себя)
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
(встать на оду ножку)
Встанем вместе все в кружок
Получается снежок.
(сделать малый круг и присесть)
***
Был белый дом, чудесный дом,
(стоя обхватив руками плечи)
Но что то застучало в нем
(постучать кулачками рука об руку)
И он разбился и оттуда
(подпрыгнуть на месте)
Живое выбежало чудо –
(присесть)
Такое теплое, живое,
(резко встать, руки вверх, посмотреть на руки)
Пушистое и золотое.
***
КОРИЧНЕВЫЕ
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают.
(изображают летающих птичек)
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
(изображают ветер руками и туловищем)
Птички спрятались в дупло
Там уютно и тепло.
(приседают и укрываются руками, обнимая себя)
***
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной прокладкой.
***
БЕЖЕВЫЕ
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной прокладкой.
ЗЕЛЕНЫЕ
Здесь сидеть мне неохота
(Движение головой к правому и левому плечу)
Лучше прыгну я в болото.
(Прыжки на месте)
Я – зеленая толстушка
(Наклоны туловища вправо и влево)
Все зовут меня …лягушка
(Хлопок в ладоши)
***
Я гуляю по дорожке
(шаг на месте)
А кузнечик скачет рядом
(прыжки на месте)
Наклонюсь, возьму в ладошки
Здесь скакать ему не надо,
(наклоны вперед)
Пусть сидит он лучше в травке:
Там с ним будет все в порядке
(присесть на корточки)
***
На балконе две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
(прыжки как лягушки)
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
(по тексту)
***
Поднимите плечики.
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
ГОЛУБЫЕ
Светит полная луна –
(руками изобразить луну)
За луной бежит волна,
(руками изобразить волны)
Ветер веет на просторе,
И всю ночь волнует море…
(руки качать из стороны в стороны и дуть)
Волн спокойных мерный шум
Усыпляет праздный ум…
(руками делать волны от быстрого к медленному темпу)
Но так долго вредно спать –
(застыть)
Нам давно пора вставать.
(подпрыгнуть, руки вверх)
ЧЕРНЫЕ
Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
(Дети ритмично шагают под первые две строчки)
В дымоходе чернота,
(На последнем слоге строки хлопок)
Отыщи - ка ты кота
(разводят руки в стороны и изображают удивление)
***
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка серый бок!
(Поочередное топанье ногой, затем другой)
Я копытцем постучу,
(ходьба на месте)
Если хочешь прокачу!
(легкий бег на месте)
Посмотри как я красива,
Хороши и хвост и грива.
(руки на поясе, наклоны туловища влево и вправо)
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка серый бок!
(кружимся на месте)
ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ
«Пчела — оса». По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу. Оса расположена дальше от детей, чем пчела. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.
«Маятник». В руках воспитателя – метроном. Дети следят за стрелкой глазами, переводят глаза слева направо и наоборот.
Упражнение «Далеко-близко». Вытянуть правую руку вперед и смотреть 5 сек. на большой палец руки, затем переводим взгляд вдаль и смотрим 5 сек. на любой предмет (повторить 3 раза).
«Рисуем геометрические фигуры глазами» Воспитатель показывает фигуры, дети «обводят» их глазами.
«Вправо-влево смотрит кошка». В руках воспитателя – игрушка, кошка. Ее голова поворачивается, дети следят слева направо и наоборот.
«Рисуем цифры глазами».Воспитатель показывает цифры, дети «обводят» их глазами.
«Вверх ты руку подними, на игрушку посмотри…». Поднимаем медленно поочередно правую и левую руки, держим в руках мелкие игрушки из Киндер-сюрприза, следим глазами за ними.
«Солнышко и тучки»
Солнышко с тучками в прятки играло.
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки. (смотреть глазами вправо — влево)
Легких — две штучки,
Тяжелых — три штучки. (смотреть глазами вверх — вниз)
Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло. (Поморгать глазками)
«Вверх снежинку подними». Поднимаем медленно поочередно правую и левую руки, держим в руках бумажные снежинки, следим глазами за ними. Аналогично передвигаем поочередно правой и левой вытянутыми руками слева направо.
«Рисуем буквы». Воспитатель показывает буквы (М, В, З, И, Л, О, П, Р). Дети «рисуют» буквы глазами.
«Маятник». Перемещаем взгляд с игрушки в руках (прямо перед глазами на расстоянии примерно 30 см) на игрушку на расстоянии приблизительно 3 метра.
«Поморгаем глазками». Воспитатель показывает игрушку – дети смотрят, спрятала игрушку – моргают.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Листья» Мы дорожки подметаем,
Листья в кучи собираем,
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души!
Ох, устали - Отдохнем
И домой скорей пойдем «Цветы» Расцвели в саду цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветочки,
Пять волшебных лепесточков.
«Помощники» Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так
Не обидятся никак. «Неваляшки» Мы веселые милашки
Чудо – куклы, неваляшки.
Мы танцуем и поем:
Очень весело живем!
«Капустка» Мы капустку рубим - рубим,
Мы капустку солим - солим,
Мы капустку трем - трем,
Мы капустку жмём – жмём
«Мы рисовали» Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.